Однажды композитор Игорь Стравинский сказал: «В Италии я чувствую себя как дома» и добавил - «Существуют два истинно музыкальных народа — славяне и итальянцы»
«В мае 1910 г., когда я уехал из Санкт-Петербурга и оставил свою квартиру на Английском проспекте 26 — там была сочинена «Жар-птица», — я не подозревал, что буду в своем родном городе еще лишь однажды», и случиться это только через 50 лет.
Как известно, после первой русской революции в 1905 года в стране нарастал хаос. Чуть ли не каждую неделю террористы убивали представителей власти. Инфляция сьедала все доходы, а банки появлялись и исчезали как бабочки-однодневки. Нарастало противостояние народа и государства. Как вспоминал композитор С. Рахманинов, «работать в такой атмосфере становилось невозможно».
Стравинские поселились в Швейцарии. Интересное совпадение, ведь Игорь родился в Ораниенбауме, на Швейцарской улице. Потом семья перехала в Санкт-Петербург, где и прошла юность будущего композитора в доме на Крюковом канале 6 (ныне 8), рядом с Мариинским театром, в котором пел его отец - знаменитый русский оперный бас той эпохи. Театр станет смыслом жизни и для Игоря.
В 1910 году композитор с близкими поселился в швейцарской деревушке Кларанс (Clarens), коммуны Монтре (Montreux), в отеле «Шателар» (Châtelard). Здесь будет завершен балет «Петрушка», и здесь музыку его услышал Сергей Дягилев.
Весной 1911 года Игорь Стравинский впервые оказался в Риме. Вместе с Александром Бенуа и Валентином Серовым он проживал в отеле «Италия» (Albergo d’Italia) у 4 фонтанов. Это был важнейший творческий этап жизни композитора. Игорь жадно впитывал новые «итальянские впечатления». После возвращения в Швейцарию и до 1913 года Стравинский будет жить в отеле «Ле Тийе», находящемся выше по склону, здесь Игорь сочинил одно из самых великих музыкальных сочинений XX века - «Весну священную». В память об этом одна из улиц Кларанса была названа Rue du Sacre du Printemps. А в Монтре в 1993 году был открыт великолепный концертный зал, которому дали имя русского композитора «Auditorium Stravinski». Пройдет еще 20 лет - и в 2014 году на набережной Монтре появится памятник Игорю Стравинскому.
Вскоре после Рима состоялась поездка в Венецию, где Стравинский впервые сыграл Дягилеву отрывок из «Весны священной». Произошло это в отеле «Бауер Грюнвальд» (Bauer Grünwald), находящемся на Гранд-канале, с видом на церковь Делла Салюте… Здесь все еще можно увидеть фортепьяно, клавиши которого касались руки русского гения.
Автор знаменитой революционной музыки «Весны Священной», которая шокировала европейского слушателя своим языческим буйством, и возможно, была музыкой прощания с родиной, в Италии, обратясь к классике, можно сказать обрел свою «душевную гармонию».
Однажды в компании Дягилева, Пикассо и балетмейстера Леонида Мясина Стравинский побывал в Неаполе на спектакле commedia dell’arte. Это было открытие нового музыкально-театрального мира. «Пульчинелла - это великий неотесанный пьяница, каждый жест, а возможно, и каждое слово его, насколько я мог понять, были непристойны», - радостно воскликнул композитор и добавил «Наш герой!!!»
Маска Пульчинеллы, где одна сторона лица смеется, а другая плачет, показалась композитору символом в том числе и «человека XX века», пытающегося улыбаться среди самых страшных войн и эпидемий в истории цивилизации. Тогда же в Милане Стравинский увидел в марионеточном театре пьесу «Китайские пираты», которая потрясла его и стала для него «эталоном театрального искусства». Еще одним ярким впечатлением стал знаменитый венецианский театр Ла Фениче (Teatro La Fenicе), где композитор был не раз не только зрителем, но и неоднократно выступал с концертами. «Именно в этом месте живет Душа Театра», считал композитор.
В «Hotel de Russie», расположенный рядом с Пьяцца дель Пополо и парком Виллы Боргезе, композитор заходил приятно провести время. Теперь здесь популярный Stravinskij Bar. Поездка в Геную закончилась покупкой в одной из книжных лавок книги о Франциске Ассизском, вдохновившую его написать оперу-ораторию «Царь Эдип» на латыни. А во время поездки в Рим в 1917-м Пабло Пикассо предложит создать знаменитый графический портрет Стравинского, который тогда остановился в Grand Hotel Plaza на Via del Corso, ныне он называется St. Regis Rome.
В тот же год русская революция лишила его собственности на родине, возвращаться было уже некуда, да и незачем, в стране творился невероятный хаос. Однако и в Швейцарии было все не просто. Семья переболела «испанкой», и чудом никто не умер, когда вокруг умирали тысячи.
«Если бы мне потребовалось обратиться к языку, обладающему яркой фоникой, соразмерностью и благозвучием, то я, конечно, прибегнул бы к итальянскому».
Все было готово для рождения двух ярких «итальянских сочинений» Ставинского: балета с пением «Пульчинелла» и созданного позже «Монумента к 400-летию Джезуальдо». Балетмейстер Леонид Мясин вспоминал: «В Неаполе я часто ходил смотреть кукольные спектакли, в которых Пульчинелла играл главную роль. Я восхищался его постоянно менявшимися жестами, его длинными ногами, его маской с крючковатым носом, со смеющейся и плачущей сторонами лица. У старого итальянского актёра я купил подлинную маску Пульчинеллы, которая прежде принадлежала Антонио Петито, актёру и режиссёру комедии дель арте XVIII века. Я надел её и попытался воспроизвести движения и жесты Пульчинеллы».
Вдохновленный этими образами Мясин уговорил Дягилева сделать новый балет и использовать для него музыку позабытого итальянского композитора Перголези. В библиотеке консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе Дягилев и Мясин отобрали не опубликованные еще партируры и предложили их творчески переосмыслить Игорю Стравинскому.
Кстати, помогали коментариями в этом непростом деле профессор неаполитанской консерватории А.Риччи и выдающийся итальянский танцор, преподаватель балетной школы Дягилева, солист Маринского театра Энрико Чекетти.
«"Пульчинелла" был моим открытием прошлого, моим крещением, благодаря которому сделались возможны все мои последующие сочинения», признавался потом композитор.
Так как действие «комедии масок» разворачивалось по традиции в Неаполе, для Стравинского было важно передать своеобразную атмосферу Неаполя, в том числе и неаполитанское звучание и неаполитанский диалект! «Примером может служить фраза из «Chi disse» № 5 вокальной сюиты «Пульчинеллы»: «кто говорит, что женщина знает больше дьяволенка». На нормативном итальянском она выглядит так: «chi dice che la donna sa più d’un diavoletto»; а вот ее диалектная версия, положенная на музыку Перголези Стравинским: «chi disse cá la femmena sá cchiù de farfariello». Неаполитанский диалект, с которым работал композитор в вокальном субцикле, взрывчатый и экспансивный. Во времена Перголези его называли «majateco e chiantoto» — «хрупкий и рыдающий». Благодаря частому применению удвоенных согласных в начале слова он усиливается настолько, что достигает эффекта фонетического взрыва: «no’ nce ppace… no’ nce corma cchiù pette» («нет покоя… нет сердца, но лишь его вместилище»).
Премьера “Пульчинеллы” состоялась 15 мая 1920 года в Парижской Гранд-опера под управлением дирижера Эрнеста Ансерме, с декорациями и костюмами, придуманными знаменитым Пабло Пикассо. На фоне изуродованной Первой мировой войной Европы и умирающей в гражданской войне и голоде России образ Пульчинеллы воспринимался особенно гротескно со спрятанной за улыбку душевной болью.
В Италии у Ставинского завязались знакомства с выдающимися деятелями культуры: Молинари, Бузони, Казеллой, Риетти, а в 1923 году в Милане он познакомился с Артуро Тосканини, который дирижировал его балетом "Петрушка" и оперой "Соловей". Когда Тосканини заболел именно Стравинскому доверили его дирижерский пульт в «Ла Скала».
Когда композитора спрашивали, какой город Италии наиболее ему понравился, он отвечал, что он влюблен в Венецию.
В этот самый удивительный в мире город Стравинский приезжал постоянно. Здесь прекрасно работалось и не менее прекрасно отдыхалось. В 1929 году он похоронил здесь своего близкого друга и покровителя Сергея Дягилева, на могиле которого были выбиты слова "Венеция – постоянная вдохновительница наших успокоений". И Стравинский подумал о том, что хотел бы быть упокоенным здесь же.
Пройдет несколько лет - и он напишет два сочинения, "Аве Мария" и "Итальянская сюита", посвященные Венеции.
Начавшаямя в сентябре 1939 года Вторая мировая война вновь повернула судьбу композитора. 30 сентября на переполненном беженцами пароходе «С.С. Манхэттен» Стравинский отправился в Нью-Йорк. Так начнется новый американский период жизни, который продлится почти 30 лет и будет связан с Голливудом. Здесь он обретет всемирную известность, а его лекции в Гарвардском университете будут признаны величайшим культурным событием. На их основе композитор издаст прекрасную книгу «Музыкальная поэтика». «Звезда» Стравинского есть и на знаменитой «Алее славы».
После окончания войны он будет часто посещать Европу, чтобы дирижировать, в том числе и своими новыми произведениями. И разумеется, в Италии он будет чаще, чем где бы то ни было.
Например 11 сентября 1951 года на сцене театра Ла Фениче прошла прeмьера оперы Стравинского «The Rake's Progress» («Похождения повесы»), главным героем которой был сам Дьявол – главный герой XX века. А в сентябре 1956 года Стравинский дирижировал своим великолепным сочинением «Canticum Sacrum ad Honorem Sancti Marci Nominis» в соборе Сан-Марко, который впервые открыли для исполнения в нем светской музыки. Это произведение композитор посвятил Венеции и её покровителю - святому Марку. Пройдет еще несколько лет - и папа римский пригласил Стравинского исполнить «Canticum Sacrum» в Сикстинской капелле, что было экстраординарным событием в истории Вечного города.
6 апреля 1971 года в Нью-Йорке в возрасте 88 лет великий русский композитор ушел в иной мир. Композитор завещал похоронить себя в самом удивительном городе на земле - Венеции. 13 апреля гороб с его телом был поставлен для прощания в Базилике Санти-Джованни-э-Паоло (La Basilica dei Santi Giovanni e Paolo), а через два дня кортеж из сотни гондол провожал его от собора на остров-кладбище Сан-Микеле. Над лагуной звучала музыка Скарлатти и Стравинского.
Это был его последнее театрально-музыкальное действо, и было оно невероятной красоты…
Онлайн-школа "Italianissima". Открывайте Италию и учите итальянский с нами!