Как это часто случается, Владимир Татосов вовсе не собирался становиться артистом. Как и, наверное, все мальчишки, чьё детство пришлось на тридцатые годы прошлого столетия, он грезил небом.
Его кумирами были прославленные советские лётчики. Когда он, будучи ещё школьником, увидел, как по Невскому проспекту проехала кавалькада легковых открытых автомобилей, из которых прохожих приветствовали Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков, совсем недавно совершившие беспосадочный перелёт из Советского Союза через Северный полюс в Америку, то понял, что лучше профессии авиатора быть не может.
Впрочем, начнём по порядку. Итак, родился Володя Татосов в Москве 10 мая 1926 года, в семье журналиста Михаила Татосова и его жены, бакинской армянки Мелине. Родители мальчика были идеологически подкованы, поэтому назвали своего первенца в память всего пару лет назад скончавшегося вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. К слову, сестра Владимира в честь всё того же основателя СССР была названа Леной.
Вскоре после рождения ребёнка, Татосовы переехали из Москвы в Ленинград - главу семейства назначили главным редактором Ленинградского государственного финансового издательства. Отцу сразу же выделили большую трёхкомнатную квартиру в бельэтаже дома на набережной канала Грибоедова - прямо напротив Банковского мостика. Здесь и прошло детство будущего актёра.
Окончание "семилетки" совпало у Володи с началом Великой Отечественной войны. Татосов вместе со своими друзьями дежурил на крыше дома - там стоял ящик с песком, куда мальчишки сбрасывали щипцами зажигательные бомбы. А вскоре он узнал, что на Московском проспекте открылась Ленинградская спецшкола Военно-воздушных сил № 2. Он поехал туда, сдал документы и прошёл медкомиссию. Позже Татосов с гордостью вспоминал, что в верхнем углу его медкарты было написано: "Годен к высотным полётам". Но когда начались занятия, его отца эвакуировали в Свердловск (сейчас это город Екатеринбург), вместе с ним уехала и вся семья Татосовых.
Впрочем, первое, что Володя Татосов сделал в столице Урала - он нашёл в городе такую же спецшколу ВВС, в которую и поступил. После этой школы Татосов должен был перейти в высшее авиационное училище, но судьба распорядилась иначе.
Татосов был очень активным участником самодеятельности. В спецшколе был джаз-оркестр, в котором он пел, подражая голосу популярнейших тогда Леонида Утёсова и Марка Бернеса, играл в спектаклях и скетчах - особенно ему удавались роли Гитлера и Геббельса. И однажды, после окончания им в 1942 году второго курса, его вдруг вызвал к себе начальник школы подполковник Серебрянников. Татосов рассказывал:
Думаю, в чем же я провинился? Захожу в кабинет, в котором сидят начальник школы и замполит, майор Казанцев. Серебрянников берёт мою пилотку - тёмно-синюю с голубым кантом - снимает эмалевую звёздочку и возвращает мне. И, обращаясь к замполиту, говорит: "Ну, давай, майор, рассказывай, а то парень уже бледный". И тот, глядя на меня, произносит: "Ты не удивляйся, но мы, посовещавшись, решили, что не в то училище ты пошёл учиться. Таких летунов, как ты, много, а вот получится ли из этих парней артист, какой из тебя может получиться, вряд ли. Поэтому бери этот пакет с документами и завтра в десять утра ты должен быть в театральном училище".
Татосов любил театр. Более того, здесь же, в Свердловске оказался в эвакуации Московский художественный академический театр (МХАТ), и юноша старался не пропускать ни одного спектакля, которые давал этот знаменитый коллектив. Он видел игру на сцене Николая Хмелёва, Павла Массальского, Алексея Грибова и многих других известнейших актёров. Как он сам говорил, только из-за них он и стал артистом:
А какое впечатление на меня произвел Тарханов в те годы, просто не описать! Я до сих пор считаю, что в нашей профессии нет явления выше Тарханова. Был такой фильм "Детство" по роману Максима Горького. Тарханов в нём играл вечно пьяного Булочника. Честное слово, я чувствовал, что с экрана разит перегаром! Эта потрясающая правда достигалась актёром не за счет какого-нибудь приклеенного носа, а с помощью "внутреннего грима" (по точному определению Георгия Александровича Товстоногова) и абсолютной веры в предлагаемые обстоятельства.
Но при всей своей любви к театру Татосов сначала попытался отказаться. Он вообще воспринял это как несчастье:
Я вышел из начальственного кабинета с этим пакетом. У меня дико колотилось сердце, и я думал, что сейчас зареву. А у кабинета, как на грех, ребята стоят. Я – в туалет. Там тоже двое парней. Закрылся в кабинке. Сидел там, скрипя зубами, ждал. Наконец, услышав, что все ушли, подошел к крану и, отвернув его, подставил лицо под холодную воду. Такой ледяной воды, как в Свердловске, я в жизни своей больше никогда не чувствовал. На следующее утро явился по указанному адресу…
Интересно, что нечто подобное произошло через несколько лет с другим курсантом этой же спецшколы ВВС - с Борисом Штоколовым. Я подробно писал об этом певце в материале "Борис Штоколов так и не спел с африканским хором. Могила певца на Литераторских мостках". Напомню лишь, что будущий знаменитый исполнитель оперных арий, будучи ещё курсантом спецшколы, как-то выступил на концерте художественной самодеятельности. В зале оказался командующий Уральским военным округом маршал Жуков. Штоколов рассказывал:
После концерта говорят: "Тебя Жуков вызывает". Пришел я к нему, представился по-военному, хотя был в концертном костюме, а он мне с ходу: "Слушай, Борис, в авиации и без тебя молодцов хватает. А тебе петь нужно, петь!" И после того, как по окончанию лётной школы Бориса направили в Серпухов, Жуков вытребовал его в Свердловск и "приказал" принять в Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского.
Приняли Татосова сразу на второй курс. А в 1946 году, сразу после окончания театрального училища, он вернулся в Ленинград. Его пригласил в свой театр известный режиссёр Николай Акимов. И Татосов вовсе не затерялся на фоне блистательных Сергея Филиппова, Александра Бениаминова, Бориса Тенина. Но через два года Николая Павловича отстранили от руководства с формулировкой "за "формализм в искусстве" и "западничество"", а сам театр оказался на грани закрытия. Татосов не стал ждать этого печального события (к счастью, так и не произошедшего) и принял предложение режиссёра Ленинградского театра имени Ленинского комсомола Георгия Товстоногова, с которым незадолго до этого познакомился.
Татосов дружил с Товстоноговым всю жизнь, хотя случалось между ними всякое. Правда, из Ленкома актёр ушёл не сразу после того, как этот театр покинул Георгий Александрович. Тогда чуть ли ни половина репертуара нынешнего театра-фестиваля "Балтийский дом" держалась на нём, и актёр не хотел подводить коллег. Но в 1963 году он всё же не устоял перед Товстоноговым и влился в уже звёздную труппу Ленинградского БДТ, возглавляемого его другом.
На сцене БДТ Татосов выступал восемь лет, сыграв несколько десятков ролей. Наиболее значимыми он сам считал свои работы в спектаклях "Карьера Артуро Уи" (О'Кейси, чиновник, ведущий следствие) по пьесе Бертольда Брехта, "Я, бабушка, Илико и Илларион" (Зурико) по роману Нодара Думбадзе, "Генрих IV" (Немочь) по Уильяму Шекспиру. И очень жалел, что зритель не увидел спектакль "Римская комедия", поставленный Товстоноговым по пьесе Леонида Зорина, в котором актёр играл вольноотпущенника Бена-Захарию. Этот спектакль был запрещён сразу после генеральной репетиции - уж очень много аллюзий на действующую власть увидели чиновники от культуры в произведении о жизни в Риме начала первого века нашей эры...
Кстати, для спектакля "Я, бабушка, Илико и Илларион" Татосов перед лондонскими гастролями БДТ выучил, не зная английского, монологи на английском языке. В столице Великобритании театр давал два спектакля - "Идиот" по Достоевскому, в котором князя Мышкина играл Иннокентий Смоктуновский, и "Я, бабушка, Илико и Илларион" с Татосовым в главной роли. У персонажа, которого играл Владимир Михайлович, было четыре монолога, в которых актёр обращался непосредственно в зрительный зал. Татосов вспоминал:
Я подумал: как хорошо было бы сыграть их на английском языке… Тогда зритель убрал бы наушники и слушал меня напрямую, я не ждал бы реакцию. Пришёл к Товстоногову и сказал об этом. "Вы знаете английский. Это же гениально!" Я ответил, что не знаю, но могу выучить. Ведь до гастролей был целый месяц.
Во время спектакля выхожу на сцену, поворачиваюсь к залу, и меня охватывает ужас. Я только сейчас понял, в какую переделку попал. Зал полный, "забит до потолка" англичанами. А за кулисами все свободные от этого спектакля стоят, смотрят, ждут, пока я заговорю по-английски. Мне показалось, что у меня от страха пропал голос. Я сказал: "Здравствуйте, люди добрые". За кулисами слышу зловещий товстоноговский шёпот: «Горшок. Он всё забыл». Через люфт начинаю говорить "Hello, everybody…"
Впрочем, как известно, популярным актёра делает не его работа на сцене театра, а появление в кадре известного кинофильма. Татосов не был в этом плане исключением - его стали узнавать после того, как он сыграл небольшую роль в драме Иосифа Хейфица "Большая семья" (1954). Экранного времени герою Татосова, суетливому журнальному фоторепортёру, досталось не очень много, но зрители его запомнили.
Кстати, первый опыт участия в кинопроцессе Татосову не очень понравился. Он вспоминал:
Первый съёмочный день случился на судостроительном заводе. Это было явно тяжелее, чем в театре, где на сцене тишина. На стапелях всё гремит, идёт сварка, звучат команды. Я думаю, как же здесь играть? Режиссёр Иосиф Хейфиц решил мне показать отснятый материал – обычно этого никто не делает. Я увидел на экране сумасшедшего паренька, который орал благим матом, чтобы перекричать все звуки завода. Это было ужасно! Другой бы режиссёр просто поменял артиста, а материал выбросил в корзину. Но Хейфиц, видно, разглядел, что я не лишен способностей. И мы пересняли сцены на заводе.
Кстати, я не совсем прав, говоря, что это был первый опыт участия Татосова в кинопроцессе. На самом деле, за четыре года до "Большой семьи" ему довелось работать в картине "Огни Баку" (1950), которую снимал целый триумвират режиссёров: Александр Зархи, Рза Тахмасиб и уже упомянутый мною Иосиф Хейфиц. Фильм был уже смонтирован и готов, его до премьеры показали "вождю и учителю", но Сталину не понравился эпизод, в котором он (которого играл Михаил Геловани) произносит фразы о нефти, залегающей на дне Каспийского моря. Он захотел, чтобы в фильме прозвучала его гениальная мысль о том, что нефть должна производить ценности, а не разрушать их. Татосов рассказывал:
Мне позвонили и сказали: "За вами приедет машина, и вам расскажут, что вы должны делать". Меня повезли на "Ленфильм", ничего не объяснив. А по дороге я подумал: "Наверное, я буду играть или Сталина, или Ленина…" Меня завели в кабинет Хейфица. И он мне говорит: "То, что вы сейчас услышите, должно быть абсолютной тайной. Об этом вы не должны говорить даже своим родственникам и друзьям, потому что это связано с именем Сталина". Я сглатываю слюну и медленно обалдеваю, поскольку во мне рождается мысль, что меня приглашают играть молодого Сталина… Вот такой актерский бред в моей голове. Но не тут-то было..."
Когда выяснилось, что Татосову надо будет переозвучить Геловани, играющего Сталина, у того, разумеется, возник вопрос, почему бы это не сделать самому Геловани. В ответ он услышал, что товарища Геловани не могут найти yub в Ленинграде, ни в Тбилиси, ни в Москве, ни у жены, ни у любовницы. А время не терпит. Самое сложное во всём этом было, по словам Татосова, что он должен был говорить не голосом Сталина, а голосом Геловани, говорящим голосом Сталина. Но актёр благополучно с этой задачей справился. Это был первый, но далеко не последний фильм, в котором Татосов выступил как актёр дубляжа. Но об этом чуть ниже.
После "Большой семьи" Татосова не приглашали сниматься несколько лет, пока в 1958 году режиссёр Сергей Васильев (один из знаменитых "братьев Васильевых") не предложил ему небольшую роль в своей историко-революционной драме "В дни Октября". Этот фильм стал последним, снятым Васильевым. А ещё в нём впервые назывались запрещённые ранее советской цензурой имена Каменева, Зиновьева, Троцкого. Татосов сыграл заместителя председателя Центрального исполнительного комитета Петроградского Совета, эсера Абрама Коца, но он был ещё столь мало известен в киномире, что даже его фамилию в титрах написали с ошибкой - Тотосов.
В том же 1958 году Татосов снялся в историческом фильме Юрия Озерова "Кочубей" в роли красноармейца Крайнего.
А в 1960 году режиссёр Михаил Шапиро в фильме "Ребята с Канонерского" снова снял Татосова в роли безымянного фотографа.
В первой половине шестидесятых годов Владимир Татосов несколько раз снимался на киностудии "Арменфильм". Он вообще очень любил приезжать на свою историческую родину - ведь он был потомственный армянин. Его прадеда по отцовской линии звали Степан Тер-Татевосян, и он был настоятелем Армянской церкви в Баку. Но его дед, каспийский нефтепромышленник, по каким-то причинам в своё время решил сменить армянскую фамилию на русскую. Возможно, тогда в Азербайджане бизнес было легче вести не с армянской фамилией. Как бы то ни было, его потомки стали Татосовыми.
Именно на съёмках фильма "Путь на арену" киностудии "Арменфильм" в 1963 году Владимир Татосов познакомился и подружился с великим клоуном Леонидом Енгибаровым. Енгибаров, к слову, тоже на самом деле был Енгибаряном, а позднее ему присвоили звание Народного артиста Армении. Татосов в этом фильме играл роль помощника режиссёра цирка, а во время съёмок они с Енгибаровым жили в одной гостинице.
После окончания съёмок в Ереване Татосов пригласил Енгибарова в Ленинград, где организовал тому творческий вечер в Доме актёра. Зал был забит битком представителями советской творческой элиты. Присутствовали и начальники от культуры. Татосов вёл это вечер:
В своем вступительном слове я подчеркнул, что этот великолепный мастер циркового искусства – Леонид Енгибаров – живет в Москве, в маленьком старом деревянном домике в Марьиной роще, и ходит за водой к колодцу, поскольку в этом домике нет водопровода. А когда он на гастролях, с коромыслом к колодцу идёт его старенькая мама. "Трудно поверить, что подобное возможно в современной Москве, но это факт". На протяжении вечера к теме Марьиной рощи, колодца и коромысла я возвращался многократно. Мне хотелось вышибить слезу у руководящих представителей Союзгосцирка и заставить их улучшить жилищные условия моего друга.
А Товстоногов, также пришедший на встречу с Енгибаровым, позже сказал Татосову:
Володя, я должен сказать, что вы слишком педалировали тему отсутствия квартиры у великого артиста Енгибарова. Это был такой перебор, что работники циркового ведомства, вероятно, были вынуждены подписать ордер, еще сидя в зале". Но самое смешное, что через какое-то время я получил телеграмму от Лёни со следующим текстом: "Володя, спасибо, родной! Я получил квартиру в Москве. Мой новый адрес – такой-то. Целую, Лёнька"
Любил Татосов свою роль и в ещё одной картине, снятой на "Арменфильме" - мсье Жака из киноальманаха "Мсье Жак и другие" (1964), снятом так же, как и "Путь на арену" режиссёром Генрихом Маляном.
А с 1965 года в киновоплощениях Владимира Татосова наступила своеобразная эпоха Якова Свердлова. Видимо, в отместку актёру, ставшим таковым в городе, долгое время носившем имя председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) Якова Михайловича Свердлова, Владимиру Михайловичу Татосову пришлось играть революционера почти в дюжине кинофильмов. И первый из них - "Залп "Авроры"", снятый Юрием Вышинским - вышел на большой экран в 1965-м. Свердлов в этой картине - одно из главных действующих лиц, и Татосову удалось сыграть его сверхубедительно.
Вообще, вторая половина шестидесятых - наиболее плодотворное время в творческой биографии актёра. С 1965-го по 1970-й - за пять лет - он снялся в восемнадцати картинах. Причём, в семи из них он играл Свердлова. Правда, были, разумеется, и другие роли, часто комичные. Как, например, крошечная роль "укротителя" лошади в комедии Надежды Кошеверовой и Аполлинария Дудко "Сегодня - новый аттракцион" (1966).
В 1968 году Геннадий Полока снял свою знаменитую "Интервенцию". Впрочем, знаменитым этот фильм стал лишь через двадцать лет, а до 1987 года по цензурным соображениям (ну нельзя же превращать в комедию и буффонаду смерть героических подпольщиков-коммунистов!) он был хорошо спрятан, как говорится, "на полке". Татосов сыграл в этой эксцентричной комедии карточного шулера Имерцаки. Возможно, если б фильм вышел на экраны сразу после окончания съёмок ему и не пришлось бы играть более Свердлова...
На съёмках "Интервенции" Татосов познакомился со своим тёзкой, Владимиром Высоцким. Правда, особой дружбы между ними не было:
Я никогда не считал его даже своим товарищем. В отличие от многих, которые стремились попасться ему на глаза, общаться с ним, ходить куда-то. Хотя я к нему никаких негативных чувств, никакой неприязни не испытывал. Просто так получилось почему-то. Он сам по себе, а я сам по себе. Хотя на съёмочной площадке мы, конечно, разговаривали, сидели за столом. Володя играл на гитаре, пел песни, пил украинскую минеральную воду "Куяльник". Во время съёмок он вообще ни разу не выпил, хотя все боялись, что что-то будет , но он вёл себя очень благородно.
А по окончании съёмок в Одессе, они вместе летели в Ленинград, и Татосов пригласил Высоцкого познакомиться с актёрами БДТ, провести своеобразную творческую встречу. По словам Татосова, это был первый творческий вечер Высоцкого в стране, и организован он был Владимиром Татосовым на малой сцене БДТ. Правда, исследователи творчества Высоцкого всё же уточняют, что сольные концерты поэт и бард начал давать с 1965 года.
Но, между прочим, одной из своих лучших киноработ Владимир Татосов считал как раз роль Якова Свердлова, сыгранного им в исторической драме Юлия Карасика "Шестое июля", повествующей о левоэсеровском мятеже в Москве во время Гражданской войны. Свердлов в этой картине является главным действующим лицом, хотя в ней присутствуют и Владимир Ленин (Юрий Каюров), и Феликс Дзержинский (Василий Лановой), и Мария Спиридонова (Алла Демидова). Вообще, конечно, Карасик собрал в своём фильме целый сонм отечественных кинозвёзд. Помимо выше названных, это Борис Рыжухин, сыгравший Чичерина, Владимир Самойлов в роли Подвойского, Армен Джигарханян, Николай Волков, Александр Ширвиндт, Вячеслав Шалевич...
Татосов об этом фильме в одном из интервью сказал:
Он сделан на очень высоком уровне, его по праву можно назвать истинным художественным произведением. Я исполнял роль Якова Свердлова одиннадцать раз, но в этом фильме она удалась мне лучше всего.
Но не Свердловым единым - в том же 1968 году Татосов в одном коротком фильме-спектакле сыграл сразу несколько персонажей. И все они не были людьми - он играл обитателей морского дна в новелле "Жемчужина", снятой по рассказу Валентина Катаева.
В 1970 году Иосиф Хейфиц снова позвал в свой фильм Татосова. В военно-патриотической драме "Салют, Мария!" актёр сыграл испанского революционера Игнасио Мурьеса. Его партнёршей в этой картине стала Ада Роговцева. За исполнение роли Марии Роговцева по опросу журнала "Советский экран" была признана лучшей актрисой 1971 года, а на Московском кинофестивале она была удостоена премии за лучшую женскую роль.
В фильме "Сердце России", снятом Верой Строевой в том же году, Татосов сыграл сразу две роли. Его персонажи были диаметрально противоположны. Одним из них был, разумеется, большевик Яков Свердлов, а другим - председатель Московской городской думы, эсер Осип Сергеевич Минор.
Интересно, что когда Татосов согласился на роль Минора, один из советских киношных начальников сказал ему, что согласился тот зря и ему надо отказаться от этой роли, ведь запомнился он большинству зрителей в роли председателя ВЦИК Свердлова. И тогда Татосов, по его словам, подумал:
Как бы со мной не произошла история Михаила Геловани, который изображал Сталина! Ему просто запретили играть другие роли. Я стал соглашаться на любые предложения. Актеру хочется играть разные роли. В этом и заключается профессия.
Ещё во время съёмок фильма "Сердце России" Владимир Татосов понял, что совмещать работу в театре с кино ему становится всё сложнее. К тому же тогда, в начале семидесятых, ему стало казаться, что ничего интересного в театре для него, как актёра, уже нет. Ну, а последней каплей стало то, что от него утаили телеграмму от тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой, где она подтверждала вызов актёра на работу в венгерский сатирический театр "Микроскоп":
Если бы мне тогда прямо сказали, что БДТ подобная разлука не выгодна, я бы понял. А так стало ясно, что ещё немного — и актёр Татосов попадает в табун. Попасть же туда — ни за что, даже во имя святой любви к театру. Свобода дороже.
И Татосов решил уйти из БДТ. Товстоногов пытался его уговорить остаться, но Владимир Михайлович был непреклонен. В итоге в 1971 году он вошёл в штат актёров киностудии "Ленфильм".
Одной из первых его серьёзных ролей в новом статусе стал гангстер-неудачник Станислав Тыклинский в четырёхсерийной научно-фантастической драме Леонида Квинихидзе "Крах инженера Гарина" (1973). И хотя роль была не очень большая, но сыграл Татосов её чрезвычайно ярко.
Тот же Квинихидзе через год снял очень смешную музыкальную комедию "Соломенная шляпка" (1974), в которой пусть и не главную, но весьма примечательную роль Феликса, слуги Фадинара, сыграл Татосов.
Из фильмов, вышедших на телевизионные и киноэкраны в восьмидесятые годы, в которых сыграл Владимир Татосов, можно отметить биографическую телеэпопею Льва Кулиджанова "Карл Маркс. Молодые годы", в которой Татосов исполнил роль идеолога ревизии марксизма, публициста Эдуарда Бернштейна.
Большая роль была сыграна Татосовым в военной драме Павла Кадочникова "Я тебя никогда не забуду" (1983). Актёр сыграл военного хирурга Сурена Акопяна.
Конечно же, нельзя не сказать и о его бароне фон Хёрлинге - главном секретаре немецкой миссии в Великобритании - из "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1986) Игоря Масленникова.
Но самой значительной ролью Татосова в этот период, а, возможно, и вообще в его карьере киноактёра, стал безумно богатый и скряжистый ростовщик Парижа Гобсек в экранизации одноимённой повести Оноре де Бальзака, поставленной режиссёром Александром Орловым на киностудии "Молдова-фильм" в 1987 году. Правда, Татосов к фильму (но не к своей роли) отнёсся довольно скептически:
Он был разный, мой Гобсек, и скупость вовсе не являлась его определяющей чертой. Он был блестящим притворщиком. Роль потрясающая, мечта каждого артиста сыграть столетнего ростовщика. Но фильм получился ниже среднего. И потому, если фильм в целом не удался, никакая актёрская работа не прозвучит. Это закон кинематографа.
Владимир Татосов рассказывал, что за несколько лет до съёмок "Гобсека" он сделал стоматологическую операцию - поставил себе передний мост на верхнюю челюсть. Так вот ради максимального сходства с образом, описанным Вольтером, он даже решился на удаление этого моста - ведь Вольтер описывая Гобсека, упомянул, что у того была улыбка Вольтера. А воспроизвести такую улыбку можно было лишь в случае, если верхняя губа провалена. То есть, не опирается на зубы. Вот Татосов и решился на такой шаг. Сделал он это втайне от режиссёра. Орлов, увидев на крупном плане лицо Татосова, был потрясён, если не сказать больше - шокирован. Но назвал поступок Татосова подарком для фильма.
Из фильмов конца восьмидесятых мне очень нравится музыкальная фантасмагория "Светлая личность" (1989), поставленная режиссёром Александром Павловским по мотивам произведений Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Роль безымянного кассира-бухгалтера, сыгранная Татосовым, конечно, не столь значительна, как персонажи Николая Караченцова, Борислава Брондукова или даже Михаила Светина, но и она достаточно колоритна.
Девяностые годы справедливо называют "безвременьем" отечественного кинематографа. Фильмов снималось тогда не очень много, да и те, что доходили до большого экрана, вряд ли можно было бы отнести к шедеврам. Татосова, несмотря на то, что в 1991 году он был удостоен звания Народный артист РСФСР, как и других киноактёров, стали приглашать всё реже. И он решил вернуться на театральную сцену.
В 1993 году, вопреки известной поговорке о невозможности войти дважды в одну реку, он снова стал членом труппы Театра комедии. С которого, собственно, и начиналась его карьера актёра. Правда, Николая Акимова уже давно не было в живых, но зато сам этот театр стал носить имя прославленного режиссёра.
Справедливости ради, в Театре комедии Татосов был занят лишь в одном спектакле - "Филумена Мартурано", поставленном по комедии Эдуардо де Филиппо режиссёром Виктором Титовым. Возможно, лишь из-за возможности играть в этом спектакле Татосов и стал актёром театра комедии. Шесть сезонов Татосов играл этот спектакль вместе с Ольгой Антоновой, и на каждом представлении был неизменный аншлаг.
Но самой, наверное, примечательной его театральной ролью был ангел в спектакле "Сбитый дождём", поставленном режиссёром Гарольдом Стрелковым в театре "Приют комедианта" по новеллам Габриэля Маркеса. Роль была абсолютно без слов, при этом актёр всё действие находился на сцене, молча сидя в клетке. Татосов так сказал об этой своей роли:
Играть центральную роль, ни на минуту не уходя со сцены, сидя в клетке и не произнося ни слова, – задача очень необычная. Надо сделать так, чтобы зритель понимал, о чём этот ангел думает и чего он хочет. Иначе погаснет внимание. Критики, известные режиссёры говорили, что у меня получилось это внимание к себе стянуть. А кто-то из коллег по цеху подсмеивался, мол, что это за главная роль без единого слова? Я отвечал, что эта моя главная роль значительно интереснее, чем ваша с многочисленными монологами, потому что вы эти монологи говорите очень плохо.
В наступившую на стыке веков эпоху телесериалов талант Татосова вновь стал востребован. Его можно увидеть, например, в "Бандитском Петербурге", где он сыграл эпизодическую роль гения-бухгалтера Моисея Гутмана.
А одна из серий "Улиц разбитых фонарей" чуть ли ни полностью посвящена его персонажу - бильярдисту по кличке "Дуплет".
Последним полнометражным фильмом, в котором снялся Владимир Татосов, была драма Татьяны Канаевой "Птица счастья" (2006). В конце его герой Владимира Михайловича, безымянный старик, сидящий на лавочке у подъезда, произносит:
Среда прошла. конец недели. Июль прошел - году конец. Не успеешь оглянуться. Несутся, несутся годы, остаются лишь воспоминания...
Невозможно, конечно же, в одном материале рассказать обо всём творчестве этого замечательного актёра. Но всё же я немного дополню свой рассказ несколькими фактами. Речь пойдёт о Татосове - актёре дубляжа. И к его фильмографии, насчитывающей более восьмидесяти картин, разумеется, надо прибавить почти четыре десятка фильмов, отечественных и зарубежных, в которых герои, сыгранные разными актёрами, говорят голосом Владимира Татосова. Впрочем, если быть точным, то порой, благодаря таланту Владимира Михайловича, совершенно разными голосами.
В 1965 году Владимиру Татосову предложили озвучить роль директора Императорских театров Гедеонова, сыгранную Николаем Черкасовым, в советско-французском фильме "Третья молодость". У Николая Константиновича были серьёзные проблемы с лёгкими, к концу съёмок он хрипел и задыхался, и, разумеется, таким голосом не мог говорить директор театров. У Татосова же был богатый опыт капустников, на которых он произносил тексты голосами разных актёров, в том числе, и Черкасова. Но, конечно, определённый душевный трепет он перед началом этой работы испытывал. К тому же, по роли Черкасов должен был говорить и на русском языке, и на французском, которого Татосов не знал абсолютно. Татосов справился с задачей отлично. И на премьере этой картины Татосов сидел в первом ряду рядом с Николаем Черкасовым.
Владимир Татосов очень гордился своей работой с Андреем Тарковским. Тарковский пригласил его озвучить актёра Юри Ярвета, сыгравшего кибернетика Снаута в фантастической драме "Солярис". Эстонец Ярвет говорил с жутким прибалтийским акцентом, поэтому, как правило, в русскоязычных фильмах его дублировали русские актёры. Например, в картине Григория Козинцева "Король Лир" Ярвета, сыгравшего главную роль, дублировал Зиновий Гердт. Из-за этого, к слову, Татосов на Козинцева был очень обижен, так как на пробах к "Королю Лир" за Ярвета говорил как раз Татосов и, естественно, ожидал, что и на дубляж он будет приглашён. Но Григорий Михайлович предпочёл, как позже выразился Тарковский, "актёра кукольного театра". В "Солярисе" Татосов попал в голос Ярвета на 150 процентов. Комиссия, принимавшая на "Мосфильме" картину, была потрясена - Тарковскому все задавали вопрос, как он добился того, что Ярвет произносит свой текст абсолютно без акцента.
Забавно, например, что в фильме "Соломенная шляпка" (1974), в котором играл и Татосов, дядюшка Везине был озвучен им же. Актёр Александр Бениаминов был серьёзно болен, и в некоторых эпизодах, где Везине и Феликс находились в одном кадре и вели диалог, Татосов говорил за обоих.
Озвучивал Татосов и художественного руководителя Ленинградского мюзик-холла Илью Рахлина, сыгравшего директора театра-варьете (то есть, практически самого себя) в музыкальном телефильме "Небесные ласточки" (1976).
А в одном из самых моих любимых фильмов, польском "Ва-банк 2", "Датчанин", которого играл Витольд Пыркош, говорит голосом Татосова. Кстати, они, Пыркош и Татосов, даже чем-то внешне похожи.
Ну а самое экзотическое озвучивание - это, разумеется, попугай Вака в замечательном советском мюзикле "Как стать звездой" (1986), поставленном режиссёром Виталием Аксёновым. Думаю, без этого попугая в качестве ведущего шоу, а, точнее, без произносимых им - Владимиром Татосовым - тирад, у фильма было бы гораздо меньше поклонников.
А ведь было ещё множество, как их называл Татосов, "заплаток", подобных той, что сделал актёр в "Огнях Баку" - нескольких фраз, которые нужно было переозвучить, но "дёргать" ради этого актёра, например, из Москвы, было нецелесообразно. Например, в фильме "Балтийское небо", такие "заплатки" Татосов сделал для Михаила Ульянова. О чём тот даже и не догадывался. Так же "заплатку" сделал Татосов для Николая Черкасова в фильме "Всё остаётся людям", в котором тот сыграл академика Фёдора Дронова. Причём, ни "Балтийское небо", ни "Всё остаётся людям", ни ещё с полтора десятка подобных случаев в официальную фильмографию дубляжа Татосова даже и не вошли.
А ещё Татосов обладал недюжинным талантом рассказчика. И, на наше счастье, всё-таки облёк свои устные рассказы в письменную форму - написал биографическую книгу "А мне летать охота..." Большой друг Татосова, актёр Сергей Юрский в предисловии к этой книге написал:
Володя Татосов в молчунах никогда не ходил. Он, кроме того, что актёр (то есть человек, говорящий чужие слова), он ещё и рассказчик. И хороший рассказчик. И всегда таким был. Тут тебе и истории, и наблюдения, и анекдоты, и байки, чего только нет… Зная Татосова не понаслышке, предположу, что в дальнейшем могут появиться и другие тома. Материала, думаю, хватит. А пока вот вам том первый, почтенные читатели. Начинайте читать. Я, как живой свидетель, отойду в сторонку и тоже буду читать, стараясь не мешать вам своим хмыканьем и кряканьем.
Жаль, что других томов не появилось...
И несколько слов о личной жизни актёра. Всезнающая Википедия говорит, что актёр был дважды женат, причём оба раза на одной и той же женщине. В общем-то, это не редкость - поженились, поругались, разошлись, потом одумались и снова расписались. И во многих других источниках информации можно найти то же самое. Но вот сам Татосов в давнем интервью рассказал:
Я был женат дважды. Когда мы с первой женой развелись, я, естественно, не претендовал на площадь на канале Грибоедова - не мог же я ломать жизнь моим родственникам. И я, влюбившись в студентку первого курса Военно-механического института, снимал комнату с печным отоплением на Литейном. Ей было восемнадцать, а мне - тридцать три. А я тогда был не просто артист, а артист Театра имени Ленинского комсомола. За развод меня вызывали на партийное бюро. По мне хотели "пройтись трамбовкой". Наутро в газете "Смена" должна была выйти статья "Артист в жизни - артист на сцене". И тут мне позвонила Людочка Яшинова, которая работала в редакции, и предупредила об опасности. Я пошёл к главному редактору - тогда им был ленинградский поэт Владимир Торопыгин. "Привет" - "Привет". И он мне говорит: "Если ты мне расскажешь, откуда ты узнал про эту статью, статьи не будет" - "Значит, статья будет, - отвечаю. - Я к тебе как к мужику пришёл, а ты себя ведёшь, как баба". И вышел. Наутро разворачиваю дрожащими руками газету - статьи нет. Всё-таки поэт. Ну а после этого я уже получил квартиру в блочном доме на проспекте Шаумяна. Для меня, выросшего на канале Грибоедова, перебраться на Охту было все равно что уехать в Челябинск или Нижний Тагил. Так что я довольно быстро поменял квартиру и вернулся в центр, на 7-ю Советскую.
А на вопрос корреспондента, женился ли он на той студентке, Татосов ответил, что прожил с ней сорок один год. Так что вывод можно сделать самостоятельно. К слову, из дома на 7-й Советской Татосов переехал в квартиру на улице Чехова, в которой в своё время (тогда это был Эртелев переулок) жил сам великий композитор Михаил Глинка. О том, как актёру удалось совершить такой замечательный обмен, рассказал сам Татосов:
Как-то бывший директор "Ленфильма" Виктор Ильич Блинов рано утром заехал ко мне. Мы должны были отправляться с делегацией в Финляндию, представлять одну из картин, где я тоже участвовал. Блинов говорит: "Ну, показывай, как живут знаменитые артисты". Походил, посмотрел: все окна во двор-колодец, ванны нет, душ прямо в туалете. Он мне: "Да ты что, сидя на унитазе голову моешь? Не думал, что известные артисты так живут. Вернёмся из командировки - зайдёшь ко мне, будем решать этот вопрос". Я думал, забудет. Ан нет. Встречаю его на "Ленфильме", а он: "Что же ты не заходишь!? Время-то идёт". Я зашёл, и Блинов мне продиктовал заявление на имя зампредседателя Исполкома Ленсовета: сдаю, мол, одну квартиру и прошу предоставить мне другую. Правда, мне еще нервы помотала одна чиновница, что отвечала за распределение жилплощади. Нет, говорит, у меня квартир в центре, и всё. А у меня в городе много знакомых. Кто-то мне и сказал, что друзья у них уезжают в Америку, а вот эту самую квартиру на улице Чехова сдают городу. Я к той чиновнице пришел и назвал адрес. Так она посмотрела на меня, как на врага народа: можно только предполагать, какой куш я у нее отнял.
Ну, а фраза, вынесенная мной в заголовок этого материала - это тоже цитата из фильма, в котором сыграл Владимир Татосов. В короткометражке "Соло", снятой Константином Абаевым в 2018 году, актёр последний раз появился на экране. И слова, сказанные его персонажем, 102-летним стариком Нечаевым, в полной мере можно отнести и к самому Татосову:
Самураи живут, словно каждый выдох - последний...
Народный артист России Владимир Михайлович Татосов умер 24 декабря 2023 года. Ему было 95 лет.
Владимира Татосова похоронили на Киевской дорожке Смоленского православного кладбища. В 2025 году на его могиле был открыт памятник, где эпитафией написаны слова его мечты... Найти его могилу вы можете при помощи этого видео - "Показываю, как найти могилу народного артиста России, актёра Владимира Татосова".
Фильмография Владимира Татосова
- 1954 — Большая семья — фотокорреспондент
- 1958 — В дни Октября — эсер Гоц, зампредседателя ЦИК Советов
- 1958 — Кочубей — Крайний
- 1960 — Ребята с Канонерского — фотограф
- 1961 — Двенадцать спутников — Жора
- 1963 — Голубой огонёк — участвовал в части "Город спит" с Анатолием Минцем
- 1963 — Путь на арену — Хачян, помощник режиссёра
- 1964 — Мсье Жак и другие — мсье Жак
- 1965 — Залп "Авроры" — Яков Свердлов
- 1965 — Первый посетитель — комиссар
- 1965 — Обещание счастья (фильм-спектакль)
- 1965 — Римские рассказы (фильм-спектакль) — жулик
- 1966 — Сегодня — новый аттракцион — укротитель лошади
- 1967 — Татьянин день — Яков Свердлов
- 1968 — Интервенция — Имерцаки, карточный шулер
- 1968 — Крах — Эванс, представитель фонда Форда
- 1968 — Шестое июля — председатель ВЦИКа Яков Свердлов
- 1968 — Юморески Валентина Катаева — морские обитатели
- 1968 — Время счастливых находок — Харлампий Диогенович, учитель математики
- 1969 — Смерть Вазир-Мухтара — граф Нессельроде, министр иностранных дел
- 1970 — Миссия в Кабуле — секретарь посольства Афганистана, (нет в титрах)
- 1970 — Салют, Мария! — Игнасио Мурьес
- 1970 — Поезд в завтрашний день — Яков Михайлович Свердлов
- 1970 — Посланники вечности — Яков Михайлович Свердлов
- 1970 — Семья Коцюбинских — Яков Михайлович Свердлов
- 1970 — Сердце России — Яков Михайлович Свердлов / Осип Сергеевич Минор, председатель Московской городской думы, эсер
- 1971 — Чёрные сухари (СССР—ГДР) — Яков Михайлович Свердлов
- 1972 — Бой после победы — Гиберти, помощник генерала Смайлса
- 1972 — Гроссмейстер — организатор сеанса одновременной игры
- 1973 — Последний подвиг Камо — сотрудник ЧК, встречавший Софью на вокзале (нет в титрах)
- 1973 — Свадьба (СССР—Югославия)
- 1973 — Крах инженера Гарина — Станислав Тыклинский
- 1973 — Сломанная подкова — контрабандист "адмирал"
- 1974 — Посылка для Светланы — Сергей Михайлович Кулагин
- 1974 — Ксения, любимая жена Фёдора — Кондратьев
- 1974 — Соломенная шляпка — Феликс, слуга Фадинара
- 1975 — Доверие — Яков Михайлович Свердлов
- 1975 — Любовь с первого взгляда — сосед Ашот
- 1976 — Волшебный круг — Самарин, режиссёр цирка
- 1976 — Кому доверен руль (короткометражный) — Татошвили, гость с Кавказа
- 1978 — Последний год Беркута — Жарков, начальник уездной милиции
- 1978 — Поздняя встреча — Василий Михайлович, коллега Басалаева
- 1978 — Очарованный принц (фильм-спектакль) — одноглазый вор
- 1979 — Прерванная серенада — Тагиев
- 1979 — Выгодный контракт — Илья Николаевич Терентьев, снабженец
- 1980 — Карл Маркс. Молодые годы — Эдуард Бернштейн
- 1980 — Крах операции "Террор" — Сидней Рейли
- 1980 — Таинственный старик — официант Шестёркин
- 1982 — Тайна корабельных часов — Семён "Козёл"
- 1983 — Я тебя никогда не забуду — Акопян Сурен Георгиевич, военный-хирург, профессор Ереванского мединститута
- 1984 — Без семьи — старьёвщик
- 1984 — Тропинка в небо (короткометражный)) — Хосров
- 1984 — Выигрыш одинокого коммерсанта — Каэтано
- 1986 — Ягуар — полковник, начальник военного училища
- 1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается — барон фон Хёрлинг
- 1986-1987 — Истории кота Филофея (фильм-спектакль) — Кот Филовей
- 1987 — Ваш специальный корреспондент — Бадя Самоилэ
- 1987 — Гобсек — Гобсек
- 1988 — Сороковой день — Яков Давыдович, друг погибшего
- 1988 — История одной бильярдной команды — дон Чезаре, хозяин бара
- 1989 — Светлая личность — кассир-бухгалтер
- 1990 — Каталажка — дед Кацуба, старый портной
- 1991 — Преступление лорда Артура — декан Чичестер
- 1991 — По ком тюрьма плачет… — Пудов
- 1991 — И чёрт с нами! — изобретатель
- 1993 — Секретный эшелон — пожилой грузин
- 1993 — Сыскное бюро "Феликс"
- 1994 — Империя пиратов — французский капитан Жерар
- 1996 — Шрам. Покушение на Пиночета — дон Хоакин
- 1997 — История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар-птицу — покупатель "Агдама"
- 1997 — Легенда о Тиле
- 1998 — Агент национальной безопасности-1 — Асланов, глава рода (в серии Наследник)
- 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — барон фон Хёрлинг
- 2001 — Бандитский Петербург-3 — Моисей Лазаревич Гутман, бухгалтер и деловой человек
- 2002 — Дурная привычка — Валериан Макарович, курьер, доставивший билеты
- 2003 — Убойная сила 5 (Аномальная зона, фильм 3) — дед Тарелка
- 2003 — Улицы разбитых фонарей 5 (Герой дня, 8 серия) — Игорь Петрович
- 2004 — Улицы разбитых фонарей 6 (Дуплет, 5 серия) — Павел Борисов ("Дуплет")
- 2005 — Подлинная история поручика Ржевского — Модест Порфирьевич
- 2006 — Мечта — Джангахир
- 2006 — Птица счастья — старик
- 2018 — Соло — Нечаев
Озвучивание
- 2004 — Агент национальной безопасности 5 сезон 51-52 серии — Жора Тифлисский, роль Владимира Норенко
- 1990 — Пророки в своём отечестве (документальный) — читает текст
- 1986 — Как стать звездой — попугай Вака
- 1985 — Свора | Bande
- 1985 — Противостояние — Месроп Санамян, роль А. Манукяна
- 1984 — Филадельфийский эксперимент | Philadelphia Experiment, The (США)
- 1984 — Во времена волчьих законов | Hundiseaduse aegu — учитель
- 1984 — Ва-банк 2, или Ответный удар | Vabank II czyli Riposta (Польша) — "Датчанин", роль Витольда Пыркоша
- 1983 — Сказка об отважном кузнеце | O statečném kováři (Чехословакия)
- 1983 — Новые приключения Жёлтой Розы | Misterele Bucurestilor (Румыния) — роль Иона Бесою
- 1982 — Жёлтая Роза | Yellow Rose, The | Trandafirul galben (Румыния) — турецкий дипломат
- 1982 — Без паники, майор Кардош! | Csak semmi pánik... (Венгрия)
- 1980 — Тройное сальто | Al treilea salt mortal (Румыния)
- 1980 — Ангар 18 | Hangar 18 | Invasion Force (США)
- 1979 — Такой лжец | झूठा कहीं का (Индия)
- 1979 — Красиво уйти | Going in Style (США) — Вилли, роль Ли Страсберга
- 1979 — Дорогой страданий и гнева | Drumul oaselor (Румыния) — Фанку
- 1978 — Жена моя, дети мои (киноальманах) | Arvadım Mənim, Uşaqlarım Mənim — Сафар, роль Р.Азизбейли
- 1978 — Гонорар за предательство | Payoff, The | Mazzetta, La (Италия) — Дон Микеле
- 1978 — 39 ступеней | Thirty Nine Steps, The (Великобритания) — Скаддер, роль Джона Миллза
- 1977 — Гадание на ромашке (киноальманах) | Karikakramäng — Оскар, роль Юри Ярвета
- 1976 — Освобождение Праги | Liberation of Prague, The | Osvobození Prahy (Чехословакия)
- 1976 — Небесные ласточки — директор театра-варьете, роль Ильи Рахлина
- 1976 — Лето | Suvi — отец Йозеппа Тоотса, роль Ю.Ярвета
- 1974 — Он начинает сердиться | Lucky Pierre | Moutarde me monte au nez, La (Франция) — роль Витторио Каприоли
- 1974 — Нападение на тайную полицию | Uzbrukums slepenpolicijai — Спицаус, роль Вайрониса Яканса
- 1974 — Красная скрипка | Red Violin, The | Punane viiul (СССР, ГДР) — Анатолий Васильевич Луначарский / Пэкк, роли Р.Александрова и Ю.Ярвета
- 1974 — Соломенная шляпка — дядюшка Везине (играет Александр Бениаминов)
- 1974 — История мёртвого человека | Případ mrtvého muže (Чехословакия) —Карона, роль Богумила Шмиды
- 1973 — Хорошенькое дельце | Bonne affaire | La belle affaire (Франция) — Махум, роль Поля Пребуа
- 1973 — Трое на снегу | Three Men in the Snow | Drei Männer im Schnee (ФРГ) — Ценкель, роль Херберта Флайшманна
- 1972 — Солярис — Снаут, роль Юри Ярвета
- 1971 — Легенда об озере Парвана (анимационный)
- 1971 — Дикий капитан | Metskapten — Йыннь, роль Юри Ярвета
- 1965 — Третья молодость (СССР, Франция) — Гедеонов, роль Николая Черкасова
- 1958 — Любимец №13 | Любимец 13 (Болгария) — Радослав и Радосвет, роли Апостола Карамитева
- 1950 — Огни Баку | Fires of Baku, The — Иосиф Сталин, роль Михаила Геловани (в сцене на Каспии)
- 1939, 1946 — Большая жизнь (в восстановленной версии 1973 года) — Ваня Курский, роль Петра Алейникова
Если кто-то желает выразить благодарность автору канала "Вдоль по Питерской", то можно пройти по этой ссылке - ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".
Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто.
Финансовую поддержку канала можно осуществить переводом любой суммы на эту карту:
2204 2401 3299 0229, Озон-банк.