Найти в Дзене
PRO Историю

Трон против технологий: кто и зачем сопротивлялся прогрессу

Оглавление

История знает немало примеров, когда монархи сражались не с врагами — а с новыми идеями. Война была странная: без пушек, но с жертвами. Без побед, но с последствиями.

Почему некоторые правители упорно отказывались принимать перемены? Что двигало ими — страх, гордость или вера в собственную непогрешимость? И что случалось, когда время всё же брало своё? Давай разбираться вместе.

Людовик XVI: кто боится печатного станка

Пока Европа в XVIII веке читала Вольтера и Руссо, королевский двор Франции по-прежнему доверял перьям, рукописям и придворным летописцам. Печатный станок был врагом, особенно если он стоял не в королевской типографии.

Людовик XVI не то чтобы был глуп — он просто не понимал, как быстро изменилась информация. Он опаздывал не на дни — на эпоху. Все типографии контролировались, было много запрещённой литературы, повсюду цензура и ограничения.

Но революционная литература всё равно распространялась сотнями экземпляров. Памфлеты, брошюры, «газетки» — все они били по престолу куда больнее, чем восставший Париж. Но запретить типографии было всё равно что пытаться закрыть лавину дверцей от камина.

Итог известен: революция, казнь, конец династии. И всё потому, что один монарх не поверил в силу бумаги.

-2

Цинская империя и железная дорога

Когда в XIX веке Британия и Франция уже строили стальные магистрали, в Китае предлагали… разобрать первые рельсы. Императоры династии Цин считали, что железная дорога нарушает «гармонию земли», портит фэншуй и пугает духов.

Аргумент? «Вагон будет тревожить предков в могилах».

Иностранные инженеры привозили проекты, китайские реформаторы били в колокола, а имперский двор молчал — или запрещал.

В 1876 году первую ветку всё-таки построили — 600 метров длиной. Через год её же разобрали. В большинстве из-за страха перед иностранным влиянием. Уж очень сильно императоры боялись, что их власть угаснет.

Только к 1910‑м годам Цин начали массовое железнодорожное строительство. Но было поздно. Отставание в инфраструктуре стало одной из причин падения империи.

Николай I и «эти ваши телеграфы»

В 1830-х годах в Европе уже активно обсуждали электрическую телеграфию. Англия и Франция видели в ней будущее армии, торговли и дипломатии. А в России на запрос о внедрении Николай I якобы ответил: «Я с Богом общаюсь без проводов».

Император опасался не столько самой технологии, сколько неуправляемости информации. Страх перед свободой мысли вёл за собой страх перед быстрым словом. А телеграф был слишком быстрым. Ну и отставание России на тот момент сложно было не заметить: коррупция, бюрократия и отсутствие технической базы замедляли процессы развития.

Когда в 1853 году началась Крымская война, союзники координировали действия через телеграфные линии. Россия — через гонцов и бумажные депеши.

Итог — болезненный урок. Который, впрочем, учли уже не при Николае.

-3

Эфиопия: империя без колёс

Император Менелик II в начале XX века был человеком прозорливым. Он строил дороги, закупал оружие, даже покупал первые автомобили. Но... категорически отказывался строить железные дороги в глубинке.

Почему? Потому что боялся утраты контроля. Колёса приносили независимость провинциям, а он стремился к централизации. В итоге дороги в Эфиопии шли не туда, где было нужно людям, а туда, где не могли пройти повстанцы.

В ХХ веке Эфиопия оказалась одной из самых технологически отсталых стран региона. Причина, конечно, кроется не только в отсутствии железных дорог: тут и колонизация, и поздний старт развития, и феодальная экономика. Но рельсы одно из главных упущений императора. Хотя Менелик в своё время вполне мог стать «императором прогресса», но не смог подавить в себе желание абсолютного контроля.

-4

Почему они отказывались?

Все эти истории объединяет не глупость, как можно понять, а страх потерять власть. Новые технологии — это не просто гаджеты. Это новые правила, новые голоса, новая логика. А монархия — штука очень чувствительная к переменам.

Императоры, привыкшие к подчинению, не понимали, как вести диалог. Они задерживали прогресс, потому что не могли им управлять.

Но история — не чиновник. Её не переподпишешь.

Да и прогресс нельзя запретить указом. Нельзя остановить электричество, печатный станок или интернет, потому что они меняют не только технику — они меняют мышление.

Каждая эпоха имеет своих Людовиков и Цинских императоров. И каждый раз кто-то остаётся в истории как «тот, кто не поверил».

А вы как думаете — есть ли сегодня лидеры, которые проигрывают время?

Если вам интересны такие истории — подписывайтесь на канал PRO Историю. Мы рассказываем о прошлом, которое по-прежнему смотрит в будущее.

PRO Историю | Дзен