Конкурс для детей старшего дошкольного возраста
Автор Е. Н. Фоминых — учитель-логопед МБДОУ д/с № 102, г. Екатеринбург
Цели проведения конкурса
• Совершенствование звуковой стороны речи.
• Формирование чувства ритма и рифмы.
• Формирование выразительности речи.
• Развитие фонематического восприятия.
• Развитие слухового внимания, памяти, воображения.
• Развитие связной устной речи.
• Формирование умения взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, компьютерная игра «Любовь — морковь» из комплекта игр «Звуковой калейдоскоп», картинки из дидактических игр «Рифмочки и нерифмушки» и «В мире звуков», шкатулка, мольберт, таблички с названиями команд «Умники» и «Умницы», призовые жетоны «Мудрые совы», сладкие призы.
Ход конкурса
- Организационный момент. Вступительное слово логопеда
Под веселую музыку дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие друг напротив друга (на экране — название конкурса).
Логопед. Ребята, сегодня мы проведем конкурс «Занимательные рифмы». Сначала я предлагаю вам послушать замечательное юмористическое стихотворение Даниила Хармса «Пирог» (на слайде — иллюстрация из книги Д. Хармса). Нужно будет не просто слушать стихотворение, а добавлять в каждой строчке недостающее слово в рифму.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе... (позвал)
Купил муку, купил твор[ac]ог,
Испек рассыпчатый... (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут —
Но что-то гости... (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту... (съел).
В этом стихотворении вы подбирали слова в рифму, сами были, как настоящие поэты. Это очень интересное занятие. Интересное, но сложное. Сегодня мы увидим, кто умеет подбирать слова в рифму, а у кого получаются только нескладные и смешные нерифмушки.
Участвовать в конкурсе будут команды «Умники» и «Умницы». В случае затруднений при выполнении заданий детям могут помочь их родители. Оценивать все задания конкурса будет уважаемое жюри (представляет членов жюри).
Всего в конкурсе будет 6 заданий. За каждое задание можно получить один или два призовых жетона — «мудрых сов» (в зависимости от оценки жюри). В конце конкурса мы посчитаем, сколько «сов» заработала каждая из команд.
- Задание 1. «Загадки-добавлялки»
На экране — название задания.
Логопед. Начнем наш конкурс с разминки. Сначала для одной команды, потом для другой прозвучат загадки. Отгадки — это слова, которыми нужно закончить фразу в рифму. Если рифма будет подобрана правильно, на экране появится картинка-отгадка. Итак, начинаем! А ну, ребята, не зевай, слова в рифму подбирай!
Загадки для команды «Умницы»
Кто один имеет рог?
Отгадайте!.. (Носорог.)
Верещунья, белобока,
А зовут ее... (сорока).
Разве можно было киске
Доверять стеречь... (сосиски)?
Я ключом открыть не мог
На дверях большой... (замок).
Новости — и те, и эти —
Прочитаешь ты в... (газете).
Чтоб добыть себе медок,
Села пчелка на... (цветок).
Загадки для команды «Умники»
Утром смотрит нам в оконце
И лучом щекочет... (солнце).
В деревянный свой дворец
Прилетел весной... (скворец).
Они висят не для красы —
Считают время нам... (часы).
Получилась чтоб прическа,
Честно трудится... (расческа).
Из скорлупки без пеленок
Вылез желтенький... (цыпленок).
Мы цветы поставим сразу
В эту голубую... (вазу).
Логопед. Веселая компания, удвой свое внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Загадки для команды «Умницы»
Лучше всех у нашей Зинки
Акварельные... (не резинки, а краски).
Днем деревни, города
Освещает нам... (не звезда, а солнце).
Кто пасет коров, овец,
Ну, конечно, ... (не продавец, а пастух).
Загадки для команды «Умники»
По лужайке скачет прытко —
От лисы бежит... (не улитка, а заяц).
Попросила мама Юлю
Ей чайку налить... (не в кастрюлю, а в чашку).
Мы — отличные художницы,
В краски мы макаем... (не ножницы, а кисточки).
Жюри объявляет результаты первого задания.
- Задание 2. «Угадай рифму»
На экране — название задания.
Логопед. Ребята, а вы знаете, что почти к каждому слову можно подобрать не одно, а сразу несколько слов в рифму? Сейчас на экране будут появляться слова, а участники команды должны подбирать слова в рифму до тех пор, пока не угадают слово, которое подобрала я. Отгадаете — на экране появится картинка-отгадка.
Картинки для команды «Умницы»
Ветка — (конфетка).
Ручка — (тучка).
Камыш — (малыш).
Загадки для команды «Умники»
Забор— (помидор).
Лиса — (колбаса).
Сундучок — (паучок).
Жюри оценивает выполненное задание.
- Задание 3. «Найди пару»
На экране — название задания.
Логопед. Для этого задания я должна всем раздать картинки. Участники команд по очереди будут вставать и называть, что изображено на картинке. Участник из другой команды, слово которого звучит с названным в рифму, должен встать и назвать свое слово — так, чтобы получилась пара похожих по звучанию слов.
Используются пары слов: пчелка — елка, улитка — калитка, клубок — колобок, пушка — лягушка, флажки — пирожки, книжка — мишка, ложка — кошка, ракета — конфета, ворона — корона, шарик — фонарик, картина — корзина, гномик — домик.
Жюри оценивает выполненное задание.
Динамическая пауза «А ну-ка, повтори!»
На экране — название игры, музыкальное сопровождение — песня «Барбарики».
Логопед. Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть, потанцевать и поиграть в игру «А ну-ка, повтори!». Повторяйте за мной все движения, как будто в рифму.
Дети играют.
- Задание 4. «Рифмы из шкатулки»
На экране — название задания.
Логопед. Для следующего задания нам понадобится шкатулка. Что в ней? А в ней картинки, к названиям которых нужно подобрать слова в рифму. Отвечать будут по очереди участники обеих команд, по цепочке. Отвечать нужно быстро, но смотрите, чтобы не было нерифмушек.
В шкатулке могут лежать, например, такие картинки: «парта», «цапля», «тучка», «печка» и т. д. (из дидактической игры «В мире звуков»).
Жюри оценивает задание.
- Задание 5. «Помоги Незнайке»
На экране — название задания.
Логопед. Ребята, а вы знаете сказку Николая Носова про Незнайку? Незнайка однажды решил, что станет поэтом, и что сочинять стихи очень просто. Но ничего, кроме «пакля — рвакля — квакля», придумать не смог. Давайте поможем Незнайке и сочиним небольшие стихи. Помогут вам картинки, названия которых должны звучать в рифму. Например, со словами «шарик» и «комарик» можно придумать строчку для стихотворения: «На мой воздушный шарик сел маленький комарик».
Сначала стихи пробует сочинить команда «Умницы» (на экране — картинки к словам «сок», «носок» и «утенок», «теленок»). Потом помогает Незнайке команда «Умники» (на экране — картинки к словам «пушка», «лягушка» и «домик», «гномик»).
Жюри оценивает задание.
- Задание 6. «Какое слово лишнее?»
На экране — сначала название задания, а потом заставка компьютерной игры «Любовь — морковь» из комплекта игр «Звуковой калейдоскоп».
Логопед. Ребята, посмотрите на экран и внимательно послушайте четырех веселых человечков, которые будут произносить слова. Три слова будут звучать в рифму, а одно — нет, оно будет лишним. Команды по очереди должны определить лишние слова. Правильный ответ будет появляться на экране.
Жюри оценивает задание.
- Подведение итогов
На экране — надпись «Молодцы!», музыкальное сопровождение — веселая мелодия.
Логопед. Конкурс «Занимательные рифмы» завершился. Я предоставляю слово жюри.
Жюри подсчитывает количество заработанных призовых жетонов у обеих команд и объявляет победителя.
Логопед. А сейчас я хочу наградить команды «Умники» и «Умницы» сладкими призами, потому что вы все сегодня молодцы!
Дети получают угощения.