Теме Маньчжурской операции Красной армии уже было посвящено несколько статей на канале. К большому сожалению, 80-летие данной операции очень скромно освещается в СМИ, в отличие, например, от Берлинской операции. Вообще, у нас в стране 9 мая считается окончанием Великой Отечественной, а операция против Японии крайне незаслуженно обделяется вниманием. А между тем, в ней очень и очень много интересных моментов, ведь советским войскам пришлось действовать в крайне сложных условиях против очень сильного врага, демонстрировать свой высочайший опыт и мастерство. Работы тыла, слаженное взаимодействие родов войск, умелая высадка десантов – всё это там было. А переход Большого Хингана-это вообще операция, достойная Альпийского похода Суворова, и при этом у нас только десятая часть знает про этот переход. Но обо всем по порядку, а сегодня посмотрим на то, какие титанические усилия прикладывал тыл для обеспечения успеха операции в Маньчжурии
Объявление войны стране восходящего солнца
8 августа, в 17.00 народный комиссар иностранных дел В.М. Молотов сделал японскому послу в Москве Наотакэ Сато следующее заявление от имени советского правительства для передачи императорскому правительству Японии: «…Советское правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9 августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией».На следующий день, 10 августа, войну Японии объявила Монгольская Народная Республика, союзная СССР.
Японское командование весной 1945 года считало, что Советский Союз не сможет подготовиться к открытию военных действий на Дальнем Востоке ранее конца года. Однако надежды Императорского Генерального штаба на сей счет не оправдались. План стратегического развертывания советских войск на Дальнем Востоке был разработан еще до окончания битвы за Берлин, и какой-то оттяжки его реализации не произошло.
Предстоящая Маньчжурская стратегическая наступательная операция охватывала собой огромный по территории театр войны. Общая площадь Маньчжурии, Внутренней Монголии и Северной Кореи, на территории которых предстояло действовать советским войскам и войскам союзной МНР, равнялась 1,5 млн квадратных километров.Только одна территория Маньчжоу-Го, которую занимали войска Квантунской армии, имела площадь, равную по размерам площади стран «оси» — Германии, Италии и Японии вместе взятых. Огромными размерами смотрятся и другие подобные цифры. Так, расстояние между ударными группировками Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов по линии государственной границы с Маньчжоу-Го превышало 3000 км. При этом ударным группировкам с началом наступательной операции предстояло днем и ночью с боями идти на соединение друг с другом.
Героическая работа тыловой логистики
В исключительно сжатые сроки завершилась огромная по масштабам стратегическая перегруппировка войск Красной Армии. С запада на восток были переброшены десятки объединений и соединений различных родов войск и на границах Маньчжурии создана мощная наступательная группировка. По единственной Транссибирской железнодорожной магистрали день и ночь непрерывным потоком шли воинские эшелоны с людьми, боевой техникой и военным имуществом. Эшелоны с запада часто шли друг за другом на расстоянии зрительной связи. Разгрузка их на Приморской железной дороге проводилась ночью. Все, что было связано с железнодорожными перевозками, имело гриф секретности.
Всего к началу войны с Японией на Дальний Восток было переброшено 36 стрелковых, артиллерийских и зенитно-артиллерийских дивизий, 53 бригады основных родов войск и два укрепленных района. Все переброшенные войска равнялись более 87 расчетным дивизиям.Кроме этих армейских сил на Дальний Восток было переброшены управления 6-го бомбардировочного авиационного корпуса и 5 авиационных дивизий, 3 корпуса противовоздушной обороны.
Перебрасывались войска четырех фронтов: 1-го и 3-го Белорусских, Ленинградского и 2-го Украинского, из Московского военного округа и непосредственно из резерва Ставки ВГК. Более половины (60 %) всех соединений, отправленных на Дальний Восток и в Забайкалье, были взяты из войск 3-го Белорусского фронта.
Только в состав Забайкальского фронта влились две полноценные общевойсковые армии: 39-я армия была переброшена из-под Кенигсберга, а 53-я из Чехии, из-под Праги. Оттуда же, из состава войск 2-го Украинского фронта, прибыла 6-я гвардейская танковая армия. В состав 1-го Дальневосточного фронта вошла 5-я армия, оперативно доставленная на новую для нее войну из Восточной Пруссии.
Войска перебрасывались по единственной Транссибирской железнодорожной магистрали на расстояние от 9 до 12 тысяч километров. Всего за время подготовки к войне с Японией на Дальний Восток и в За- бакалье поступило около 130 тысяч железнодорожных вагонов с войсками и военными грузами. В июне — июле на восток ежедневно прибывало с запада от 22 до 30 поездов. Разгрузившись, они спешили назад, за «новым грузом», их простои в пути сводились к минимуму.
Время в пути эшелонов было долгим. Даже при условии безостановочного движения железнодорожных эшелонов они могли прибыть с запада на Дальний Восток не менее,чем за 20 суток. Стоит учитывать существовавшие на тот момент максимальные скорости поездов и низкую пропускную способность отдельных участков Транссибирской магистрали.
Всего же с мая месяца по 8 августа на восток страны было переброшено свыше 403 тысяч военнослужащих, около 275 тысяч единиц стрелкового оружия, 7137 артиллерийских орудий и минометов, 2119 танков и самоходных артиллерийских установок, 13 374 грузовые автомашины, около 1,5 тысячи тракторов и тягачей, свыше 36 тысяч лошадей.
Особо следует сказать о переброске артиллерии РВГК (резерва Верховного главного командования). На Дальний Восток в необходимом количестве перебрасывалась артиллерия крупных калибров от 152-мм орудий до орудий большой и особой мощности — 203-мм, 280-мм и даже 305-мм гаубиц и мортир. Считается, что удельный вес артиллерии РВГК в числе всей советской артиллерии в войну с Японией составлял до 22 %, то есть был очень высок.
Одновременно с переброской войск проводилось перевооружение тех войск, которые находились на Дальнем Востоке. Это касалось, в первую очередь, бронетанковой техники. Задача состояла в том, чтобы часть устаревших образцов танков типа Т-26 и БТ заменить на Т-34, отлично зарекомендовавших себя на фронтах Великой Отечественной войны. Всего планировалось отправить на Дальний Восток только в апреле и мае 1945 года 670 средних танков Т-34.Разумеется, заменить все устаревшие танки на современные Т-34 было невозможно по многим причинам. Выход из положения был найден следующий: в отдельных танковых бригадах Т-34 получали первые батальоны. Старые машины оставались в резерве у командиров бригад Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов. То есть с «боевого счета они не списывались».
Особенностью «танкового пополнения» являлось наличие у танковых экипажей огромного опыта Великой Отечественной войны. То есть участия в маршбросках, движения по любой местности, умения устранять неисправности и беречь бронемашины, экономить горючее, действовать на удалении от главных сил, а самое главное — опыта ведения боев в любых условиях. Это, как мы увидим в дальнейшем, было крайне необходимо для планируемой на Дальнем Востоке операции.
Исследователи сходятся в том, что это был беспрецедентный в истории войн случай стратегической перегруппировки. Размах, сроки ее осуществления, количество переброшенных войск, вооружения, военной техники, материальных средств. Так, чтобы перебросить из Чехии, из-под Праги, 6-ю гвардейскую танковую армию, потребовалось 109 «уплотненных» железнодорожных эшелонов, хотя изначально планировалось предоставить ей 200 таких составов.
Все железные дороги, по которым велась переброска сил и средств, были взяты под контроль военной администрации. Погрузка, движение поездов и их разгрузка также были взяты под жесточайший контроль. Воинские эшелоны шли по Транссибирской железнодорожной магистрали с минимальными интервалами. Как показали итоги стратегической перегруппировки, такие чрезвычайные меры оправдали себя, хотя и потребовали перенапряжения сил и средств.
Переброска войск осуществлялась на расстояние в 9—12 тысяч километров, «из Европы в Азию». Всего к началу августа на Дальнем Востоке, в Забайкалье и в восточной части территории Монголии была сосредоточена мощная группировка советских войск численностью в 1 609 500 человек, имевшая свыше 26 тысяч орудий и минометов, 5,5 тысячи танков и самоходных орудий и свыше 3900 боевых самолетов. Потребовались огромные усилия, чтобы на месте разместить и обеспечить самым необходимым всю эту огромную массу частей разного назначения. В итоге советские войска с началом наступательной операции в Маньчжурии получили полное превосходство над противником и в силе, и в боевых средствах.
Сконцентрированная сила
Всего до начала Маньчжурской стратегической наступательной операции на Дальнем Востоке и в Забайкалье было сосредоточено 11 общевойсковых армий, одна танковая армия (6-я гвардейская) и 3 воздушные армии.
Кроме сухопутных войск и армейской авиации, в полной боевой готовности к началу Советско-японской войны 1945 года находились Тихоокеанский флот, Северная Тихоокеанская флотилия и Амурская военная флотилия, пограничные войска. Тихоокеанский флот имел в своем составе два крейсера, один лидер, 12 миноносцев, 10 сторожевых кораблей, 78 подводных лодок, 10 минных заградителей, 52 тральщика и 3446 боевых самолетов. В составе Краснознаменной Амурской речной флотилии было 8 мониторов, 11 канонерских лодок, 52 бронекатера, 12 тральщиков и другие речные корабли.
Во время перегруппировки, сосредоточения и развертывания войск на Дальнем Востоке прикрытие государственной границы было возложено на войска приграничных укрепрайонов, которые получили усиление. Во многом благодаря им секретность производимой стратегической перегруппировки войск Красной Армии была сохранена. Выражение «граница на замке» вполне соответствовало событиям 45-го года.
В первые дни операции на пограничников, зрительно хорошо знавших маньчжурское приграничье, была возложена непростая задача стать проводниками полевых войск. Но такие же проводники требовались и для передовых отрядов, которые находились на большом удалении от границы в местах своего сосредоточения и своим ходом выдвигались на линию фронта. Выжидательные районы находились в 60—90 километрах от государственной границы, и прямых дорог оттуда к ней имелось крайне мало: приходилось преодолевать бездорожье и стараться сокращать путь.
Пограничники были надежными проводниками специально созданных в составе передовых отрядов штурмовых подразделений и состоявших из групп разведки и разграждения, блокирования и штурмовых. Они первыми шли на прорыв японских приграничных укреплений, занимались уничтожением или блокадой вражеских фортификационных сооружений.
В союзной Монголии
В войну 1945 года у Красной Армии нашелся верный союзник. Взаимодействовать с советскими войсками Забайкальского фронта предстояло Монгольской народно-революционной армии, численность соединений которой составляла 16 тысяч человек при 128 орудиях и минометах и 32 легких танках. Ценность их состояла и в том, что они умело действовали в условиях пустынных, безлюдных и безводных степей.
Для осуществления Маньчжурской стратегической наступательной операции создаются три фронта. Это были: Забайкальский во главе с Маршалом Советского Союза Р.Я. Малиновским, 1-й Дальневосточный (бывшая Приморская группа войск) во главе с Маршалом Советского Союза К.А. Мерецковым, имевшим большой опыт прорыва укрепленных районов, и 2-й Дальневосточный фронт (бывший Дальневосточный фронт) под командованием генерала армии М.А. Пуркаева. Тихоокеанским флотом командовал адмирал И.С. Юмашев.
Союзные монгольские войска вошли в состав конно-механизированной группы (КМГ), которой командовал генерал-полковник И.А. Плиев. Его заместителем по монгольским войскам был назначен генерал Ж. Лхагвасурэн. Всего в КМГ насчитывалось свыше 42 тысяч человек, 610 орудий и минометов, 403 танка. Союзным войскам предстояло действовать на правом фланге Забайкальского фронта, прорываясь на юг по западной окраине Маньчжоу-Го.
Часть советских войск, перебрасываемых в Забайкалье, вводилась на территорию Монгольской Народной Республики. Путь их туда был таков. Высадившись в Чите или на станции Карымская, эшелоны сворачивали на Борзю и Соловьевск и шли дальше до конечной железнодорожной станции Баян-Тумэн (ныне монгольский город Чойбалсан). Здесь эшелоны разгружались, и воинские части своим ходом делали путь в 30—50 километров в назначенные им места расположения на обоих берегах Керулена. Там они развертывали временные полевые лагеря.
О том, с какими трудностями в степях Монголии при движении к границе с Маньчжоу-Го в ходе почти 300-километрового марша столкнулась 6-я гвардейская танковая армия, рассказывается ее историографами Г.Т. Завизионом и П.А. Корющиным:
«...Марш проходил в условиях полупустынной местности, где отсутствие населенных пунктов, ярко выраженных ориентиров затрудняло движение колонн по заданному маршруту. Кроме того, песчаный грунт отрицательно сказывался на эксплуатации материальной части; жара доходила до +45 градусов; не было рек, озер и других водоемов с пресной водой, за исключением малоемких колодцев, расположенных на удалении 35—40 км друг от друга. Отсутствие какой-либо растительности исключало всякую маскировку от воздушного наблюдения.Во избежание перегрева двигателей гусеничных машин войска передвигались в основном ночью, а днем личный состав отдыхал и приводил материальную часть в порядок...
Для наилучшего обслуживания личного состава водой и питанием были созданы возимые запасы воды из расчета одна машина с несколькими бочками воды для каждой кухни. На машинах с личным составом имелись бочки с водой емкостью 150—200 литров каждая, у экипажей — в каждом танке также запасной бачок с водой. Для каждой части перевозился 15-дневный запас дров».
Вот в таких условиях проходила подготовка одной из самых масштабных и самых недооценённых операций Красной армии. В следующей статье посмотрим, что подготовил враг для той силы, что концентрировал СССР на Дальнем Востоке для того, чтобы поставить точку в войне.