Су-30СМ2
Многоцелевой истребитель Су-30СМ2 является усовершенствованной версией хорошо себя зарекомендовавшего истребителя Су-30СМ. На этом самолете реализован комплекс доработок с использованием технических решений, примененных на самолетах семейства Су-35. Основным отличием Су-30СМ2 от предшественника является установка новой БРЛС Н035 "Ирбис-Э", 2 ТРДДФ АЛ-41Ф1С. БРЛС обладает дальностью обнаружения воздушных целей до 400 км в условиях полета в благоприятной радиолокационной обстановке и на больших высотах. Цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) около 3 кв. м станция способна сопровождать на расстоянии 250 км, а малозаметные с ЭПР 0,1 кв. м - 90 -120 км. Она может одновременно сопровождать до 30 целей, одновременно наводя ракетное вооружение самолета на 8 из них; уверенно работает в условиях радиоэлектронного противодействия и обладает высокой помехоустойчивостью. Все это позволило расширить возможности Су-30СМ2 при работе в условиях активной работы по нему средств РЭБ противника и повысить его эффективность при работе по малоразмерным целям. БРЛК "Ирбис-Э", который изначально проектировался для использования в самолетах Су-35, был установлен на Су-30СМ2 в рамках программы унификации "Супер-Сухой". БРЭО Су-30СМ2 унифицировано с БРЭО Су-35С.
Су-30СМ2 стал первым самолетом семейства Су-30, который получил такую мощную РЛС. Ранние модификации, в том числе и Су-30СМ, оснащались РЛС семейства Н011М "Барс" с дальностью обнаружения до 200 км. Однако "Ирбис" потребляет энергии в разы больше чем "Барс", поэтому в ходе модернизации пришлось заменить двигатели АЛ-31Ф на АЛ-41Ф1С, поскольку генераторы последних рассчитаны на повышенные нагрузки, связанные с работой БРЛС "Ирбис".
Контракт на производство Су-30СМ2 был подписан между Минобороны и ОАК в августе 2020 г. в рамках военно-технического форума "Армия-2020". Согласно ему 21 самолет получит ВМФ для обновления парка своей авиации. Су-30СМ2 из этого контракта строились Иркутским авиазаводом и в феврале 2021 г. первый самолет новой модификации поднялся в воздух. В январе 2022 г. было объявлено, что в 2021 г. с завода в Минобороны поступила первая партия самолетов. Они поступили в морскую авиацию Балтийского флота на перевооружение штурмового авиаполка, до того летавшего на фронтовых бомбардировщиках Су-24М. Обновление парка морской авиации будет продолжаться, старая авиатехника будет заменяться новой, что позволит сократить средний возраст самолетов и повысить ее возможности. Су-30СМ2 принят на вооружение в 2022 г. Самолет может нести широкую номенклатуру вооружения:
- 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 снарядов);
- НУР С-8 (дальность пуска - 4-8 км) и С-13 (13 км);
- УРВВ Р-77-1 с АРГСН (110-130 км);
- УРВВ ближнего боя Р-73 с тепловой ГСН (30-35 км);
- УРВВ Р-27ЭР/ЭТ с ПАРГСН или ТГСН (80-110 км);
- противорадиолокационные и противокорабельные УРВП Х-31П и Х-31А (110 -160 км);
- УРВП Х-35У и Х-59МК2 для поражения морских и наземных целей (130-260 км);
- УРВП Х-69 (модернизированная Х-59) (250 - 300 км);
- УРВП Х-29Т и Х-29Л с телевизионной и лазерной ГСН (10 - 30 км);
- УРВП Х-38М (120-150 км);
- Бомбы - КАБ-500С, КАБ-500Л, ФАБ-500, ОФАБ-250; бомбы с УМПК (универсальный модуль планирования и коррекции).
Поскольку самолеты Су-30СМ2 состоят на вооружении морской авиации, то в ходе Специальной военной операции (СВО) они вместе с Су-30СМ в основном используются для защиты черноморского побережья от атак украинских безэкипажных катеров (БЭК) и БПЛА.
Су-34
История многофункционального самолета Су-34 началась в конце 80-х годов в связи с необходимостью разработки современного истребителя-бомбардировщика, который в том числе, постепенно должен был взять на себя функции фронтового бомбардировщика Су-24М.
Проект Су-34 был предложен вместо ударного самолета Су-17М-5. Прототипом для него стал самолет Су-27ИБ. Однако свое имя и класс самолет получил только в конце 1994 г. с постройкой первого предсерийного экземпляра.
В 1995 г. машина была оснащена комплектом радиоэлектронного оборудования фронтового бомбардировщика и отправлена на испытания, прошедшие на радиотехническом полигоне под Санкт-Петербургом. Еще более двух месяцев машину доводили до кондиций и 3 марта 1995 года Су-34 отправился в испытательный беспосадочный перелет по маршруту Новосибирск – Москва.
Летом того же года он под обозначением Су-32ФН принял участие в международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. На обратном пути из Франции из-за отказа гидравлической системы пришлось экстренно производить посадку в Праге. Причем заклинившие тормоза привели к тому, что с колес сорвало резину и самолет тормозил дисками, стесав их до ободов. Починить его удалось только через несколько недель.
В 1996 г. машину предъявили на государственные совместные испытания в 929-й ГЛИЦ им. В.П. Чкалова. 25 декабря 1996 г. летчики-испытатели И. Соловьев (ОКБ) и Е. Рудакас (НАПО) подняли в воздух второй предсерийный экземпляр Су-34, который в 1997 г. был продемонстрирован на авиационной выставке в Париже, а в дальнейшем выставлен на авиасалоне МАКС-97 в Жуковском. Эта машина была оборудована штатным радиоэлектронным комплексом с цветными МФИ.
Весной 1997 г. сотрудниками НАПО был изготовлен третий самолет установочной партии, первый полет которого состоялся в декабре того же года. Отличием этого самолета был полный комплект БРЭО, включая комплекс компании «Ленинец». Однако экономическая ситуация в стране ухудшалась, что привело к падению темпов постройки и испытаний самолета. Так, следующий образец вывели на аэродром только через три года – в 2000 г.
Последний самолет предсерийной партии поднялся в воздух в 2003 г.
Планировалось, что серийный Су-34 будет иметь две РЛС, одна – переднего обзора, вторая – для сканирования задней полусферы. РЛС переднего обзора входит в состав комплекса Ш-141, она разработана в НИИ радиоэлектронных комплексов (НИИРЭК) компании «Ленинец». Макет экспортного варианта Ш-141-Э демонстрировался на МАКС-2003. Рекламный буклет свидетельствовал, что станция предназначена совместно с оптико-навигационным комплексом для решения задач по уничтожению наземных и надводных целей (одиночных и групповых), малоразмерных, подвижных и неподвижных с малых и предельно малых высот днем и ночью в разных метеоусловиях с использованием радиоэлектронной разведки для постановки помех вражеским системам ПВО. С помощью станции можно также поражать в воздухе самолеты тактической и военно-транспортной авиации.
РЛС переднего обзора Ш-141 с ФАР обеспечивает автоматический полет с огибанием рельефа местности. Она позволяет обнаруживать железнодорожные мосты на расстоянии не менее 100 км, автофургоны – 30 км, эсминцы – 135 км.
Воздушные цели обнаруживаются на расстоянии до 120 км, а сопровождать станция может до 10 целей. Возможно одновременное поражение четырех целей. Также комплекс может одновременно сопровождать до 4 наземных или морских целей.
Позже появились и другие данные, согласно которым крупные наземные цели обнаруживаются на дальности 200 – 250 км, а типовые – до 150 км. Танки и БМП на гусеничном ходу обнаруживаются на дальности 75 км, летящие транспортные самолеты - до 250 км, а истребители – до 90 км. РЛС также подсвечивает цели для наведения ракет класса «воздух-воздух» на расстоянии 110 км. Для ракеты ближнего боя Р-73 с инфракрасным наведением координаты цели определяются на расстоянии 20 – 40 км.
Вторую ФАР РЛС планировалось разместить в подвесном контейнере между двигателями. Ее цель заключалась в обнаружении целей, атакующих с задней полусферы и последующий пуск по ним ракет. Опыты с обратным стартом ракет проводились на Су-27 еще в 1990 г., но на данный момент информации о начале работ в этом направлении нет. Таким образом, на сегодняшний день, самолет оснащен лишь одной БРЛС.
Пилотажно-навигационный комплекс включает ИНС, скомплексированную по мультиплексной шине с приемником СНС, а также средства радионавигации и ИУС кабины. В процессе модернизации самолета ПНК К-102 (РПКБ) также претерпел ряд изменений. В его составе БЦВМ80-308 была заменена на БЦВМ-386-1 (РПКБ), ИНС Ц-094 (РПКБ) – на ИНС-2000 (РПКБ), МФИ на ЭЛТ – на ЖК МФИ-66 (РПКБ)
Структура комплекса БРЭО – раздельно-интегральная, в которой все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование с входящими в него вычислительными блоками. Эти блоки управляются центральной компьютерной системой, координирующей работу и обмен данными. Также она оказывает интеллектуальную помощь экипажу при выполнении боевых задач.
Модульная конструкция комплекса, дублирование программного обеспечения и оборудования и одновременная работа всех его информационных систем позволяют выполнять боевые задачи при частичном выходе из строя и даже отказе некоторых из них. Кроме того, модульность комплекса позволяет легко менять его состав, вводя новые информационные системы.
По заявлению директора Гособоронзаказа В. Михеева, комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Су-34 снижает возможность поражения самолета ракетами с радиолокационным наведением в 30 раз.
Самолет применяет лазерно-оптическую систему «Платан» позволяющую наводить ракеты класса «воздух-воздух» Х-29Л и управляемые авиабомбы КАБ-500Л, КАБ-1500Л.
Серийное производство Су-34 началось в 2005 г., а в конце 2008 г. ВВС подписали контракт, которым предусматривалась поставка 32 машин в течение пяти лет. С 2009 по 2013 г. Уфимский завод изготовил к ним 64 двигателя АЛ-31Ф. Однако самолет заметно потяжелел, ему потребовался двигатель с большей тягой, и на заводе «Салют» провели модернизацию. Вместе с тем, была усовершенствована автоматическая цифровая система управления двигателем. Это позволило снизить расход топлива и повысить тягу.
В 2010 г. закончились испытания двигателя АЛ-31ФМ1, что позволило начать поставки Су-34 строевым частям.
В период с 2006 по 2010 г. НАЗ им. Чкалова постепенно увеличивал выпуск самолетов, доведя его к 2010 г. до 4 машин. А к 2015 г. было изготовлено 55 серийных Су-34. Всего же по контракту до 2020 г. ВВС должны были получить 124 самолета.
Су-34, выпускаемые с 2011 года, оснащаются вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35, позволяющей производить запуск двигателя на земле без применения наземного оборудования. Это повышает автономность применения самолетов, расширяя список аэродромов базирования.
В 2015 г. машина была оснащена комплексом РЭБ «Хибины» разработки концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Контейнеры с комплексами размещены на законцовках крыла. Тогда же Минобороны получило контейнеры РЭБ, располагающиеся на внешней подвеске. Набор этого оборудования дает возможность Су-34 не только защитить себя, но и подавлять РЛС ЗРК и самолетов ДРЛОиУ. При этом он все так же способен наносить ракетно-бомбовые удары по наземным целям.
В начале 2016 г. в рамках опытно-конструкторской работы «Сыч» была разработана новая версия машины, получившая наименование Су-34НВО (новые возможности). Модернизированное БРЭО позволяет самолету применять весь комплекс управляемого вооружения. Программа завершена в 2019 г., в ее ходе разработаны три унифицированных сменных подвесных контейнера с разведывательной аппаратурой – оптико-электронный, радиотехнический и радиолокационный. Эти контейнеры превосходят по своим возможностям встроенное оборудование Су-34. Они должны придать самолету качественно новые возможности по обнаружению целей. Первые Су-34НВО стали поступать на вооружение ВКС РФ только в 2022 году.
Зарубежным аналогом Су-34 является американский ударный истребитель F-15E. Оба самолета созданы на базе тяжелых истребителей. Несмотря на то, что первый раз в небо он поднялся в 1987 г., его БРЭО достаточно современно и до 2007 г. включало многофункциональную БРЛС APG-70, подвесную двухконтейнерную ОЭПрНС LANTIRN (2 подвесных контейнера AN/AAQ-13 и AN/AAQ-14), ИНС LN-93 на кольцевых лазерных гироскопах, приемник спутниковой навигационной системы NAVSTAR, радионавигационную систему AN/ARN-118 TACAN, курсовертикаль AN/ASN-108, вычислитель воздушных параметров Сперри AN/ASK-6, АРК, приемник системы слепой посадки AN/ARN-112ILS и радиовысотомер AN/APN-232. Средства связи и опознавания состоят из ДМВ-радиостанций, приемоответчика AN/APX-101 и запросчика AN/APX-76. Дополнительная аппаратура, в т.ч. разведывательная может устанавливаться в конформных топливных баках Тактическая обстановка и пилотажно-навигационная информация высвечиваются с помощью нашлемной системы и ИЛС AN/ASQ-20 с полем зрения 12х17, а также индикаторов в кабине. Их три: индикатор обстановки в вертикальной плоскости IP-1086-A, индикатор обстановки в горизонтальной плоскости AN/ASN-18 и командный пилотажный индикатор AN/ARU-39/A.
Аппаратура РЭП состоит из системы предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-56, станции активных помех AN/ALQ-135 и автомата разбрасывания дипольных отражателей AN/ALE-45.
РЛС AN/APG-70 представляла собой многорежимный цифровой импульсно-доплеровский радар X-диапазона, способный обнаруживать цели на расстоянии 185 км. Его среднее время наработки на отказ – 80 часов, вес – 250 кг. Диапазон рабочих частот – от 8 до 20 ГГц. Тип сканирования – механический, скорость вращения антенны – 140 гр./сек., поле зрения – 120 градусов. Захват на автоматическое сопровождение цели был возможен на расстоянии от 152,4 м до 18,5 км. У AN/APG-70 имелись программируемый процессор сигналов (быстродействие – 33 млн. операций в секунду и емкость запоминающего устройства – 1,4 Гб) и процессор радиолокационных данных (1,4 млн. опер./с. и 1 Гб), а также увеличенная дальность обнаружения целей в нижней полусфере. Обеспечивалось сопровождение 10 воздушных целей на проходе. Файлы с целями сохранялись в памяти радара при работе в режиме отслеживания при сканировании. Причем эти 10 целей распределялись как одна основная и девять дополнительных. Радар позволял экипажу получать дополнительную информацию об обнаруженных целях, не фиксируя их. Для выбора цели нужно было навести курсор автосопровождения на цель, после чего на экране слева появлялись данные о высоте, на которой летит цель, а справа – о скорости цели в Махах.
С 2007 г. F-15E стал комплектоваться новой БРЛС AN/APG-82(V)1 с АФАР. Она способна обнаруживать цели типа «истребитель» на расстоянии 185 – 220 км и может использоваться в качестве системы РЭП. Остальное БРЭО не изменилось.
Радар Су-34, в отличие от AN/APG-70, сам обнаруживает цели, классифицирует их по степени опасности для самолета и берет на сопровождение, летчику остается только выбрать оружие для ее поражения, ему не нужно выбирать цели для автосопровождения, но по дальности обнаружения целей типа «истребитель» уступает AN/APG-82(V)1 AESA.
Сейчас истребители-бомбардировщики Су-34 являются одной из основных "рабочих лошадок" ВКС России в зоне СВО. Это подтвердил и визит в 2023 г. на один из авиационных заводов тогдашнего Министра обороны С. Шойгу, поручившего нарастить темпы производства и ремонта Су-34. "Эта машина - основная рабочая лошадь, у них по четыре - пять вылетов каждый день, поэтому надо поджаться, поторопиться" - сказал он. И действительно, очень часто можно слышать в новостях о боевой работе летчиков Су-34, сбрасывающих ФАБы по опорным пунктам ВСУ и объектам логистики. Сложился и боевой тандем - ударный Су-34 и прикрывающий его тяжелый истребитель Су-35С. Часто бывает, что не доходя до объекта или в момент сброса бомб самолет попадает под атаку вражеского ПВО, прикрывающего объект атаки. В эти моменты экипажи проявляют мужество и профессионализм, уходя от пусков зенитных ракет. Один из таких случаев произошел в боевом вылете пары Су-34 - Су-35С.
Экипаж бомбардировщика получил задачу сбросить на обнаруженный объект 4 высокоточных бомбы. Однако, чтобы попасть в цель, они могут сбрасываться только в определенной точке. При этом, перед сбросом нужно набрать скорость и высоту, удерживая выбранный курс. А это значит, что самолет попадает в поле зрения натовских комплексов ПВО, имеющихся на вооружении у противника. В какой-то момент Су-34 с позывным "321-й" начинает набирать высоту. На высоте 5 км прикрывавший его Су-35С с позывным "Крыша" сообщил: на боевом курсе чисто, можно продолжать маневр. Но вскоре ситуация изменилась, экипаж получил предупреждение от "Крыши" о включении радара комплекса ПВО NASAMS: "321-й, NASAMS не выключается, будь готов с маневром уходить!" При этом до точки сброса оставалось еще 10 км. Следующее предупреждение от Су-35С последовало через несколько секунд - ВСУ включили комплексы "Пэтриот" - еще более серьезный противник, который способен сбивать самолеты на расстоянии 100 км. За 4 км до точки сброса "Крыша" "засветил" еще один "Пэтриот" и пустил по нему ракету "воздух-РЛС" Х-31П. А за 2 км до сброса предупредил: "321-й, уходи с маневром, пуск прямо по курсу!" Но экипаж с курса не ушел, пока не доложил: "321-й, сработал, 4 ушло, раскрылись, борт норма!" В этот момент зафиксирован еще один пуск по самолету зенитной ракеты на дальности 60 км. Летчики выполняют энергичный противозенитный маневр с большой перегрузкой и отстрелом тепловых ловушек. Противник пустил еще одну ракету.
К бою подключается наша ПВО, которая сбивает одну ракету. Но две другие продолжают полет. Одна прошла рядом: "Наблюдал, взорвалась рядом, борт норма" - докладывает летчик. Он приказывает штурману на всякий случай приготовиться к катапультированию. Потом в эфире на несколько секунд томительная пауза, "321-й" на запросы пункта управления с земли и "Крыши" не отвечает: "321-й, ответьте "Крыше"! Но все обошлось и по радиостанции в кабине "Крыши" раздалось: "Вторая тоже рядом взорвалась, тряхануло здорово. Нормально все, передай, что в набор пошел".
"Земля", 321-й высоту по обратному занял, спасибо за управление, мужики! "Крыша", спасибо" - благодарит всех участников на пути на родной аэродром экипаж Су-34 "321-й".
"321-й, понял, высоту по обратному сохраняйте, спасибо за работу!" - благодарят в ответ экипаж с пункта управления. Все 4 бомбы в итоге попали в цель, а ракета "Крыши" подбила РЛС подсвета и наведения комплекса ПВО ВСУ.
Стоит отметить, повторение в конфликте нынешнем истории прошлого. Как в Великую Отечественную наши подбитые немецкой зенитной артиллерией бомбардировщики и штурмовики возвращались на аэродромы с пробитыми крыльями, топливными баками или хвостовым оперением или в Афганскую войну штурмовики Су-25 прилетали на аэродромы на одном двигателе, а второй уничтожался ПЗРК "Стингер", так и сейчас на счету экипажа Су-34 имеется аналогичный случай, произошедший в июле 2024 года.
Один из военных блогеров в своем Телеграм-канале писал: "Вчера ночью, не буду говорить где, не буду говорить как, но на высоте 9+ км наш Су-34 догоняет ракета ЗРК... Сильнейший удар в заднюю полусферу. Самолету - поплохело". От этого удара началась утечка топлива, что могло привести к неминуемому отказу резервных систем управления. Но экипаж принял решение продолжить выполнение боевого задания. На цель были сброшены бомбы и только после этого, несмотря на сильные повреждения экипаж долетел до аэродрома и успешно посадил самолет. Летчиков представили к орденам Мужества.
А 22 марта 2025 г. у возвращавшегося с боевого вылета Су-34М (он же - Су-34НВО) при заходе на посадку не выпустилось шасси. Экипажу разрешили катапультироваться, но летчики попросили разрешения приземлиться на "брюхо" и сохранили машину. Перед посадкой им пришлось отбросить створку фонаря кабины со стороны штурмана, чтобы выбраться из нее, так как обычный выход был заблокирован нераскрывшейся передней стойкой шасси. "На высокой скорости Су-34М приблизился к посадочной полосе и совершил посадку. Тормозные парашюты раскрылись вовремя" - писала об этом случае газета "Красная Звезда".
Су-35
Многофункциональный истребитель Су-35 – вершина развития Су-27. Однако таким каким мы его видим сейчас самолет стал не сразу. Первоначально в конце 80-х для отработки нового БРЭО и других новинок, предусмотренных на новом самолете, создали прототип, который назвали Су-27М. БРЭО и двигатель, планируемый к установке, долго доводили, а потом наступили 90-е. И вот в 1992 г. в поисках источника финансирования самолет под названием Су-37 (для иностранных заказчиков) отправили на международный авиасалон в Фарнборо (Великобритания).
Но результата это не дало. К тому же выявили несоответствие заданным параметрам РЛС Н011 «Барс». Пришлось модернизировать станцию, получившую наименование Н011М, заменив щелевую антенную решетку на фазированную.
Реакция руководства ВВС на машину тоже была прохладной и работы по ней приостановили надолго, за исключением Т-10М-11 (Су-37 №711). На этом самолете планировали заменить стрелочные приборы на МФИ фирмы «Секстант», т.к. отечественных аналогов на тот период времени не существовало, установить РЛС Н011М и проверить ЭДСУ самолета, а также двигатели с измененной тягой.
В 1996 г. летчик-испытатель Е. Фролов выполнил на машине первый полет. В дальнейшем его демонстрировали за рубежом, но в 2002 г. во время демонстрационного полета произошло разрушение стабилизатора и отказ системы управления в результате чего машина была потеряна. Пилот катапультировался.
Проект реанимировали в 2000-х годах, когда работы по созданию Су-35 возглавил конструктор ОКБ Сухого И. Демин. Сборку прототипа Су-35 завершили на КнААПО летом 2007 года, а первый полет машина совершила 19 февраля 2008 г. Пилотировал самолет шеф-пилот ОКБ Сухого Герой России Сергей Богдан.
БРЭО самолета состоит из РЛС с ПФАР Н035 «Ирбис-Э» с двухканальным гидроприводом, диапазон рабочих частот которой увеличен в два раза, зона обнаружения и сопровождения воздушных целей по азимуту возросла до 120 градусов, как и дальность. Станция позволяет одновременно обнаруживать и сопровождать до 30 целей и обстреливать одновременно до 8 целей. Воздушные цели с ЭПР 3 м. кв. обнаруживаются на расстоянии 400 км (до радиогоризонта), причем локатор видит даже такие сложные цели как зависший вертолет. РЛС представляет собой многофункциональную систему Х-диапазона с антенной размещенной с использованием вычислительной системы ЕКВС-Э с БЦВМ «Соло-35». Антенное устройство на базе ПФАР диаметром 900 мм с вертикальной поляризацией волны и временем переключения луча при электронном управлении 0,4 мс сканирует местность по азимуту и углу места в секторах не менее 60 градусов. Двухстепенной гидропривод механически доворачивает антенну на угол 60 градусов по азимуту и 120 градусов по крену, благодаря чему суммарный максимальный угол отклонения луча по азимуту и составляет 120 градусов.
Передатчик, выполненный на базе твердотельного задающего генератора «Олива» обеспечивает максимальную пиковую мощность на обзорных частотах не менее 20 кВт при средней мощности 5 кВт, а также среднюю непрерывную мощность передачи на частотах подсвета не менее 2 кВт.
Четырехканальный приемник принимает и первично преобразовывает высокочастотные сигналы при коэффициенте шума 3,5 дБ. Первичная цифровая обработка принятых сигналов производится в программируемом сигнальном процессоре на базе «Соло-35-01», а обработка данных и управление работой РЛСУ – в БЦВМ «Соло-35-02». Совместно эти две БЦВМ образуют БЦВС ЕКВС-Э. Обнаружение целей на догонных курсах с помощью РЛС «Ирбис-Э» возможно на дальности до 150 км при высоте цели более 10000 м, а «сверхмалозаметные» цели с эффективной отражающей поверхностью до 0,01 м2 «Ирбис» обнаруживает на дальности до 90 км. Если нужно распознать крупную групповую цель на расстоянии 50 км, то в этом случае разрешающая способность составляет: по дальности – 50 -100 м, по скорости – 5 м/с и по угловым координатам – 2,5 градуса.
Кроме того, самолет оснащен принципиально новым комплексом оптико-электронных систем, обеспечивающих круглосуточное обнаружение и сопровождение воздушных и наземных целей и применение по ним оружия. Оптико-локационная станция ОЛС-35 в отличие от предшественниц, может работать как в передней, так и в задней полусферах в том числе и в инфракрасном диапазоне по нескольким целям одновременно. Многоканальный автомат захвата и сопровождения целей обеспечивает точность наведения в условиях применения искусственных и естественных помех.
Особенностью ОЛС-35 является включение в ее комплект телевизионного канала с дальностью действия 10 – 12 км. Дальность обнаружения цели в задней полусфере возросла с 50 до 70 км, а в передней – с 10 до 40 км.
Су-35 оснащен новыми ТРДДФ «изделие 117С» с соплами со всеракурсным изменением векторов тяги, которые разработаны на базе АЛ-31ФП и получили наименование АЛ-41Ф1С.
Эти двигатели позволяют самолету развивать скорость близкую к М=1,1 без использования режима форсажа. Прибавка в тяге позволила улучшить разгонные характеристики и скороподъемность, а также сократить разбег машины.
Второй вариант Су-35 получил принципиально новый комплекс БРЭО КПрНО-35 (РПКБ), основу которого составляла информационно-управляющая система (ИУС), предназначенная для всесторонней увязки бортового оборудования в единую интегрированную систему. Состав ИУС: два центральных бортовых вычислителя «Багет-53-31М (РПКБ), средства коммуникации и преобразования информации, а также система индикации с цветными многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами МФИ-35 (РПКБ) с размерами экранов 9х12 дюймов, многофункциональный пульт МФПИ-35М (РПКБ) со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный коллиматорный индикатор КАИ-35 (РПКБ) на фоне козырька кабины пилота, пульт управления и индикации.
Комплексная система управления самолетом КСУ-35 объединила системы дистанционного управления механизмом поворота колес передней опоры шасси и тормозами колес, ограничительных сигналов, а также активной безопасности.
В состав оборудования ввели также подвесной контейнер «Сапсан-Э». С его помощью могут применяться, например, корректируемые авиабомбы с лазерным наведением
Решение о разработке многофункционального истребителя Су-35С (Т-10БМ – большая модернизация) было принято в 2005 г. Серийный Су-35 отличался от прототипа отсутствием на обтекателе РЛС основной трубки приемника воздушного давления (ПВД) и аварийной полного давления. ПВД был заменен датчиками воздушного давления системы измерения воздушно-скоростных параметров (СИ ВСП). В состав СИ ВСП входят четыре приемника-преобразователя. Обработка поступающей с них информации позволяет определить углы атаки и скольжения, а также скорость, высоту и скороподъемность. От ПВД отказались еще и потому, что он обслуживал старые механические приборы, которые выдавали информацию с ошибками и задержками, а уже были цифровые ЭВМ, которые отображали информацию о параметрах полета более точно и в реальном времени.
Состав БРЭО Су-35С включал как уже испытанные технические решения и оборудование, так и новые. Так он оборудован БРЛС Н035 «Ирбис-Э», которая помимо сопровождения 30 воздушных и 4 наземных целей может применяться для радиотехнической разведки и картографирования местности, идентификации целей, их размеров и скорости, и подсвета целей управляемому оружию. Также в состав оборудования входят ОЛС-35 и КСУ-35. Самолет имеет оптико-электронный подвесной контейнер КОЭП-35, бортовую графическую станцию БГС-3М (РПКБ)
Су-35C оснащен средствами РЭБ и может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
В кабине пилота есть два больших ЖК-дисплея МФИ-35 (РПКБ) с возможностью работы в многоэкранном режиме, широкоугольный ИЛС ИКШ-1М (РПКБ) с полем зрения 20х30 градусов. Вместо НСЦ «Сура-М» установлена НСЦ-Т-04. Су-35С имеет на борту систему обмена тактической информацией С-108. Также имеется возможность автоматического обмена информацией через каналы радиостанций. Все это оборудование входит в комплекс КПрНО-35С (РПКБ)
Истребитель оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 и контейнерами системы постановки активных помех комплекса РЭБ «Хибины-М», которые подвешиваются на законцовках крыла.
Кроме того, на этом самолете применили ВСУ ТА14-130-35 мощностью 105 кВт. С ее помощью обеспечивается кондиционирование кабины, а также электроснабжение борта переменным током 115/200 вольт.
Самолет вооружен ракетами класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73 и РВВ-МД, средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1, Р-77-1 с АРГСН. Для борьбы с морскими и наземными целями предназначены ракеты «воздух-поверхность» Х-25М, Х-29, Х-31, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК, «Калибр-А, С-25ЛД и противокорабельная ракета «Яхонт», а также НАР С-8, С-10, С-25.
Бомбовая нагрузка: корректируемые бомбы КАБ-500Кр, КАБ-500С-Э, КАБ-1500Кр, КАБ-1500Л и баллистические авиабомбы различного калибра.
Как заявляли в ОКБ назначенный ресурс самолета – 6000 летных часов или 30 лет, а двигателей – 4000 часов.
В конце 2015 года Китай заказал у России 24 самолета на общую сумму около 2,5 млн. долларов, этот контракт был выполнен в 2018 г. Два следующих международных контракта – от Египта в 2018 г. на 24 самолета и Индонезии на 11 самолетов в феврале того же года – сорвались из-за действий американцев, заставивших индонезийцев в 2019 – 2020 гг. отказаться от закупки, так же как и египтян.
Летные характеристики Су-35С: максимальная скорость на высоте – 2,25М, у земли – 1,1 М, практический потолок – 18000 м. Дальность полета с максимальной заправкой и 2 УР РВВ-АЕ на высоте – 3600 км, у земли – 1580 км.
Су-35С – переходная машина от Су-27 к Т-50. Этот самолет заменил истребители Су-27СМ в составе истребительной авиации ВКС РФ.
В качестве иностранного аналога Су-35С можно выделить американский многоцелевой истребитель F-22A «Рэптор». Этот самолет фирмы «Локхид Мартин» впервые поднялся в воздух в сентябре 1997 г. Его силовая установка состоит из двух ТРДДФ F119-PW-100 фирмы «Пратт-Уитни» тягой по 15900 кгс. Система управления – цифровая электродистанционная с трехкратным резервированием.
БРЭО состоит из РЛС AN/APG-77, терминала автоматизированной системы распределения тактической информации JTIDS, комплекса РЭБ AN/ALR-94, ИНС LN-100F, приемника спутниковой навигационной системы.
Вооружение включает 20-мм шестиствольную пушку М61А2 с боекомплектом 480 снарядов, две УРВВ AIM-9M «Сайдуиндер» в боковых отсеках и шесть УР AIM-120C AMRAAM в основном отсеке при выполнении задач по завоеванию господства в воздухе или если стоит задача поражения наземных целей, то вместо 4 УР AIM-120C подвешиваются две КАБ GBU-32 с системой JDAM.
РЛС AN/APG-77 с АФАР диаметром 813 мм способна обнаруживать цели с ЭПР 1 м2 по разным данным на расстоянии от 210 км до 270 – 300 км. Это достигается благодаря меньшей энергии радиоволн, излучаемых в пространство. У нашей РЛС излучаемая мощность выше и этот недостаток устраняется только путем замены станции с ПФАР на РЛС с АФАР. Но при этом сообщается, что РЛС «Ирбис» находится на уровне самых современных разработок, превосходя американские и западноевропейские РЛС с ПФАР и АФАР и не уступает современной американской РЛС AN/APG-77 истребителя F-22A.
Су-35С может на высоте 11 км достигать скорости 2700 км/ч. F-22 по этому показателю ему уступает, его максимальная скорость – 2157 км/ч.
После начала эксплуатации ВВС США самолетов шестого поколения, а также завершения программы самолетов пятого поколения F-35 ориентировочно к 2030 г., боевой потенциал Су-35 может ослабнуть. Чтобы этого не произошло ОАК приступила к его модернизации до варианта, получившего наименование Су-35СМ. В ее рамках будут использованы технологии и решения проектов Су-57 и Су-30СМ2. Так, Су-35СМ получит новые двигатели с цифровой автоматической системой управления от Су-57, БРЭО от Су-30СМ2, вместо БРЛС Н035 «Ирбис-Э» с ПФАР серийного Су-35 возможно установят БРЛС с АФАР от Су-57 и крыльевые РЛС с АФАР для бокового обзора и обзора задней полусферы.
Су-35СМ является модернизированной версией серийного истребителя Су-35С. В конце 2022 г. стало известно, что первую установочную партию машин новой модификации российские ВКС должны получить ближе к концу 2023 года. Подробностей о модификации нет, но кое-что производитель рассказал. Изменения в основном коснулись двигателей, планера, БРЭО, БРЛС, ОЛС, РЭБ, средств навигации и связи, а также вооружения.
Истребитель получил новые двигатели АЛ-41ФМ, которые являются адаптацией двигателей АЛ-41Ф1, установленных на истребителе 5-го поколения Су-57. Они оснащены современной цифровой системой автоматического управления и плазменной системой зажигания. АЛ-41ФМ получили систему бескислородного запуска. За счет них самолет стал легче на 6 тонн по сравнению с Су-35С.
Что касается БРЭО Су-35СМ, то здесь опять-таки, никаких подробностей. Известно, что используется новая "стеклянная кабина". Ходят слухи, что БРЛС Н035 "Ирбис-Э" с ПФАР была заменена на БРЛС "Ирбис-Е" с АФАР и дополнительными крыльевыми радарами Х- и L-диапазона для обзора боковых и задней полусферы. По другим источникам новая РЛС является адаптацией БРЛС Н036 "Белка" от Су-57. Будет ли новая РЛС превосходить американские радары линейки AN/APG-81, устанавливаемые на истребители 5-го поколения F-35A, пока неизвестно, но заявленные данные заменяемой БРЛС Н035 "Ирбис-Э" по обнаружению целей на расстоянии 400 км и мощности до 20 тыс. Вт по сравнению с 300 км у БРЛС F-35A и заявленной мощностью до 16,5 тыс. Вт являются вызовом для американских стелс-флагманов.
Су-35СМ получил новую оптико-локационную станцию ОЛС-35М с инфракрасной системой поиска и сопровождения целей, оснащенную тепловизионным каналом. В отличие от ОЛС-35, установленной на Су-35С, новая станция лучше оптимизирована для ситуационной осведомленности и обнаружения американских стелс-самолетов 5-го поколения. Она позволяет истребителю работать по наземным и воздушным целям без использования собственной БРЛС, т.е. с нулевой радиолокационной заметностью, обнаруживая малозаметные цели на расстоянии 90 км. По сути ОЛС-35М также является адаптированной под самолеты семейства Су-35 станцией ОЛС-50М (ОЛС-57), устанавливаемой сегодня на серийные Су-57.
Защищать самолет от ракет противника будет комплекс РЭБ "Гималаи", используемый и самолетами Су-57. Связь на борту обеспечивает цифровой комплекс С-111. Обновили и средства навигации - появился новейший навигационный комплекс со спутниковой системой.
В июле 2022 года в "Рособоронэкспорте" заявили, что Су-35СМ получит возможность управления действиями авиации, выполняя роль самолета ДРЛОиУ.
Сообщалось, что вся линейка Су-35 получит возможность использования модернизированных ракет для Су-57. Су-35СМ в этом списке не исключение. Он получит модифицированные ракеты "воздух-воздух" Р-77М средней дальности с дальностью поражения до 160 км и ракеты большой дальности Р-37М с дальностью поражения более 320 км, большой скоростью полета и возможностью маневрирования, что говорит о невозможности их перехвата. Такие характеристики являются вызовом всем истребителям мира и преимуществом линейки Су-35, так как самая дальнобойная ракета "воздух-воздух" AIM-120D, применяемая F-35A имеет дальность поражения до 180 км.
После 24 февраля 2022 г. истребители Су-35С стали широко применяться ВКС России в зоне СВО. Они - основные самолеты сопровождения бомбардировочной и штурмовой авиации, перехватывают воздушные цели, охотятся на средства ПВО противника, патрулируют воздушное пространство вблизи ЛБС (линии боевого соприкосновения). 20 марта 2022 г., спустя месяц, после начала СВО Минобороны РФ опубликовало кадры боевого применения этих машин. В ходе полета российские летчики-истребители перехватили воздушные цели и уничтожили средства ПВО ВСУ. Отметим, что СВО - не первый случай боевого применения Су-35С. Боевой дебют истребителя состоялся в 2016 году в Сирии. И уже тогда американское издание The National Interest сообщило, что Су-35 можно включить в топ-10 самого опасного вооружения России при начале гипотетического конфликта с США. Эксперты журнала охарактеризовали Су-35 как "экстремально опасный" для любого самолета ВВС стран НАТО. Неудивительно поэтому, что и Су-35С стал настоящей угрозой для более старых украинских самолетов. По словам одного из летчиков ВКС России, именно хорошее техническое оснащение российских истребителей, в том числе Су-35, позволило в первые месяцы СВО ликвидировать лучших украинских пилотов. "На современных российских истребителях, например, Су-35, прекрасный прицельный комплекс, который позволяет мониторить не только воздух, но и землю...Также на истребителях стоят хорошие дальнобойные ракеты, которые дают летчикам РФ значительное преимущество перед противником" - отметил российский офицер. По его словам, иногда вражеские пилоты даже не понимали, что российский истребитель их видит и облучает, поскольку их техника работает на более короткой дистанции стрельбы. "Как только противник выходит на рубеж пуска - он сразу получает в лоб пару наших ракет". Су-35С превосходит любой самолет стан НАТО, в том числе и имеющиеся сейчас на вооружении ВВС Украины американские истребители F-16. "F-16 резко уступает Су-35 во всех их модификациях, потому что у российских самолетов есть поворотное сопло, то есть возможность совершать немыслимые маневры в воздухе, а у него нет. Для того, чтобы развернуться, F-16 надо полнеба прочертить, а наши самолеты могут разворачиваться практически на месте. А это дает очень большое преимущество - как в ближнем бою, так и при обстреле с земли", - рассказал в беседе с изданием РИАМО военный эксперт Виктор Литовкин.
Первым летчиком, удостоенным звания Героя России во время СВО, стал штурман истребительного авиационного полка майор Виктор Дудин, летавший на Су-35С. О своей машине он отзывался так: "Это современный и совершенный истребитель, который превосходит все зарубежные аналоги". Минобороны опубликовало хронологию побед Виктора Дудина:
- 24 февраля 2022 г. с первого захода сбил в дуэльном бою украинский Су-27;
- через два дня заставил проявить себя самоходную огневую установку украинского ЗРК "Бук-М1", мгновенно засек цель и поразил ее ракетой;
- 28 февраля в составе пары истребителей вылетел на перехват двух украинских Су-27. На высоте 10 км искусно выполнив маневр и заняв выгодное положение. первой же ракетой "заземлил" самолет противника. Второй Су-27 бросился наутек, но оказался поражен перекрестным огнем пары российских "тридцать пятых";
- 1 марта своевременно обнаружил украинский Су-27 и, используя эффект внезапности, первой же ракетой сбил вражеский борт.
Не хуже Дудина воевали на Су-35С и другие летчики. Так, старший лейтенант Илья Перепелкин в неравном бою с двумя украинскими Су-27 сумел сбить обоих противников, потратив на это всего три ракеты.
К концу сентября 2022 года специалисты в России и за ее пределами стали говорить о том, что Су-35 стали лидерами среди всех самолетов-истребителей XXI века по числу пораженных в боевых условиях воздушных целей!
А в конце 2022 г. один из пилотов Су-35 в ролике Минобороны доложил: "Ведем патрулирование вблизи ЛБС, просматривая воздушное пространство и радиолокационно-активные цели. Боевое применение проходит в основном по самолетам типа МиГ-29 и Су-25, также вертолетам Ми-24 и Ми-8. Чувствуется, что противник понес невосполнимые потери среди летного состава и авиационной техники, поэтому его активность (в воздухе) значительно уменьшилась".
18 марта 2025 года в небе над г. Сумы был замечен украинский F-16 американского производства, который поддерживал бегство украинских оккупантов из Курской области. Вечером 19 марта 2025 г. в районе Лохвицы была замечена пара F-16, выполнявших маневр в сторону Сумской области. В момент их возвращения на базу один F-16 был сбит связкой ВКС - ПВО: истребитель Су-35С "подсветил" своим радаром цель для ЗРК С-400.
Су-57
Еще в конце 1980-х годов ВВС СССР при участии 30-го ЦНИИ были выработаны требования к истребителю 5-го поколения для фронтовой авиации, который бы заменил собой истребители Су-27 и МиГ-29. На основе этих требований КБ «МиГ» разработало проект под названием МиГ 1.44 МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель), а КБ Сухого – Су-47 «Беркут». Последовавший вслед за этим распад СССР и экономический спад не позволили продолжать работы, и проект «1.44» был закрыт, а Су-47 стал использоваться как летающая лаборатория.
Вторая попытка стартовала уже в XXI веке – в мае 2001 г., в виде программы ВВС России по разработке истребителя 5-го поколения – перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Всю вторую половину 2001 г. – начало 2002 г. велась подготовка предварительного проекта.
В декабре 2002 г. Правительством РФ была одобрена разработанная Росавиакосмосом и Минобороны России для создания ПАК ФА комплексная целевая программа, в которой КБ Сухого было выбрано головным разработчиком машины, получившей заводской индекс Т-50. Главный конструктор до 2014 г. – А.Н. Давиденко. Уже в 2004 г. макет самолета показали Президенту РФ В. Путину. По заявлению генерального директора компании «Сухой» М. Погосяна, которое он сделал в декабре 2007 года, испытания нового самолета планировались на 2009 год, а налаживание серийного производства – до 2015 г.
Первый полет Т-50 состоялся 29 января 2010 года, его пилотировал заслуженный летчик-испытатель, Герой России С.Л. Богдан. Он отмечал улучшенные характеристики самолета: «Очень хорошо делает штопор, очень быстро вращается и очень быстро останавливается. Он великолепно проявляет себя на сверхзвуковых скоростях, динамика разгона просто потрясает. Дичайший совершенно разгон, как у гоночного болида, вжимает в кресло просто невообразимо». Понравился летчику-испытателю и комфорт пилотирования: «Пилотирование стало предельно комфортным. Если раньше от летчиков требовалось выдерживать ограничения по перегрузке и угловым вращениям, то теперь они могут управлять самолетом, даже не глядя на приборы». 17 августа 2011 г. ПАК ФА был впервые представлен на международном авиасалоне МАКС-2011. В 2013 году на КнААЗе началось мелкосерийное производство самолета для испытания вооружений. Прототипы, а также первые серийные образцы оборудовались двигателем АЛ-41Ф1, аналогичным установленному на Су-35. В дальнейшем предполагается их замена на создаваемые НПО «Салют» перспективные двигатели с повышенной тягой, сложной системой автоматизации, полностью цифровой системой управления.
С 2014 г. А.Н. Давиденко отошел от дел и в 2015 г. его сменил М.Ю. Стрелец, ставший новым главным конструктором Су-57.
11 августа 2017 года самолет Т-50 получил серийное наименование – Су-57. В декабре того же года в первый полет отправился Су-57 с двигателем второго этапа «Изделие 30». Установка этих двигателей на серийные самолеты планируется до 2027 г.
В 2018 году на российскую авиабазу Хмеймим в Латакии (Сирия) были переброшены 4 истребителя Су-57 для тестирования в боевых условиях систем вооружения и возможностей бортового радиолокационного оборудования, а также степени и возможности обнаружения Су-57 радарами американских истребителей F-22 и F-35. В ходе этих испытаний Су-57 в полном объеме подтвердил требования тактико-технического задания. «Задача была показать самолёт в деле с боевым применением новых видов оружия, новых способов применения, - говорит лётчик-испытатель ОКБ Сухого Сергей Богдан — один из пилотов, летавших на Су-57 в Сирию. - Испытания прошли успешно, всё подтвердилось. Был достаточно длительный, примерно пару месяцев, подготовительный период. Всё было проверено здесь (в Ахтубинске), там это подтвердилось, результат высокий».
Су-57 получил следующее БРЭО: радиолокационный комплекс Ш-121 в составе БРЛС Н036 с АФАР, РЛС с АФАР в предкрылке; оптико-локационная станция ОЛС-50М; система резервных пилотажно-навигационных приборов СРПНП-1 (РПКБ), ЛИНС-100РС (РПКБ), БСПИ-6 (РПКБ), бортовая графическая станция БГС-5 (РПКБ), бортовой коммутатор каналов БК-79 (РПКБ). ИУП кабины: МФИ-50 (РПКБ), пульт-индикатор МФПИ-50 (РПКБ). Кабина оснащена генератором кислорода. Связь истребителю обеспечивает комплекс защищенной связи С-111. От атак ракет противника самолет защищает комплекс РЭБ «Гималаи».
В 2019 г. на военно-техническом форуме «Армия-2019» был подписан контракт на поставку Минобороны РФ 76 малозаметных истребителей Су-57. Комментируя этот факт, издание «Коммерсант» заявило: «Контракт…оценивается в сумму до 170 млрд. руб., что делает его крупнейшим в истории авиации и гарантирует полную загрузку мощностей Комсомольского-на-Амуре авиационного завода как минимум, на ближайшее десятилетие». Серийное производство Су-57 запущено летом 2019 г. 25 декабря 2020 г. ВКС РФ получили первый серийный Су-57, а согласно подписанному контракту, до конца 2024 г. они должны были получить 22 истребителя из 76 законтрактованных, остальные 54 - в 2025 – 2028 гг.
Первый заместитель генерального директора компании «Сухой», главный конструктор Су-57 Михаил Стрелец отметил, что российский истребитель не имеет аналогов среди подобных в мире по отношению боевой нагрузки к своей массе. «Принципиальным отличием пятого поколения является совершенно новый уровень автоматизации. Су-57 оснащен принципиально новым комплексом бортового оборудования, выполняющим функцию «электронного пилота» - сказал он. Стоит отметить, что система интеллектуальной помощи пилоту планировалась с самого начала разработки Су-57, но начать ее испытания удалось только в 2022 году, когда в первый полет отправился модернизированный Су-57М, пилотируемый шеф-пилотом ОКБ Сухого С.Л. Богданом. По словам Сергея Богдана, с начала первого появления в небе Су-57 прошло уже более 15 лет. За это время в этом истребителе кардинальных изменений, пожалуй, не претерпел только внешний вид. Внутренне же это совсем другая машина. «Су-57М - это уже другие двигатели, бортовые системы, искусственный интеллект, мощное бортовое радиолокационное оборудование, которое уже видит противника дальше, а бортовой компьютер самолета начинает работать, как только пилот сел в кресло и нажал лишь одну кнопку, после чего в автоматическом режиме осуществляется проверка всех систем перед полетом.
Помимо этого, широкий планер 57-го повышает подъемную силу и делает истребитель устойчивым на сверхзвуковых скоростях. Сверхзвуковая скорость уже крейсерская, причем бесфорсажная. Плоский фюзеляж придает скрытность. Для этого же и боеприпасы размещаются внутри планера. Более того, наш истребитель 5-го поколения постоянно продолжает совершенствоваться», — рассказал Богдан. А начальник научно-исследовательского отделения проектирования комплексов бортового оборудования КБ Сухого рассказал о КБО Су-57: «Интеллектуализация авиационных комплексов исторически реализовывалась в ОКБ Сухого прежде всего на пилотируемых самолетах. Но именно при разработке самолета Су-57 впервые были детализированы задачи интеллектуальной поддержки экипажа, хотя ее элементы уже присутствовали на самолетах предыдущих поколений». Летчик Су-57М получил и модернизированный шлем, позволяющий ему видеть воздушную обстановку в радиусе 360 градусов в реальном времени в оптическом и инфракрасном диапазонах днем и ночью, помогая вести самолет в условиях плохой видимости.
Михаил Стрелец также назвал главным в самолете бортовой вычислитель, или по его выражению «так называемые «мозги» с искусственным интеллектом, которые в ОКБ Сухого, можно сказать, прокачивают постоянно». Причем все это оборудование отечественного производства. Слово Михаилу Стрельцу: «Данное программное обеспечение полностью разработано нашими специалистами «ОКБ Сухого», начиная от операционной системы и заканчивая сверхсложными программами, в том числе с элементами искусственного интеллекта. Микропроцессоры также отечественные, архитектуры Эльбрус. Блоки мы получаем от предприятий-изготовителей, и они к нам приходят абсолютно глупыми. То есть это стерильные блоки, в которых нет абсолютно ничего. То есть сегодня именно на нашем предприятии формируются основы и принципы работы по совершенствованию Су-57. Дело в том, что всю информацию, которую собирает современный самолет, один человек обработать просто физически не в состоянии. Искусственный интеллект Су-57, как второй пилот, помогает пилотировать так, что лётчик вообще может бросить ручку управления и сваливания не произойдёт. Он может дать совет, какая цель является приоритетной, каким образом вывести самолёт в нужное место в нужное время, а также поможет и при внештатной ситуации. В ближайшее время искусственный интеллект Су-57 сможет вообще всё на себя взять. Такие испытания уже идут несколько месяцев».
Су-57 может взаимодействовать с тяжелым БПЛА С-70 «Охотник» разработки ОКБ «Сухой». Испытания Су-57 в тандеме с «Охотником» проводились в 2019 г. В этой паре БПЛА является дополнительным носителем ракет и бомб. Сам же Су-57 имеет на вооружении 30-мм пушку 9А1-4071К (представляет собой модернизированную 30-мм пушку ГШ-301), для атаки наземных и надводных целей имеется широкий выбор ракет класса «воздух-поверхность» - ПКР Х-59МК (Х-59А) с дальностью пуска 285 км или КР Х-69 (290 км). Возможно и оснащение Су-57 ракетой «Кинжал». Для воздушного боя имеется гиперзвуковая УРВВ Р-37М большой дальности (300 км).
Планируется с 2025 г. оснащать модернизированные Су-57 новыми двигателями второго этапа АЛ-51Ф1.