Найти в Дзене

Занимательные рифмы

Оглавление

Конкурс для детей старшего дошкольного возраста

Автор Е. Н. Фоминых — учитель-логопед МБДОУ д/с № 102, г. Екатеринбург

Добавьте описание
Добавьте описание

Цели проведения конкурса

• Совершенствование звуковой стороны речи.

• Формирование чувства ритма и рифмы.

• Формирование выразительности речи.

• Развитие фонематического восприятия.

• Развитие слухового внимания, памяти, воображения.

• Развитие связной устной речи.

• Формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, компьютерная игра «Любовь — морковь» из комплекта игр «Звуковой калейдоскоп», картинки из дидактических игр «Рифмочки и нерифмушки» и «В мире звуков», шкатулка, мольберт, таблички с названиями команд «Умники» и «Умницы», призовые жетоны «Мудрые совы», сладкие призы.

Ход конкурса

  • Организационный момент. Вступительное слово логопеда

Под веселую музыку дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие друг напротив друга (на экране — название конкурса).

Логопед. Ребята, сегодня мы проведем конкурс «Занимательные рифмы». Сначала я предлагаю вам послушать замечательное юмористическое стихотворение Даниила Хармса «Пирог» (на слайде — иллюстрация из книги Д. Хармса). Нужно будет не просто слушать стихотворение, а добавлять в каждой строчке недостающее слово в рифму.

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе... (
позвал)
Купил муку, купил твор[ac]ог,
Испек рассыпчатый... (
пирог).
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости... (
не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (
откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту... (
съел).

В этом стихотворении вы подбирали слова в рифму, сами были, как настоящие поэты. Это очень интересное занятие. Интересное, но сложное. Сегодня мы увидим, кто умеет подбирать слова в рифму, а у кого получаются только нескладные и смешные нерифмушки.

Участвовать в конкурсе будут команды «Умники» и «Умницы». В случае затруднений при выполнении заданий детям могут помочь их родители. Оценивать все задания конкурса будет уважаемое жюри (представляет членов жюри).

Всего в конкурсе будет 6 заданий. За каждое задание можно получить один или два призовых жетона — «мудрых сов» (в зависимости от оценки жюри). В конце конкурса мы посчитаем, сколько «сов» заработала каждая из команд.

  • Задание 1. «Загадки-добавлялки»

На экране — название задания.

Логопед. Начнем наш конкурс с разминки. Сначала для одной команды, потом для другой прозвучат загадки. Отгадки — это слова, которыми нужно закончить фразу в рифму. Если рифма будет подобрана правильно, на экране появится картинка-отгадка. Итак, начинаем! А ну, ребята, не зевай, слова в рифму подбирай!

Загадки для команды «Умницы»

Кто один имеет рог?
Отгадайте!.. (
Носорог.)

Верещунья, белобока,
А зовут ее... (
сорока).

Разве можно было киске
Доверять стеречь... (
сосиски)?

Я ключом открыть не мог
На дверях большой... (
замок).

Новости — и те, и эти — 
Прочитаешь ты в... (
газете).

Чтоб добыть себе медок,
Села пчелка на... (
цветок).

Загадки для команды «Умники»

Утром смотрит нам в оконце
И лучом щекочет... (
солнце).

В деревянный свой дворец
Прилетел весной... (
скворец).

Они висят не для красы — 
Считают время нам... (
часы).

Получилась чтоб прическа,
Честно трудится... (
расческа).

Из скорлупки без пеленок
Вылез желтенький... (
цыпленок).

Мы цветы поставим сразу
В эту голубую... (
вазу).

Логопед. Веселая компания, удвой свое внимание!

Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!

Загадки для команды «Умницы»

Лучше всех у нашей Зинки
Акварельные... (
не резинки, а краски).

Днем деревни, города
Освещает нам... (
не звезда, а солнце).

Кто пасет коров, овец,
Ну, конечно, ... (
не продавец, а пастух).

Загадки для команды «Умники»

По лужайке скачет прытко — 
От лисы бежит... (
не улитка, а заяц).

Попросила мама Юлю
Ей чайку налить... (
не в кастрюлю, а в чашку).

Мы — отличные художницы,
В краски мы макаем... (
не ножницы, а кисточки).

Жюри объявляет результаты первого задания.

  • Задание 2. «Угадай рифму»

На экране — название задания.

Логопед. Ребята, а вы знаете, что почти к каждому слову можно подобрать не одно, а сразу несколько слов в рифму? Сейчас на экране будут появляться слова, а участники команды должны подбирать слова в рифму до тех пор, пока не угадают слово, которое подобрала я. Отгадаете — на экране появится картинка-отгадка.

Картинки для команды «Умницы»

Ветка — (конфетка).

Ручка — (тучка).

Камыш — (малыш).

Загадки для команды «Умники»

Забор— (помидор).

Лиса — (колбаса).

Сундучок — (паучок).

Жюри оценивает выполненное задание.

  • Задание 3. «Найди пару»

На экране — название задания.

Логопед. Для этого задания я должна всем раздать картинки. Участники команд по очереди будут вставать и называть, что изображено на картинке. Участник из другой команды, слово которого звучит с названным в рифму, должен встать и назвать свое слово — так, чтобы получилась пара похожих по звучанию слов.

Используются пары слов: пчелка — елка, улитка — калитка, клубок — колобок, пушка — лягушка, флажки — пирожки, книжка — мишка, ложка — кошка, ракета — конфета, ворона — корона, шарик фонарик, картина — корзина, гномик — домик.

Жюри оценивает выполненное задание.

Динамическая пауза «А ну-ка, повтори!»

На экране — название игры, музыкальное сопровождение — песня «Барбарики».

Логопед. Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть, потанцевать и поиграть в игру «А ну-ка, повтори!». Повторяйте за мной все движения, как будто в рифму.

Дети играют.

  • Задание 4. «Рифмы из шкатулки»

На экране — название задания.

Логопед. Для следующего задания нам понадобится шкатулка. Что в ней? А в ней картинки, к названиям которых нужно подобрать слова в рифму. Отвечать будут по очереди участники обеих команд, по цепочке. Отвечать нужно быстро, но смотрите, чтобы не было нерифмушек.

В шкатулке могут лежать, например, такие картинки: «парта», «цапля», «тучка», «печка» и т. д. (из дидактической игры «В мире звуков»).

Жюри оценивает задание.

  • Задание 5. «Помоги Незнайке»

На экране — название задания.

Логопед. Ребята, а вы знаете сказку Николая Носова про Незнайку? Незнайка однажды решил, что станет поэтом, и что сочинять стихи очень просто. Но ничего, кроме «пакля — рвакля — квакля», придумать не смог. Давайте поможем Незнайке и сочиним небольшие стихи. Помогут вам картинки, названия которых должны звучать в рифму. Например, со словами «шарик» и «комарик» можно придумать строчку для стихотворения: «На мой воздушный шарик сел маленький комарик».

Сначала стихи пробует сочинить команда «Умницы» (на экране — картинки к словам «сок», «носок» и «утенок», «теленок»). Потом помогает Незнайке команда «Умники» (на экране — картинки к словам «пушка», «лягушка» и «домик», «гномик»).

Жюри оценивает задание.

  • Задание 6. «Какое слово лишнее?»

На экране — сначала название задания, а потом заставка компьютерной игры «Любовь — морковь» из комплекта игр «Звуковой калейдоскоп».

Логопед. Ребята, посмотрите на экран и внимательно послушайте четырех веселых человечков, которые будут произносить слова. Три слова будут звучать в рифму, а одно — нет, оно будет лишним. Команды по очереди должны определить лишние слова. Правильный ответ будет появляться на экране.

Жюри оценивает задание.

  • Подведение итогов

На экране — надпись «Молодцы!», музыкальное сопровождение — веселая мелодия.

Логопед. Конкурс «Занимательные рифмы» завершился. Я предоставляю слово жюри.

Жюри подсчитывает количество заработанных призовых жетонов у обеих команд и объявляет победителя.

Логопед. А сейчас я хочу наградить команды «Умники» и «Умницы» сладкими призами, потому что вы все сегодня молодцы!

Дети получают угощения.