Найти в Дзене
ЧИТАТЬ ПОЛЕЗНО!

Поэзия тоже воевала. Реальная история о психологическом воздействии на раненых солдат стихотворения В. Лебедева-Кумача

Да, поэзия воевала. Подтверждений этому множество: вспомним хотя бы «Василия Тёркина» Александра Твардовского, «Жди меня» Константина Симонова и многие другие примеры. И про то, что книги спасали жизни, здоровье бойцов, тоже известно. Вот одна из реальных историй. Дело было в свердловском госпитале. Студентка филфака Уральского университета Нина Полозкова почти каждый день вместе с подругами приходила к бойцам и читала стихи. Раненые всегда ждали таких встреч и принимали артисток очень тепло. Но однажды произошёл трогательный случай, запомнившийся Нине на всю её долгую жизнь. В одной из палат лежал молоденький солдатик. Уже несколько дней он отказывался от лекарств и пищи: не хотел жить после тяжёлого ранения. Никакие уговоры не помогали, и Нина однажды решилась. Она подошла к кровати парнишки. Одеяло обтягивало его худое тело и острые плечи. Виден был только светлый затылок. Нина тихо спросила: «Не про тебя ли это написано?» И прочитала стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Золотисты

Да, поэзия воевала. Подтверждений этому множество: вспомним хотя бы «Василия Тёркина» Александра Твардовского, «Жди меня» Константина Симонова и многие другие примеры. И про то, что книги спасали жизни, здоровье бойцов, тоже известно. Вот одна из реальных историй.

Дело было в свердловском госпитале. Студентка филфака Уральского университета Нина Полозкова почти каждый день вместе с подругами приходила к бойцам и читала стихи. Раненые всегда ждали таких встреч и принимали артисток очень тепло. Но однажды произошёл трогательный случай, запомнившийся Нине на всю её долгую жизнь.

В одной из палат лежал молоденький солдатик. Уже несколько дней он отказывался от лекарств и пищи: не хотел жить после тяжёлого ранения. Никакие уговоры не помогали, и Нина однажды решилась. Она подошла к кровати парнишки. Одеяло обтягивало его худое тело и острые плечи. Виден был только светлый затылок. Нина тихо спросила: «Не про тебя ли это написано?» И прочитала стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Золотистый хохолок».

Прибыл к нам в морскую роту

Молодой такой стрелок

У него лицо в веснушках,

Золотистый хохолок.

Он был роста небольшого,

Не плечист и не речист,

И сказать по правде надо,

С виду очень неказист.

Посмотрели, повздыхали

Морячки-фронтовички.

Не вояка, а цыплёнок –

Ох, уж эти новички!

Не хлебал воды солёной

И огня не ведал он.

Будет кланяться он пулям

И снарядам бить поклон.

Через день морской пехоте

В жаркий бой пришлось идти,

Приказали выбить немца

С очень важного пути.

И представьте, наш цыплёнок,

С золотистым хохолком

Показал себя в атаке

Настоящим моряком.

Уложил десяток фрицев,

Первым прыгнул в их блиндаж.

Смотрим: парень подходящий,

Ясно видим: парень наш!

И сейчас же после боя

Разговор у нас пошёл:

Не цыплёнок, а орлёнок,

Не орлёнок, а орёл!

Смотрим, вроде бы парнишка

Сразу вырос на вершок,

И глядит совсем геройски

Золотистый хохолок.

И веснушки незаметны,

И походка хороша…

Вот что значит боевая

Настоящая душа!

Девушка читала стихотворение и видела, как напрягся затылок парня, дрогнули плечи. В палате стояла тишина. Солдат повернул голову, посмотрел на девушку и еле слышно прошептал: «Наверное, про меня…» С этого дня он уже не отказывался от еды и лечения, пошёл на поправку.

А Нина Полозкова после окончания учёбы стала преподавателем на кафедре литературы Уральского университета, а потом – главным критиком в журнале «Урал», основанном в 1958 году. И это уже совсем другая история, которая тоже достойна внимания.