Введение отражает, буквально по пунктам, программу исследования, в процессе описания которой доказывается актуальность выбранной проблемы и даётся обоснование темы. Оформляется научный аппарат работы, выдвигается гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования, описывается организация исследования, формулируются проблема и цель, объект и предмет исследования, его новизна и практическая значимость, коротко говориться о содержании каждой главы работы.
Введение состоит из следующих композиционно-смысловых частей: определение темы работы и актуальность темы, обоснование выбора темы; цель исследования; задачи исследования; объект исследования; предмет исследования; материал исследования (методологическая база); методы исследования; новизна; теоретическая значимость; практическая значимость, определение теоретических основ и методики исследования.
Любое исследование начинается с обоснования актуальности темы исследования. Этот раздел отражает длительные поиски исследователя - как происходило движение мысли по направлению к теме, почему тема действительно интересна, каков замысел исследования, какие методологические подходы Вы намерены реализовать. Надо учесть, что необходимо отразить актуальность именно конкретной темы, указанной в работе, а не какой-либо иной из этого направления. В актуальности необходимо:
однозначно определить научную проблему, к которой относится исследование;
сформулировать суть этой проблемы и её значение;
сообщить о состоянии разработки выбранной проблемы;
дать краткий обзор научной литературы, посвящённой данной проблеме;
указать, что данная тема ещё не раскрыта (или разработана частично, или освещена в другом аспекте);
на основании этого сделать вывод о том, что часто проблема, которая является темой данного исследования, требует дальнейшей разработки. В разделе актуальность темы исследования показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед наукой в аспекте избранного вами направления; что (в конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать в данной работе. Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с трёх точек зрения:
Социальная актуальность. Абзац о современном положении дел по отношению к проблеме исследования. ("В существующих условиях ... проблема не получила должного рассмотрения... ."). Теоретическая актуальность. Абзац о масштабе и глобальности теории вопроса. ("Существует ... проблема, в то же время, (в филологических (лингвистической/ литературоведческой) науках) эта проблема не получила должного освещения в таких аспектах, как... ."). Практическая актуальность. Абзац о положении дел в практике темы. ("Анализ текста/ материалов показывает, что автор/говорящий/пишущий… не знает/не рассматривает, но при этом сталкивается с..."). На этой основе формируется противоречие (если это предполагает объект исследования) – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Противоречие обычно понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Надо учесть, что противоположные стороны противоречия обязательно должны относиться либо к практике (только к одному ее аспекту), либо к теории (и тоже только в одном каком-то аспекте). Например: "В современном состоянии вопроса сложились неразрешённые противоречия между... и... . Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешённость этого вопроса определили выбор темы нашего исследования..." или "Несмотря на имеющиеся теоретические работы в области ... наблюдается нехватка практических разработок, направленных на...".
На основе выявленного противоречия формулируется проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания. Проблема может формулироваться в виде вопроса: "Каковы условия для формирования...?", "При каких условиях эффективно..." или "Проблемой исследования являлось теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений..." и т.п.
Степень разработанности проблемы (методологическая база).Актуальность любой темы в определенной мере связана с состоянием ее научной разработки. Чем менее исследована та или иная филологическая (лингвистическая) проблема, тем она, при других сопутствующих условиях, актуальнее. Потому во введении необходим краткий обзор научных трудов по конкретной проблеме, позволяющий автору прийти к выводу о том, что данная тема либо вообще еще не рассматривалась в науке, либо была раскрыта лишь частично, не в том аспекте, а значит, нуждается в специальном ее исследовании. В данной части необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических и иных условиях и т.д.
После этого автору необходимо сформулировать основную цель научной работы, а также ее частные и промежуточные задачи, решение которых позволяет достичь поставленной цели. На формулировку задач следует обратить особое внимание, поскольку их суть, во-первых, предопределяет название и содержание глав дипломной работы и, во-вторых, в известной мере обусловливает главные теоретические выводы и практические рекомендации исследования.
Решение сформулированной проблемы и составляет цель исследования. На основе проблемы исследования устанавливается цель исследования. Цель - это то, что Вы намерены достигнуть в итоге работы, это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки учебно-научной работы студентом. В качестве цели исследования формулируется в сжатом виде тот научный результат (результаты), который должен быть получен в ходе исследования. Например: решение данной проблемы составляет цель исследования; или цель исследования - разработка (создание, апробация, формирование, исследование, обоснование…) чего-либо.
В соответствии с целью исследования подразумевается выполнение ряда задач. Задача - это данная в определенных конкретных условиях цель деятельности, конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели, т.е. те вопросы, которые решаются соответственно поставленной цели исследования. Задачи исследования обычно делают в форме перечисления.
Теоретическая задача (вариант формулировки по выбору):
§ описать (выявить) теоретические основы ...;
§ провести научный анализ состояния теории и практики ...;
§ проанализировать (изучить) психолого-педагогическую, психолингвистическую, методическую и др. литературу по ... .
Опытно-экспериментальная задача (если предполагается экспериментальная деятельность):
§ выявить и охарактеризовать сущностные характеристики ... (психолого-педагогические условия) ...;
§ определить уровень развития ...;
§ определить степень сформированности ... .
Практическая задача (факультативная):
§ показать пути и способы практического применения...;
§ разработать и апробировать комплекс мероприятий...;
§ экспериментально проверить эффективность предложенной ...;
§ наметить возможные пути ... .
Описание решения поставленных задач составляет содержание глав выпускной квалификационной работы. Поэтому формулировки задач соотносятся с названиями глав и основных параграфов работы.
Цель и задачи могут быть сформулированы с помощью отглагольных существительных или глаголов.
При формулировке цели и задач работы используются следующие языковые стереотипы:
изучить что? (изучение чего?) проблему, вопрос и т.д.;
раскрыть что? (раскрытие чего?) специфику, способы и т.д.;
рассмотреть что? (рассмотрение чего?) систему и т.д.;
показать что? (роль, значение и т.д.);
выявить что? (выявление чего?) закономерности и т.д.;
создать что? (создание чего?) типологию и т.д.;
объяснить что? (объяснение чего?) явление и т.д.;
разработать что? (разработка чего?) модель и т.д.;
охарактеризовать что? (характеристика чего?) систему и т.д.;
обобщить что? (обобщение чего?) факты и т.д.;
описать что? (описание чего?) функций и т.д.;
систематизировать что? (систематизация чего?) элементы и т.д.;
проанализировать что? (анализ чего?) явление и т.д.;
сопоставить что? (сопоставление чего?) употребление и т.д.
Вслед за проблемой, целью и задачами определяются объект и предмет исследования. Объект - то, что противостоит познающему субъекту-исследователю, в познавательной деятельности. Тот материал, с которым автор научной работы имеет дело. Более широкое понятие, нежели предмет исследования; нечто абстрактное и большое (то, на чем основан практический материал исследования), это явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию и требующий их изучения. Предмет - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Более узкое понятие по сравнению с объектом исследования, что-то конкретное, реальное (то, что именно исследуют). Предмет либо совпадает с формулировкой темы, либо близок с ней по звучанию. Предмет исследования – та часть объекта исследования, которая выделяется для анализа и на которую направлено основное внимание исследователя. Таким образом, предмет находится в границах объекта. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования определяет тему научной работы (которая указывается на титульном листе) Четко очертив предмет исследования, автор показывает важность, остроту и злободневность темы.
Например, объектом исследования может быть газетная речь, в общем и целом, а предметом – средства выразительности газетной речи.
Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы и послужившие инструментом в добывании необходимого фактического материала. Метод - это совокупность приемов. Другими словами, прием - это часть метода. Методы исследования – это те способы исследования, которые помогают решать поставленные задачи и способствуют достижению цели исследования. Методы исследования – это тот «инструмент», который используется для добывания фактического материала, который описывается в главах исследования. Методы исследования могут быть следующими: изучение и анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, обследование, мониторинг, изучение педагогического опыта, обобщение собственного опыта работы, констатирующий и обучающий педагогические эксперименты, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов и т.п. (см.раздел методы)
Новизна исследования может заключаться в разработке, раскрытии, дополнении, обосновании, создании, предложении и т.п. чего-либо. К новизне исследования относятся те результаты, полученные автором (и та информация, полученная в ходе исследования), которые раньше никем не были получены. Новизна исследования может быть нескольких уровней:
уточнение, конкретизация известных данных;
расширение, дополнение известных данных;
распространение известных данных на новый круг явлений (новый класс объектов и систем);
преобразование, коренное изменение известных данных.
Наиболее типичные ошибки при формулировке новизны: новизна подменяется актуальностью, теоретической и практической значимостью; утверждается, что данный вопрос рассматривается впервые и ранее не рассматривался (а на самом деле это не так); утверждается, что нечто сделано впервые (а на самом деле это не так).
вклад, который внёс автор в разработку теории данного вопроса. Например, в работе могут (может) быть:
выявлены особенности...;
предложена классификация...;
систематизированы данные...;
дано системное описание...(всесторонняя характеристика...);
использованы новые методы исследования какого-то явления;
сформулированы выводы и положения, дополняющие уже известные и т.п.
Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная учебно-научная работа теоретической или практической.
Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.