Одна из твоих дорог ведет в казенный дом, другая — за кордон. Ты станешь богатым и знаменитым, если выберешь вторую, - нагадала ему однажды цыганка, заставив всерьез задуматься о будущем.
Для него, сибиряка, рожденного в СССР в 1942-м году, как и для большинства советских граждан, путь заграницу мог пригрезится только во сне. Пределом мечтаний могли быть только страны соцлагеря, о поездке в капстраны даже подумать было страшно.
Но именно капиталистическая реальность, занавес над которой приоткрылся еще в 50-е, позволив заглянуть в замочную скважину, манила, суля комфортную жизнь и благополучие. Именно туда старались сбежать те, кто хоть раз прикоснулся к загнивающему капиталистическому миру. Дети элиты, дипломаты, сотрудники госбезопасности, писатели и артисты...
Да, справедливости ради, надо отметить, что находились и те, кто искал спасения от цинизма западного мира в СССР. Но то были единицы. Агенты спецслужб, сотрудничавшие с КГБ, деятели культуры. Все больше идейные. Кому мечты о равенстве и братстве казались правильным путем для строителей общества будущего.
И, наверное, самым известным из западных перебежчиков стал американский музыкант и киноактер Дин Рид. Опубликовав в 1971 году открытое письмо в журнале "Огонек", он вступил в открытую полемику с советским писателем и диссидентом Александром Солженициным, активно выступавшим против коммунистических идеалов и СССР:
Вы заклеймили Советский Союз как "глубоко больное общество", поражённое
ненавистью и несправедливостью, — писал Дин Рид. — Вы говорите, что
советское правительство "не могло бы жить без врагов и вся атмосфера
пропитана ненавистью"... Вы, должно быть, говорите о моей родине! Ведь именно Америка, а не Советский Союз, ведёт войны и создаёт напряжённую обстановку, чтобы давать возможность своей экономике действовать, а нашему военно-промышленному комплексу наживать ещё больше богатства и власти на крови... Больное общество у меня на родине, а не у вас, г-н Солженицын!
Вот только идейность западных граждан, выбравших Страну Советов вторым домом, часто разбивалась о советский быт и лицемерие Политбюро. И многие из них, кто отказался от гражданства, но не предал страну, спешили вернуться на родину.
Даже печально знаменитый Ли Харви Освальд, прожив несколько лет в СССР и женившись на советской девушке, вскоре признавался:
Я начинаю пересматривать свое желание остаться. Работа серая, деньги
негде тратить, нет ночных клубов и боулинга, нет мест отдыха, кроме
профсоюзных танцев. С меня достаточно...
Западный мир манил блеском и роскошью, популярной Американской мечтой и свободой. Немудрено, что всегда находились те, кто, желая стать хозяином своей судьбы, всеми силами стремился попасть туда.
Мы продолжаем рассказывать истории невероятных побегов из СССР.
Петр Патрушев родился 26 мая 1942 года в городке Колпашево, раскинувшемся на правом берегу Оби в 270 км к северо-западу от Томска, став третьим ребенком в семье. Уже через месяц после его рождения отца призвали на фронт, где тот вскоре погиб.
С детства Петр рос любознательным и активным. Еще в юности увлекся медициной и психологией, начал заниматься плаванием, демонстрируя неплохие результаты. У него могло бы быть отличное спортивное будущее - Патрушев всерьез подумывал о том, чтобы попасть в советскую сборную для участия в Олимпийских играх 1964 года в Токио, но судьба распорядилась иначе.
Хрущевская "оттепель" сняла многие существовавшие до этого ограничения и оказала огромное влияние на формирование мировоззрения молодого поколения. Позже Патрушев признавался, что именно тогда начал слушать запретные иностранные "голоса", подмечая, что жизнь советского человека вовсе не такая, как о ней рассказывает газета "Правда".
Ему хотелось путешествовать по миру, для чего он начал активно изучать иностранные языки. Собирался поступать в институт, но его призвали в армию. Попал в Новосибирск, в спортивный клуб армии, по праву считавшийся "кузницей чемпионов", где должен был продолжать тренироваться и готовиться к соревнованиям. Вот только вскоре о плавании пришлось забыть, т.к. его неожиданно перевели в обычную часть.
Много позже Патрушев узнал, что перевод был связан с разгоревшимся конфликтом между его тренером и директором бассейна, написавшим кляузу и обвинившим перспективного пловца Петра Патрушева в "своеволии и вольнодумстве".
На новом месте службы спортсмен тоже надолго не задержался. Виной тому стали произвол и дедовщина, покрываемые младшими командирами. Обладавший отличной физической формой, он заступился за сослуживца, которого притесняли старослужащие и тем испортил себе жизнь.
Старшина пообещал устроить ему при случае "темную".
Чтобы спастись от увечий или даже смерти, Петр решает прибегнуть к
хитрости и выдать себя за психически больного, - рассказывал историю Патрушева журналист Азарий Мессерер. - Ему удается обмануть врачей, и он попадает в Томскую психиатрическую больницу. Но укрыться там надолго не удается: друзья, студенты-медики, сообщают о том, что врачи собираются «лечить» его сильнейшими препаратами...
Какой спрос с психа? В одном больничном халате и тапочках Петр Патрушев дал дёру. Какое-то время скрывался в доме своего тренера по плаванию.
Впоследствии Петр сильно переживал из-за того, что навлек на своего
спасителя преследования властей, и в течение многих лет стремился
посильно помогать материально ему и его близким, - писал Мессерер.
В больнице шум поднимать не стали - "самоволка" больного негативно бы отразилась на администрации и лечащем враче. Потому главврач пригласил брата Петра Патрушева и оформил поручительство задним числом, сняв с себя всякую ответственность за дальнейшую судьбу беглеца.
Между тем, Патрушев прекрасно понимал, что прятаться вечно не сможет. "Психушка" ставила крест и на его дальнейшей спортивной карьере, и на будущем в целом. Куда ему идти с белым билетом?
Мысль покинуть СССР пришла ему в начале 1962 года. После того, как цыганка предсказала богатство и известность, которые ждали его за границей. Не знаю, на сколько уж компетентна была гадалка в вопросах будущего, но Петр ей поверил, увидев единственный для себя выход из сложившейся ситуации.
Шансов попасть на следовавший за рубеж теплоход у него не было. Официально выехать из СССР в качестве туриста он не мог. Перспектива загранкомандировок ему не светила вовсе. Так что он решил надеяться только на себя. И просто уплыть из страны в поисках светлого будущего.
Патрушев перебрался в Батуми, временно расположившись дома у матери своего друга. Пришел в спорткомитет Грузинской ССР, где как раз формировалась команда по плаванию. Здесь за титулованного пловца вцепились мертвой хваткой: устроили на завод (тогда все спортсмены числились за каким-либо предприятием, т.к. профессии "спортсмен" не существовало вовсе), положили оклад в 120 руб., выделили место в общежитии и допустили к тренировочной базе.
Когда новым членом команды заинтересовался местный КГБ (может, просто хотели проверить сибиряка на благонадежность - всё-таки ему предстояло отстаивать честь республики на соревнованиях, а может, заподозрили что-то), Патрушев понял, что пришла пора действовать.
План был простой: от Батуми до турецкого берега - менее 30 километров. У него должно хватить сил, чтобы добраться туда. Трудности составляло пересечение границы, морские течения и рыбацкие сети, в которых запросто можно было запутаться. Но отступать он не собирался. Плыть решил ночью, под покровом темноты. Из вещей - маска, ласты да плавки. Еще плитка шоколада, чтобы пополнить силы, документы в непромокаемом пакете и игла на случай судороги.
Включился первый прожектор. Он хлестнул море подобно щупальцу гигантского осьминога. Я глубоко нырнул, чувствуя, как растет давление в ушах. Все мои тренировки, испытания на пляже будто бы испарились. Теперь я остался с опасностью наедине, без всякой подстраховки. Вынырнул на поверхность, задыхаясь, - вспоминал свое плавание Петр Патрушев в мемуарах. - Если так реагировать на каждый прожектор, далеко не уйти. Напомнил себе: просто лежать чуть-чуть под поверхностью воды, распластавшись, как медуза, чтобы сберечь силы и не быть обнаруженным. Почти тотчас же луч прожектора опять прошел надо мной. Я нырнул, на этот раз не столь глубоко. «Медуза, — повторял себе, — медуза». В промежутках между ныряниями быстро плыл, чередуя свободный стиль и движение на спине...
В СССР Петра Патрушева приговорили к расстрелу за измену. А в Турции, где он надеялся обрести свободу, его задержали и длительное время допрашивали. Турецкие компетентные органы не могли поверить, что прекрасно подготовленный советский пловец - всего лишь беглец, а не агент КГБ, засланный со специальной миссией.
В Турции ему не поверили! От него требовали признать себя шпионом,
заброшенным на подводной лодке с целью сбора сведений о береговых
объектах. На нем тренировали турецких следователей, выдавших ему все
следственные фокусы по полной программе: от бесконечных «конвейерных»
допросов без сна и пищи до фиктивного расстрела холостыми патронами, -
писал Мессерер.
Спустя 2 года после побега, в 1964 году Петр Патрушев получил австралийскую визу и отправился на край света. В 1968 году стал полноправным гражданином Австралии.
Став своим в капиталистическом мире, Патрушев в разное время работал ведущим Би-би-си в Лондоне и на Радио «Свобода» в Мюнхене и Сан-Франциско. Занимался журналистикой, был телеведущим и переводчиком-синхронистом. Стоял у истоков создания Сети разрешения конфликтов (Conflict Resolution Network, CRN) Стеллы и Хелен Корнелиус, ставшей прообразом Миротворческого и конфликтологического центра Сиднейского университета. И, наверняка, сотрудничал с западными спецслужбами (но это не точно, т.к. никакой официальной информации в открытых источниках по этому поводу нет).
В 1990 году впервые за 28 лет он приехал в СССР, декларируя намерения повидаться с родственниками, на самом же деле стремясь наладить контакты CRN с соответствующими организациями в Союзе. К этому времени предполагалось, что смертный приговор, вынесенный ему в 1962 году, уже должен быть отменён.
Патрушева задержали в аэропорту без объяснения причин и без возможности с кем-либо связаться. К нему даже не допустили сотрудников австралийского посольства. О чем беседовали сотрудники КГБ с беглецом так и осталось тайной за семью печатями.
Через 8 часов его просто выпустили, заявив, что "Перестройка работает!"
В качестве переводчика-синхрониста Петр Патрушев неоднократно прнимал участие во встречах на высшем уровне.
Из знаменитостей упомяну академика Сахарова, президентов Ельцина, Горбачева, Путина, а в Австралии — Хоука, Говарда, Радда. Но вне контекста о них говорить поверхностно, а в контексте каждый эпизод — это по меньшей мере маленький рассказ, — признавался Патрушев.
После крушения СССР Петр Патрушев регулярно посещал Россию, став основателем центра CRN в Москве и опубликовав собственный перевод книги,
изданной CRN, «Everyone Can Win» - «Выиграть может каждый». Личным примером демонстрируя возможность достижения даже самых невероятных целей. Встречался с матерью, сестрой и братом.
До самой смерти он жил в Джервис-Бэй, штат Новый Южный Уэльс, Австралия, с женой и сыном.
Скончался несостоявшийся советский спортсмен, совершивший немыслимый заплыв в открытом море, а также успешный австралийский переводчик, журналист и писатель Петр Патрушев 28 марта 2016 года от инсульта.
В программе, посвященной его противоречивой биографии, телеведущий Ричард Фидлер признался:
Жизнь русского переводчика Петра Патрушева похожа на приключенческий роман. Петр – удивительный, незаурядный человек, прославивший Австралию...
Уважаемые читатели, теперь Дзен дает возможность поблагодарить автора. Оставить благодарность и поддержать канал можно, нажав на кнопку "Поддержать" под статьей. Или перейдя по ССЫЛКЕ
Подписывайтесь на нас в Телеграм
Еще по теме:
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк))