Найти в Дзене
Житель Алтая

Зельенюх в Вашингтоне, а я - в отпуске. Риторический вопрос, кому из нас лучше?

Низкий вам бонжур, дорогие коллеги! Докладываю: Я еще в отпуске, но уже вернулся домой. Появилась, понимаешь, «связь с космосом», в смысле – телефонная связь и интернет. Приезжаю и узнаю, что просроченный зельенюх сегодня собрался в город Уошингтон, округ Каламбия. Да не один, а с целой свитой! Тут тебе и личный гинеколог (Урсула); и стилист (Эмик); и учитель хороших манер (Кир); и человек, чей дедушка видел фюрера (Фридрих); и землячка Цезаря, Нерона и Муссолини (Джорджия)… На кой икс там нужен Стубб не очень-то и непонятно. Может, для того, чтобы своей улыбкой Трампа пугать? Как считаете?

Ну, да ладно. Мы об этом завтра узнаем, и обсудить еще успеем. Спорить не буду, только лично мне кажется, что «100500 друзей 3елёушена» сделают все, чтобы Трамп послал их на… к… в… или еще дальше, поскольку тормозить войну в их планы явно не входит.

Я же сегодня хочу рассказать вам о том, где и как провел последние несколько дней. Не исключаю, что кому-то понравится и он решит повторить мой маршрут)))

Итак, навестил я Курьинский район Алтайского края. Точнее, село Колывань, поселок 8 Марта, их живописные окрестности и прочие достопримечательности: озеро Белое, рудник «Колыванстрой», гору Синюха (1200 метров), Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова и музей истории камнерезного дела. Попутно на день археолога смотался в соседний Змеиногорский район, на озеро Колыванское – друзей-археологов с праздником поздравить. Они туда отдохнуть заскочили. Музей Калашникова в с. Курья тоже не преминул посетить.

Предупреждаю, материала у меня прилично, поэтому разобью его на несколько публикаций.

Итак, по порядку.

Колыванский камнерезный завод. Ранее – Колыванская шлифовальная фабрика, основанная на месте Колывано-Воскресенского медеплавильного завода, основанного еще Демидовым. Место, откуда вышли и продолжают выходить как предметы городской, если так можно сказать, инфраструктуры (например, гранитные бордюры), так и художественные шедевры.

Камень к 200-летию начала камнерезного производства. Установлен в 2002 году.
Камень к 200-летию начала камнерезного производства. Установлен в 2002 году.

Весь камень местный: гранит, яшма,

белорецкий кварцит (белоречит), мрамор, порфиры, порфириты, габбро… Из известнейших шедевров – ваза из зелено-волнистой ревневской яшмы весом 19 тонн. Та самая «Царица ваз», экспонирующаяся в Эрмитаже. Колонны храма Христа Спасителя, многочисленные вазы, камины, мозаичные панно, выполненные в технике флорентийской мозаики.

На изготовление «Царицы ваз», между прочим, ушло 12 лет. Для того, чтобы ее изваять был построен специальный производственный корпус.

"Колоссальный" корпус.
"Колоссальный" корпус.

Он так и назывался «Колоссальный», поскольку служил для производства гигантских, «колоссальных» вещей.

Он же.
Он же.

В музее, кстати, наглядно показано, как и какими инструментами обрабатывали камень. Чтобы изготовить колонну ножку стола или вазы каменную глыбу обрабатывали на станке вроде токарного.

Музей камнерезного дела. Стадии изготовления ножки каменной чаши.
Музей камнерезного дела. Стадии изготовления ножки каменной чаши.

Привод, кстати, был водяным. Сначала убирали неровности, придавали плюс-минус цилиндрическую форму, затем проходила первичная обработка и, наконец, шлифовка. В шлифовальную пасту добавляли различные абразивы, например, золу хвоща, которая содержит более 80% кремнезема.

Для начала каменные глыбы распиливали ручными беззубыми (!) пилами. При изготовлении чаш с помощью разных хитрых инструментов выбирали собственно чашу, затем, обкалывая, придавали нужную форму.

Для выполнения орнаментальных работ (резьбы по камню) применялась изобретенная в Екатеринбурге мастером Коковиным т.н. «надсосная машинка».

Ну, а в конце, разумеется, шлифовали.

Музей камнерезного дела.
Музей камнерезного дела.

Колыванские изделия из поделочных камней можно встретить и в городах, и в селах, и в общественных зданиях и в музеях.

Стела на въезде в Колывань.
Стела на въезде в Колывань.

В райцентре Курья иконы из камня в технике флорентийской мозаики украшают местную Знаменскую церковь. В Барнауле колыванский камень использован в интерьере ж/д вокзала. В Эрмитаже на сегодня порядка 80 каменных ваз. В позапрошлом веке они экспортировались и в Европу, и в Америку.

Бронзовая медаль Лондонской промышленной выставки. 1851 г.
Бронзовая медаль Лондонской промышленной выставки. 1851 г.

Сегодня, как сами понимаете, с камнем работать проще: Электричество, специальные станки, огромные (2 метра в диаметре) алмазные пилы…

… но для изготовления флорентийской мозаики до сих пор используются старые-старые станки. В чем тут смысл, я, честно сказать, не уловил, но, говорят, он таки есть.

Короче, Для флорентийской мозаики поделочный камень «разделывают» на небольшие кубические блоки, которые нарезают ломтиками сантиметровой толщины.

Блоки-заготовки.
Блоки-заготовки.

Блок при этом до конца не разрезают, поэтому у мастера в руках при работе оказывается такой «отрывной календарь»,

Вот так оно и выглядит. Это мне брак на халяву достался)))
Вот так оно и выглядит. Это мне брак на халяву достался)))

от которого он, по мере надобности, отламывает пластинку, которой придает нужную форму на станке.

Вот на таких станках и работают.
Вот на таких станках и работают.

Основу для будущей мозаики составляет гранитная пластина, на которой по эскизу, собственно, она и выкладывается.

Этот эскиз висит в цехе перед глазами мастера.
Этот эскиз висит в цехе перед глазами мастера.

Детали будущего рисунка вырезаются из бумаги, контур переводится на каменную пластину, которая затем и обтачивается.

А это процесс воплощения.
А это процесс воплощения.

А потом приклеивается на свое место. Работа долгая, монотонная, но, одновременно, и творческая. Рисунок каменных заготовок, как ни крути, индивидуален, а подогнать-то надо!

Размер у мозаик разный. От нескольких сантиметров, до 200 квадратов. Как вот у этой! Это мозаичное панно предназначено для Художественного музея Алтайского края.

Да! Когда-то давно мне попадалась информация, что в XVIII в. на горе, в полуверсте от завода, стояла сторожевая башня. Сама заводская крепость была деревянной

Напротив музея установлен макет "Капитанской башни" крепости Колывано-Воскресенского завода. Проект выполнен по архивным описаниям, сохранившимся в РГИА, ф. 468, оп. 18, д.73
Напротив музея установлен макет "Капитанской башни" крепости Колывано-Воскресенского завода. Проект выполнен по архивным описаниям, сохранившимся в РГИА, ф. 468, оп. 18, д.73

(проект каменной не утвердили – дорого), но та башня была выстроена из камня. Сегодня гора за заводом заросла лесом, но две с половиной сотни лет назад она была лысой – лес вырубали для выжига древесного угля, именно на нем осуществлялись плавки. Так что обзор был идеальным. Вот я и решил туда подняться, посмотреть. А вдруг?

Конечно же, ничего похожего на башню мне не встретилось. Однако в плюс-минус полукилометре от завода нашлась подходящая по размеру площадка. А поблизости кучей навалены камни, которые я бы назвал строительными блоками, сильно уж по форме похожи. Хотя, фиг его знает, может и природная форма.

На сегодня все, о походе на Синюху завтра.