Найти в Дзене
Живопись

«Лёгкие» планеты: сокращение зелёного покрова

Оглавление

Сегодняшняя статья — третья в рамках арт-проекта «Воздух». Она расскажет о том, как Земля утратила часть своего зелёного наряда, и о том, как искусство Дмитрия Retro заставляет нас это заметить.

О былом великолепии планеты

Наша Земля была красавицей в зелёном платье. Пышные оборки лесов, шифоновые складки туч, струящийся шёлк речных перекатов — она умела носить всё это естественное великолепие без лишнего жеманства или ложного стеснения. А мы... Когда-то мы были её детьми. Пусть беспокойными, пусть непослушными и странноватыми, но по большей части благодарными и почтительными. Да, мы то и дело наступали на подол её цветочной мантии, норовили стащить блестящие украшения с её пальцев, неуклюже кутались в подол её платья, прячась от холода и темноты. Нам доводилось сгоряча подпалить её волшебные живые кружева первыми кострами и печами, это правда. Но, право слово, всё это было не со зла!

Эра пил и рулеток

А потом настала эра хищных пил и алчных рулеток. И порядок вещей изменился. Мы стали мерить деревья не высотой, а кубометрами. Исчислять луга квадратами потенциальной застройки. Переливать ручьи и озёра в пластиковую тару. И выбрасывать эту самую тару в океан. Мы умудрились создать отвратительный остров, целиком состоящий из плавучего мусора. Его уже видно из космоса!

Леса улетучились дымом. Травы спрятаны под асфальт, а реки упрятаны в кандалы металлических труб. Даже мхи, эти вечные стоики и аскеты, не выдержали натиска человечества и попрятались в расщелинах и впадинах. В тех краях, где мы решаем обосноваться, умолкают птичьи голоса, и даже воздух в испуге дрожит над раскалённым бетоном.

Лес как товар, роща как площадка

Для всего зелёного и растущего на планете мы стали настоящими монстрами. Но знаете, в чём здесь ирония? Мы по-прежнему искренне любим зелёный. Наносим этот цвет на логотипы, вживляем его индикаторам наших машин, котируем изумруды на пальцах и желаем лицезреть в свежей краске дизайнерских интерьеров. Понимая, что это эрзац. Психологический ход, рекламный фантом и ретушь на портрете современности.

А какие красивые формулы смыслов мы создали! «Лес? О, это лёгкие нашей планеты! Ну да, в них теперь наблюдается изрядное задымление, да и объём их сегодня весьма сократился... Но не суть! Кому новостройку на месте берёзовой рощи? Налетай, покуда не вздорожало!»

Зелёное исчезновение в работе Дмитрия Retro

Заглавная мысль мурала «Завтра будет поздно» художника Дмитрия, творящего под псевдонимом Retro, как нельзя лучше иллюстрирует проблему. Подчёркивает невозможность и недопустимость дальнейшего её игнорирования и замалчивания. Густая, насыщенная масса растительности от края к краю композиции постепенно, но неуклонно редеет. Пока окончательно не сходит на нет, заявляя: «То, что вчера воспринималось богоданным неисчерпаемым изобилием, становится ярким, сложным и многогранным явлением лишь на грани полного своего исчезновения!» Абстрактные «много» и привычное «повсюду» обращается в беспощадно-реалистичное «здесь и сейчас!», требующее нашего внимания и вмешательства. Алые тона — тревожные сигналы, буквально кричащие о том, что с природой творится нечто драматичное. А то и необратимое. Им предшествуют жёлтые вкрапления, идущие на смену белому фону. Они — своего рода знак «внимание!», который человечество благополучно проигнорировало, переходя улицу индустриализации. Синие вертикали задают ритм композиции, дополнительно подчёркивая тему неумолимого хода времени и гармонируя с архитектурными элементами среды. Впрочем, художник также возложил на них миссию выражения незыблемости основополагающих законов бытия. Порядка — среди хаоса. Надежды — среди тревог.

ДМИТРИЙ RETRO (1993, Санкт-Петербург)
ДМИТРИЙ RETRO (1993, Санкт-Петербург)

Художник, вышедший из мира классического граффити и превративший «style writing» в философский инструмент. С 2008 года его имя вплетено в уличный ландшафт, но сегодня он не ограничивается стенами: в студийных работах художник экспериментирует с материалами и плоскостями, собирая ассамбляжи и рельефы, будто пытаясь нащупать текстуру самого времени. Участник российских и международных выставок и фестивалей, RETRO строит свой язык вокруг зыбкости и изменчивости восприятия, он находит метафору человеческого состояния — хрупкого, но податливого и готового к переменам

Призыв вернуть жизни её естественный цвет

Можно ли вернуть зелёное платье Земле? Получится ли соткать его заново, не возвращаясь в доиндустриальные времена? Твёрдое «Да!» Всё, что для этого нужно, — перестать считать его чьей-либо частной собственностью. Прекратить ушивать его под интерес больших капиталов и рвать на потребленческие лоскуты. Картина нашего мира без зелёного фона предстаёт в весьма бледном виде. Самое время дать зелёный свет иному взгляду на жизнь. Пока ещё можно.

Автор: Лёля Городная