Найти в Дзене
Историк-технарь

Зачем СССР вступил в войну с Японией в 1945м году

80 лет назад СССР на землях Маньчжурии во всю приближал победу во Второй Мировой войне. Тем не менее, на Западе (да и у нас) многие утверждают, что СССР вступил в войну с Японией абсолютно зря – там после ядерной бомбардировки Япония уже была готова сдаться. А Квантунская армия ничего серьезного из себя не представляла. Поэтому участие СССР в разгроме Страны Восходящего солнца чисто номинальное и абсолютно ничего не значит. А это уже, простите за тавтологию, значит что нужно снова нам с вами разбираться с этим внимательнее. С 1943 года Япония постепенно теряла уверенность в том, что стоит нападать на СССР. Донесения на сей счет разведгруппы Рихарда Зорге позволили пе­ребросить с Дальнего Востока на Запад, на фронт значительное число свежих, хорошо обученных дивизий и авиационных полков. В Берлине об этом знали достоверно точно. Служба разведки и контрразведки генерального штаба сухопутных войск вермахта из Владивостока о переброске советских войск и техники на запад в своем сообщении,
Оглавление

80 лет назад СССР на землях Маньчжурии во всю приближал победу во Второй Мировой войне. Тем не менее, на Западе (да и у нас) многие утверждают, что СССР вступил в войну с Японией абсолютно зря – там после ядерной бомбардировки Япония уже была готова сдаться. А Квантунская армия ничего серьезного из себя не представляла. Поэтому участие СССР в разгроме Страны Восходящего солнца чисто номинальное и абсолютно ничего не значит. А это уже, простите за тавтологию, значит что нужно снова нам с вами разбираться с этим внимательнее.

Справились ли бы без Советского Союза?

С 1943 года Япония постепенно теряла уверенность в том, что стоит нападать на СССР. Донесения на сей счет разведгруппы Рихарда Зорге позволили пе­ребросить с Дальнего Востока на Запад, на фронт значительное число свежих, хорошо обученных дивизий и авиационных полков.

Рихард Зорге с женой в Японии. Из открытых источников
Рихард Зорге с женой в Японии. Из открытых источников

В Берлине об этом знали достоверно точно. Служба разведки и контрразведки генерального штаба сухопутных войск вермахта из Владивостока о переброске советских войск и техники на запад в своем сообщении, датированном 3 октября 1943 года, говорила следующее:

«Дополнительные и достоверные сведения из Владивостока сви­детельствуют: с начала сентября наблюдается усиленная отправка войск и материальной части из дальневосточной Монголии на запад. Количественно убывающие оцениваются почти в 1 млн чел., состав­ляющие целые формирования с тяжелой техникой. На запад переба­зируются также крупные части ВВС, включая транспортные само­леты».

Высшее японское руководство не могло не знать о том, что стоявшие на прикрытии государственной границы советские ди­визии и авиационные полки в большом количестве перебрасываются на запад. Однако Победы Красной Армии и собственные нерешенные вопросы в Тихом океане по-прежнему удерживали их от нападения.

Союзники Советского Союза во Второй мировой войне хоро­шо понимали, что завершить войну против Японии на Тихом оке­ане без его помощи будет весьма трудно. Поэтому официальные лица Вашингтона и Лондона постоянно поднимали вопрос о вступ­лении СССР в войну против Японии. Однако одним из препят­ствий на пути к этому оказался пятилетний пакт о взаимном ней­тралитете и твердая позиция И.В. Сталина.

На Тегеранской конференции союзных держав советская де­легация указала, что СССР вступит в войну с милитаристской Японией только после полного военного разгрома гитлеровской Германии. Однако союзники продолжали настаивать. Генерал ар­мии С.М. Штеменко в своих мемуарах свидетельствует:

«Летом 1944 года, когда второй фронт был все-таки открыт, союзники еще раз попытались повлиять на решение СССР по японскому вопросу. Зная точку зре­ния Советского правительства, Александр Михайлович твердо зая­вил, что до окончательного разгрома фашистской Германии об этом не может быть и речи. На аналогичный запрос Черчилля И. В. Ста­лин тоже ответил, что позиция Советского правительства не изме­нилась.»

В начале 1945 года стало ясно, что остались считанные месяцы до падения гитлеровской Германии. Война же на Тихом океане близкой к завершению еще не была, хотя японский флот и авиация понесли огромные потери. Сухопутные же войска Японии такого ущерба не понесли, имея еще в качестве стратегического резерва почти миллионную Квантунскую армию в Маньчжурии.

По сведениям союзного командования Япония вступила во Вторую мировую войну, имея сухопутную армию численностью в 1,9 млн человек. К концу войны, по тем же данным, она при всех своих безвозвратных потерях убитыми, умершими от ран и болез­ней насчитывала 5,5 млн человек.

В июне 1945 года японский парламент принял закон «О чрез­вычайных мерах военного времени», санкционировавший любые действия властей по организации обороны и пресечению беспо­рядков.

Затем в том же месяце был принят закон «О добровольной военной службе», по которому в случае необходимости призыву подлежали все мужчины в возрасте от 15 до 60 и женщины от 17 до 40 лет.

Пытаясь придать войне на Тихом океане общенародный ха­рактер, Высший совет империи по руководству войной создал гражданский добровольческий корпус. Это был японский вариант германского фольксштурма. В корпус обязали вступить все насе­ление страны, за исключением стариков, детей, калек, беремен­ных и кормящих матерей. В августе 1945 года в этом корпусе на­считывалось уже 28 миллионов человек. В сельской местности шло формирование крестьянского трудового корпуса.

Бронетанковая часть Квантунской армии. Из открытых источников
Бронетанковая часть Квантунской армии. Из открытых источников

Чем ближе американцы подбирались собственно к Японии, тем ожес­точеннее становилось сопротивление неприятеля, более кровопро­литными бои за острова.Прорыв «внутренней линии обороны» страны Восходящего Солнца виделся союзному коман­дованию делом и многотрудным, и кровопролитным.

Мрачные перспективы сроков капитуляции Японии

В феврале 1945 года генерал Макартур докладывал в Вашингтон расчеты своего штаба: для окончательного разгрома Японии необ­ходимо участие по крайней мере 60 советских дивизий. Военный министр США Стимсон с тревогой говорил о том, что вторжение американских войск на Японские острова будет стоить не менее одного миллиона жертв. Один из лидеров Соединенных Штатов в годы Второй мировой войны Г. Трумэн констатировал следующее:

«По мере того, как наши войска на Тихом океане продвигались вперед, оплачивая большой кровью каждый шаг, вступление России в войну становилось все более настоятельным. Это означало спасение сотен тысяч жизней американцев».В Вашингтоне окончание войны на Тихом океане планирова­лось через полтора года (18 месяцев) после завершения боевых действий на европейском театре, то есть к концу 1946 года.

На проходившей в январе —феврале 1945 года Ялтинской кон­ференции глав великих держав — Соединенных Штатов, Великоб­ритании и Советского Союза, И.В. Сталин еще раз подтвердил перед союзниками данное там принципиальное согласие советской стороны принять участие в войне против милитаристской Японии. От имени Советского правительства было заявлено, что боевые действия на Дальнем Востоке будут начаты через три месяца после победного окончания войны в Европе.

11 февраля 1945 года И.В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль подписали соглашение об условиях вступления СССР в войну с Японией: восстановление статус-кво Монгольской Народной Рес­публики, восстановление утраченных в 1905 году прав России на южную часть острова Сахалин и передачу Советскому Союзу Курильских островов.

Кстати, как отмечает американский историк Л. Роуз, американский президент Т. Рузвельт, узнав «об азиатских требованиях Сталина», был поражен их скромностью, так как они касались лишь восста­новления территориальных прав, отобранных у царской России Японией во время русско-японской войны 1904—1905 годов.
Сталин и Рузвельт в ходе переговоров на Ялтинской конференции. Из открытых источников
Сталин и Рузвельт в ходе переговоров на Ялтинской конференции. Из открытых источников

Начиная с Ялтинской конференции советская сторона стала координировать свои будущие действия на Тихом океане с союз­никами, прежде всего с США. Вашингтон своей специальной про­граммой обещал пополнить советский Тихоокеанский флот, пере­дав в его состав 30 фрегатов, 60 тральщиков и около 200 различных малых судов прибрежного действия. Однако к началу вступления Советского Союза в войну с Японией было получено только 10 фре­гатов и 18 тральщиков.

5 апреля 1945 года Советское правительство заявило правитель­ству Японии о денонсации советско-японского пакта о нейтрали­тете. В заявлении народного комиссара иностранных дел СССР В.М. Молотова послу Японии в Москве Сато говорилось следую­щее:

«Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией был заключен 13 anpeля 1941 г.С того времени обстановка изменилась в корне. Германия на­пала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает после­дней в ее в войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза»

После этого Союзные державы заняли в отношении своего последнего про­тивника в войне жесткую позицию. Попытка японцев мирного зондажа в отношении США (своего главного врага на Тихом океане) и Великобритании через Швейцарию и Швецию успеха не имела.

Значение ковровых бомбардировок Японии

Япония и в июне 1945 года была способна продолжать войну на Тихом океане, обладая почти не тронутой большими боевыми потерями сухопут­ной армией. Военный министр Анами по этому поводу сделал на одном из заседаний кабинета министров заявление:

«Японские войска все еще оккупируют громадные неприятель­ские территории, и враги только высадились на мелких островах. Поэтому я возражаю против того, чтобы думать об условиях для Японии как побежденной страны»

Такой ответ японской стороной был сделан в условиях, когда американская авиация проводила массированные бомбардировки городов на Японских островах. По этому поводу в обзоре боевых действий ВВС США против Японии, составленном разведуправлением главного морского штаба ВМФ СССР, говорилось:

«В результате интенсивных налетов ВВС США на территорию собственно Японии многим городам и промышленным центрам нане­сены колоссальные разрушения, а некоторые из них полностью унич­тожены, в том числе полностью уничтожены промышленные районы в пяти крупных промышленных центрах Японии — Токио, Осака, Нагоя, Кобе и Фукуока. Кроме того, по данным японской печати, на 1.8.45 г. в результате бомбардировок полностью уничтожено 48 боль­ших, средних и малых городов Японии.

Столица и промышленный центр Японии — г. Токио— уничтожен примерно на 75—80 процентов. Осака уничтожен на 70 процентов, г. Кобе — на 80 процентов. Значительные разрушения нанесены также другим японским городам, подвергшимся бомбардировкам»

С одной стороны стратегическая авиация США сбросила на Японию 160 800 тонн авиабомб, из которых 104 тысячи тонн пришлось на 66 японских городов. Пострадало прежде всего мирное население, что же каса­ется разрушений военных объектов, то здесь картина была совсем иной. В официальном американском отчете, составленном по ма­териалам послевоенного обследования японской военной эконо­мики, говорилось:

«Заводов, специально подвергшихся бомбардировкам фугасными бомбами, было немного... На железнодорожную систему существен­ные налеты вообще не производились, она ко времени капитуляции была в достаточно хорошем состоянии...97 процентов запасов оружия, снарядов, взрывчатых веществ и других военных материалов японцы тщательно укрыли на рассредо­точенных обычных или подземных складах, и они были неуязвимы для воздушных налетов».

На заключительном этапе войны на Тихом океане американцы продолжали испытывать сильное, стойкое сопротивление япон­ских войск. Более того, оно особенно усилилось по мере прибли­жения союзников к территории собственно Японии. Примером может служить Окинавская операция.

Американские войска высаживаются на Окинаве. Из открытых источников
Американские войска высаживаются на Окинаве. Из открытых источников

Для захвата сравнительно небольшого японского острова Оки­нава, площадью 1254 квадратных километра, американцам потре­бовалось почти три (с конца марта по 21 июня 1945 года). Против 77-тысячного японского гарнизона острова американское командование десантировало на Окинаву порядка 200 тысяч солдат и офице­ров. Эти войска поддерживались с моря 1317 кораблями различ­ных классов и с воздуха — 1727 самолетами.

Несмотря на огромное превосходство в силах и средствах, аме­риканцы потеряли в боях на острове Окинава 49 114 человек уби­тыми и ранеными, 33 корабля потопленными и 370 — поврежден­ными, свыше 1000 самолетов. Поэтому американское командова­ние не строило больших иллюзий насчет ожидаемых потерь в слу­чае вторжения своих войск на Японские острова.

Принудила ли ядерная бомбардировка Японию к капитуляции?

Массированные воздушные бомбардировки не принудили стра­ну Восходящего Солнца к капитуляции в войне на Тихом океане. Она была готова встретить неприятеля на собственной островной территории и в Маньчжурии и ее армия к такому повороту собы­тий была готова, равно как и японское население. Теперь все зави­село от того, сколь скоро Советский Союз вступит в войну с Япо­нией.

В Вашингтоне и Лондоне знали точную дату вступления Совет­ского Союза в войну на Дальнем Востоке. Прибывшему в мае в Москву специальному представителю американского президента Г. Гопкинсу И.В. Сталин заявил:«Капитуляция Германии произошла 8мая. Следовательно, совет­ские войска будут находиться в полной готовности к 8 августа».

Между тем есть мнение, что президент США Г. Трумэн отдал приказ об атомной бомбардировке Японии в надежде, что та капитулиру­ет перед США еще до вступления в войну Советского Союза. При­менение ядерного оружия в самом конце финала Второй мировой войны диктовалось только политическими соображениями.

Атомная бомба была взорвана над Хи­росимой 6 августа в 8 часов 15 минут. 8 августа атомной бомбарди­ровке подвергся город Нагасаки. В Хиросиме от взрыва атомной бомбы погиб­ли 78 150 человек, пропали без вести 13 983, были ранены 37 424, получили другие повреждения, включая ожоги, 235 656 человек. Всего в Хиросиме пострадали от ядерного взрыва 365 213 чело­век —из 368-тысячного населения этого города. В Нагасаки по­гибли 23 753 человека, а всего пострадали в нем от атомного взрыва 138 047 человек.

Однако атомная бомбардировка не принудила воюющую Япо­нию к капитуляции. Уничтожение двух японских городов с их жителями не помогло привести к быстрому завершению войны на Тихом океане, хотя японцы и начали осознавать, что в перспективе маячит поражение.

Например, сам император Японии более или менее полную информацию о характере удара, нанесенного по Хиросиме, полу­чил лишь 8 августа, то есть спустя два дня после применения атом­ной бомбы. Узнав о случившемся, он заявил:

«Если противник применяет такого рода оружие, войну продол­жать невозможно. Но для того чтобы добиться выгодных условий, немедленно прекращать войну нельзя. Что касается условий, то как только появится возможность маневрировать на переговорах, мож­но будет сразу же прекратить войну».

Также стоит отметить, что атомные бомбардировки не дали и ощутимого воен­ного результата. Японская ставка целиком разделила мнение фельд­маршала С. Хата —командующего 2-й Объединенной армией о не­обходимости продолжать войну. Прибывший в Токио фельдмаршал доложил начальству, что его штаб, находившийся в Хиросиме неда­леко от эпицентра взрыва, пострадал мало, а число погибших воен­нослужащих незначительно. Город же Хиросима, по мнению Хата, пострадал не больше других японских городов, перенесших массированные бомбардировки американской авиации. Разумеется, о таких послед­ствиях ядерного взрыва, как остаточная радиация и радиоактивное заражение местности, мир тогда еще не ведал.

У фельдмаршала С. Хата были еще и другие доводы. Так, в Хиросиме уцелели почти все крупные промышленные предприя­тия, сосредоточенные на городских окраинах. А железнодорожное сообщение по городу было восстановлено уже через 48 часов.

Кстати, глава британского правительства в годы войны У. Чер­чилль писал: «Было бы ошибкой считать, что атомная бомба реши­ла судьбу Японии». Председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал У. Леги заявил; «Применение этого варварского оружия против Хиросимы и Нагасаки не принесло существенной пользы в нашей войне против Японии». Генерал Д. Эйзенхауэр, будущий американский президент, говорил: «Не было необходи­мости наносить удар по японцам этим ужасным оружием».

Озлобленная японская армия готовилась встречать американцев на своих островах. Целый корпус фанатиков-камикадзе был готов в воздухе, на суше и на море отдать свою жизнь за императора-микадо. Союзники знали об этом достаточно хорошо и потому не торопились с десан­тированием на собственно Японские острова.

Погрузка торпед на подводную лодку Тихоокеанского флота.
Погрузка торпед на подводную лодку Тихоокеанского флота.

Последнее слово в войне на Тихом океане все же оставалось за Советским Союзом, готовым выполнить свой союзнический долг. Сталин был верен своему обещанию. Советский Союз объявил вой­ну милитаристской Японии через три месяца после дня победы над гитлеровской Германией 80 лет назад, и только после разгрома Квантунской армии Япония была вынуждена капитулировать.