Джеймс Уелдон Джонсон начал свою поэму — проповедь в стихах — о блудном сыне следующими словами: «Юноша, юноша, твои руки слишком коротки, чтобы боксировать с Богом». Эти строки легко запоминаются благодаря их яркой образности. Представьте себе боксера с короткими руками, тщетно пытающегося нанести удар противнику, у которого руки намного длиннее. Вообразите двух рыцарей в средние века, в доспехах и верхом, изготовившихся для рыцарского турнира. У одного копье длиной четыре метра, а у другого — только два! Точно так же мы можем представить себе две команды игроков, совершенно не соответствующие друг другу по уровню (как например, в 2003 г. на мировом чемпионате по регби, когда австралийская команда одержала победу над Намибией со счетом 142–0). Поэт Джонсон хотел сказать, что мы попадаем как раз в такую ситуацию, когда думаем сразиться с Богом. Мы абсолютно в разных весовых категориях. Мы не сможем победить ни при каких обстоятельствах.
Тщетность борьбы против Бога хорошо показана в книге Исход. История, рассказанная в этой книге — это, в сущности, история о единственном истинном Боге, выступающем против многих лжебогов Египта. Мы также можем рассматривать ее как историю о единственном истинном Боге, выступающем против фараона, которого считали богом. В конце концов, Бог, конечно, выиграл битву. Израиль был освобожден, и сам фараон признал могущество Бога.
Первые две главы книги Исход дают нам предварительное представление обо всем повествовании. Здесь фараон предпринимает согласованные усилия, чтобы уничтожить Божий народ, а следовательно, одержать победу над Богом, но при каждой попытке терпит поражение.
ФАРАОН СТРЕМИЛСЯ УНИЧТОЖИТЬ БОЖИЙ НАРОД
Фараон поработил их. Почему? Потому что боялся их. Каков был результат? Народ израильский умножался: «Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых» (Исх. 1:12).
Фараон с жестокостью принуждал их к работам. Когда фараон увидел, что его усилия не достигли цели, он заставил народ работать больше: «И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх. 1:13, 14). Очевидно, что это тоже не принесло никакого результата, так как фараон на этом не остановился.
Фараон приказал еврейским повивальным бабкам убивать новорожденных мальчиков: «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живёт» (Исх. 1:15, 16). Повивальные бабки отказались повиноваться фараону, потому что они «боялись Бога», и Бог благословил этих повивальных бабок. «Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придёт к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их» (Исх. 1:17-21). Он «устраивал дома их» (1:21), позволив им «иметь собственные семьи» (Совр. пер.). Он сохранил их историю и имена для потомков. (Обратите внимание, что эти женщины названы в книге Исход по имени, в то время как фараон остался безымянным). Грандиозному плану фараона помешали две простые женщины!
После этого фараон приказал бросать новорожденных младенцев в Нил: «Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорождённого у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Исх. 1:22). В каком-то смысле в этот раз фараон преуспел, так как его приказ исполнялся. Позднее, однако, египтяне заплатят за эти убийства жизнью своих первенцев (Исх. 4:23)! С другой стороны, эта стратегия привела к обратным результатам, ибо она позволила Богу воспитать избавителя Израиля в доме фараона под присмотром его собственной матери еврейки за счет фараона! За всем этим стоял Бог, осуществлявший Свой план.
НАШИ ПОПЫТКИ ПОБЕДИТЬ БОГА ИМЕЮТ ПОСЛЕДСТВИЯ
Бороться с Богом тщетно. Все силы зла в этом мире, хотя кажется, что они сейчас одерживают победу, в конце будут побеждены! (Это тема книги Откровение). Тщетные попытки фараона победить Бога доказывают, что люди не могут бороться с Богом и одержать победу. Мы сражаемся с Ним, когда мы думаем, что можем грешить безнаказанно, как будто бы мы можем грешить против Бога и не попасться. У Бога ничто не пройдет безнаказанным. В Его вселенной действует закон последствий, который Он установил: «Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7). Вы будете призваны к ответу за ваш бунт против Создателя вселенной.
НАШИ ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА МОГУТ БЫТЬ ПРОЩЕНЫ
Божий закон «что посеешь, то и пожнешь» неумолим. Однако Он дал нам нечто, что заменяет собой тот закон. Вы можете избежать окончательных последствий своего греха благодаря тому, что Христос умер за вас. Покаявшись и придя к Христу в послушании, вы можете получить прощение вашего долга благодатью Бога и кровью Христа.
ПЛЕНЕНИЕ ИЗРАИЛЯ И БОЖЬЕ ПРОВИДЕНИЕ
Почему Израиль был в Египте? Иосиф сказал, что, когда его братья продали его в Египет, они умышляли зло, но «Бог обратил это в добро, чтобы… сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:20). Бог по Своему провидению (не чудесным образом) устроил так, что Иосиф и остальная семья Иакова оказались в Египте во время голода. Однако ответ Иосифа — это еще не вся история. Если бы Бог хотел сохранить в живых Свой народ, он мог бы предотвратить голод. Бог хотел, чтобы Его народ оказался в Египте. Почему? (1) Чтобы они могли умножиться. (2) Чтобы Он мог освободить их из Египта, чтобы помочь им понять Его благодать и силу.
ЗНАЧЕНИЕ ЖЕНЩИН И ИЗБАВЛЕНИЕ ИЗРАИЛЯ
Книга Исход показывает, что женщины играли важную роль в сохранении и избавлении Божьего народа. Две повивальные бабки расстроили план фараона по умерщвлению еврейских новорожденных мальчиков. Мать Моисея пустила его в корзинке по реке, чтобы спасти ему жизнь. Дочь фараона нашла младенца и решила оставить его у себя. Сестра Моисея следила за младенцем, пока его не нашли. К этому можно добавить роль дочерей Иофора, которые предоставили ему приют в пустыне (Исх. 2), и то, что Сепфора обрезала своего сына и тем самым спасла жизнь Моисею (Исх. 4). Возможно, Бог пытался донести до нас, насколько важны женщины, особенно в поддержании и сохранении жизни.