Найти в Дзене
Библиоманул

Сергей Снегов "Люди как боги"

Наверняка уж первый-то том этой позднесоветской фантастической классики должен был читать, но, если и так, то прочно забыл. "Я не люблю летать на драконах. В них есть что-то от древнего театра. А неповоротливых пегасов и попросту не терплю. На Земле для полётов я беру обычную авиетку - так и надёжней и удобней". Персонаж Андре Шерстюк, есть ещё Лусин без имени, любитель драконов, вероятно с отсылкой к китайскому классику, правда рыжий. Первые строки напоминают и о Стругацких, и о Булычёве, и о Ларионовой. "Совсем забыл, братцы! - сказал он и оглянулся, как бы боясь, что кто-то подслушает. - В Палате Звёздных Маршрутов сегодня получено удивительное сообщение. Толком никто ничего не знает, а в общих чертах - открыты новые разумные существа. Что-то вроде людей. И, похоже, в их обществе свирепствуют междоусобные войны куда посерьёзней, чем древние человеческие". Вселенная инфантильных акселератов небожителей ежедневно без опаски открывает всё новых инопланетян, что же может пойти не т

Наверняка уж первый-то том этой позднесоветской фантастической классики должен был читать, но, если и так, то прочно забыл.

"Я не люблю летать на драконах. В них есть что-то от древнего театра. А неповоротливых пегасов и попросту не терплю. На Земле для полётов я беру обычную авиетку - так и надёжней и удобней".

Персонаж Андре Шерстюк, есть ещё Лусин без имени, любитель драконов, вероятно с отсылкой к китайскому классику, правда рыжий.

Первые строки напоминают и о Стругацких, и о Булычёве, и о Ларионовой.

"Совсем забыл, братцы! - сказал он и оглянулся, как бы боясь, что кто-то подслушает. - В Палате Звёздных Маршрутов сегодня получено удивительное сообщение. Толком никто ничего не знает, а в общих чертах - открыты новые разумные существа. Что-то вроде людей. И, похоже, в их обществе свирепствуют междоусобные войны куда посерьёзней, чем древние человеческие".

Вселенная инфантильных акселератов небожителей ежедневно без опаски открывает всё новых инопланетян, что же может пойти не так.

Звёздное небо и патетика космических путешествий.

"Может, и сейчас их корабль несётся шальным небесным телом, а мёртвые космонавты сжимают истлевшими пальцами рукояти рулей".

Тотальное управление климатом Земли и человеческим развитием, мысленное управление транспортом, электронные помощники и защитники.

Памятник одной из ипостасей автора (позже будут ещё его стихи).

Информация о враждующей паре космических рас, сопоставимых с человечеством по могуществу, а то и превосходящих.

Выглядящее сомнительным безоговорочное доверие этике электронной помощницы: "...Охранительница промолчит о моих неудачах, ни один друг, самый вернейший, не хранит так тайн, как она! Нет, для меня она не была просто умно придуманной, умело смонтированной частью огромной машины - она была своеобразной частью меня самого".

Подмигивание современникам в диалоге о старинных временах: выбрасывание товаров, влепить строгача, "За Ураном экспрессы разгоняются".

Искусственная планета - "космическое новообразование" и гостящие там разновидности инопланетян на любой вкус.

"Мне странно теперь, что перелом моего существования от примитивного человеческого эгоизма к ощущению единства мира был ознаменован прозаическим советом настроить дешифратор".

Влюблённость героя в инопланетное не пойми что на одной ноге; идеологически безупречное воспитание классово чуждого ангела и потенциальный враг - ограниченный ложно понятыми интересами человечества правый уклонист, хотя судя по испанской фамилии Ромеро, должен бы, напротив, быть троцкистом (справились в итоге с перевоспитанием без колонии, гуманизм коммунистов будущего это вам не это).

Коммунизм, к слову, победил Землю в 2001 и главный герой с сестрой твёрдо решают осчастливить им и всех встреченных инопланетян.

То что мне показалось патетикой сначала, меркнет по сравнению с пафосом пролога ко второй части.

"Мы промчались меж звёзд факелом освобождения, ударили в грудь жестоких угнетателей мечом возмездия".

По пути к новым победам подобрали пару древних космонавтов, безостановочное нытьё рассказчика о предстоящих трагедиях несколько раздражает, но вот и боевая сцена, по итогам которой отрицательный землянин оказывается трусоватым изоляционистом.

"...разве можно измерять справедливость в километрах?".

Коммунарский апокриф на библейскую тему изгнания из рая, новое космическое сражение и плановый энтузиазм масс.

"Начать с того, что нет ещё плана - чем заниматься "Планетострою"? Одно направление, казалось бы, естественнейшее, его уже осуществляют - возведение новых планет вокруг одиноких светил, соседей Солнца. Строительство идёт под лозунгами: "Покончим с пустыми звёздами!", "Добьёмся наивысшей планетности для звёзд нашего района Галактики!", "У любой звезды - планеты для любых условий жизни!", "Нежизнеспособная планета - враг, найди её и переоборудуй!" - и прочее в том же роде".

Тотальный контроль человеческих мыслей и произвольная их публикация машиной-охранительницей.

Дом-город, ставший столицей коммунистической Земли, заставляет вспомнить платоновский "Котлован" и идея начинает играть другими красками.

По большому счёту, в первой книге лишь расставлены декорации, вполне возможно, дальше станет заметно лучше, и проявится обещанная аннотацией космоопера, но читать продолжение не особо хочется. 

"На огнедышащих драконах летать только в ад, а это я погожу".

Второй том, из примечательного там разве что диспут с вражиной (утрируя, можно сказать, что идеальные коммунисты встретились с реальными) об освоении вселенной, в котором растущий в чинах главный герой того диалектически разносит, да распропагандирование противника.

"Такой приказ нам по душе! Если бы вы знали, ребята, как тяжела служба...".

Ещё есть дружеская, похожая по признакам на космических фэйри, раса, со своими странностями, а главный герой выступает почти ветхозаветным пророком, обещая тем апокалипсис в случае уклонения от сотрудничества.

Даже не знаю, как прокомментировать: "Двуполость слишком элементарна, грубое противопоставление мужчины и женщины - примитив, который нельзя оправдять ни морально, ни конструктивно. Расчёты показывают, что только шестиполость гарантирует совершенство".

Третья часть начата по лекалам античной трагедии - постаревший герой, презрев дурные пророчества, отправляется в обреченный поход (как выяснится, он снова немного переигрывает), а дальше много нытья о будущих потерях, нагромождений фантазий о недоброжелательном космосе и унылого ожидания обещанного на первых страницах предательства. 

Потом муторная возня на планете трёхглазых телепатов, обильное цитирование, прямое и скрытое, где-то снабженное насмешкой, Библии, главный герой ходит за советом и прощением к мёртвым, а потерь всё больше, повороты сюжета почти детективные, но и открытия масштабные.

"Мы, жизнь, взрыв в костной (так у автора) материи". Оптимистический, по сравнению с началом, финал.

История оказалась намного масштабнее, чем ожидалось поначалу, конечно.

С другой стороны, фантастика вполне классическая, если убрать сугубо коммунистические фантазии первого тома, логикой двух оставшихся вполне возможно представить развитие авторской вселенной в подобие вархаммера - есть сопоставимые с основными расы, а ещё и "жестокие боги" появились (атеисты против богов - неплохо). 

Очевидно развитие героя от щенячьего юношеского восторга к зрелой горечи и ответственности; устройство общества противоречивое, представляю, что с ним сделал бы Константин Крылов, растерзавший мир Полдня.

Сам автор говорил о мягкой пародии на современную ему фантастику и Библию, может и так фрагментами. 

Безусловное уважение к жизненным испытаниям автора, но если выбирать фантастику по этому критерию, лучше уж "Розу мира" перечитать