«Дал в долг — считай подарил».
В апреле 2024 года бывший нападающий сборной России Максим Канунников в дал интервью обозревателям «СЭ» Юрию Голышаку и Александру Кружкову в рамках нашей рубрики «Разговор по пятницам». В отрывке ниже — рассказ Канунникова о криптовалюте и обмане на деньги.
Биткоин
— Вы рассказывали в интервью, инвестировали в акции Apple, Microsoft и Amazon.
— Да, в фондовый рынок. Вижу потенциал. У этих компаний капитализация будет расти и расти. Но вкладывал не какие-то огромные деньги. В российский фондовый рынок тоже инвестирую. Криптовалютой занимаюсь.
— Для нас это темный лес.
— Так почти для всех спортсменов крипта — темный лес! Вообще ни с кем про это говорить не могу!
— В вашем клубе тема разве не в ходу?
— Больше как хобби. Если в крипту и стоит инвестировать — то немного. 2-3 процента от капитала.
— Почему?
— Риск! Сегодня прибавилось 10 процентов, завтра ушло 50! Фондовый рынок спокойнее. На крипторынке бесконечные «качели». Хотя многих ребят я научил покупать, переводить. Там миллион тонкостей. Осваиваться и осваиваться. Вот я сам знаю базовые вещи. Этого мне хватило в недавней сложной ситуации.
— Что стряслось?
— Оказался в Дубае без наличности. В кармане лишь российские карточки, с которых ничего не снять. Уехал спонтанно! Благодаря умению работать с криптовалютой вывел себе наличку.
Позвонил приятелю: «Мне надо обменять некоторую сумму». Встретились, перевел ему на кошелек USDT. Это цифровой доллар. Через 30 секунд ему поступили. Он мне отдал наличные. Все!
— Ловко как.
— Сегодня, зная адрес кошелька, могу отправить любую сумму в какую угодно точку мира. Мне не нужно ждать, платить огромные комиссии, нет лимитов. Только телефон, интернет и адрес кошелька. 30 секунд! Уже сегодня криптовалютой можно расплачиваться за недвижимость, покупать авиабилеты, бронировать отели.
— В истории с криптой куча подводных камней?
— Нужно быть аккуратным в плане безопасности. Много фишинговых сайтов. Поддельных. Заходишь на этот сайт, подписываешь свой кошелек — все, открыл мошенникам полный доступ. В мгновение тебя обчистят.
— С вами случалось?
— Кошелек не обчищали. Бывало другое. Скажу сложную для вас вещь: если отправишь монету не в той сети, никто ее никогда не получит. Потеряется в блокчейне. Особый мир, да?
— Не то слово.
— Поэтому все, что покупаю, храню в одном кошельке. Никуда его не подключаю. Пользуюсь другими. Сейчас опять пошел спрос на биткоин. Только о нем и говорят. Мировые инвестиционные фонды получили право покупать и держать на балансе биткоин. Некоторые, когда о нем слышат, еще крутят у виска. Но скоро это пройдет.
— Мы вам верим как себе.
— На фондовом рынке сегодня более 40 триллионов долларов. В криптовалюте — 2,5. Есть страны, где уже отказываются от доллара, считают биткоин цифровым золотом. Вкладываются в него. Думаю, к 2030 году биткоин будет стоить реально много.
— «Много» — это сколько?
— Сейчас стоит 66-68 тысяч долларов. Есть такая Кэти Вуд, владелица одного из крупнейших инвестиционных фондов Америки. Она говорит, что биткоин к 2030-му может уйти за миллион баксов. Мало кто верит. Забыв, что в 2011-м биткоин стоил 10 центов.
— В чем его ценность?
— Он дефляционный. Всего 21 миллион биткоинов. Больше не напечатать. Если большие дяди тысячами их скупают ежедневно — наверное, знают, что делают.
— Как вы-то ввязались во все это?
— Прошел обучение в сентябре 2021 года. Чтобы понять, как регистрироваться на бирже, открывать кошелек. Следил за несколькими каналами. Нельзя же просто так взять и купить монету! Чтобы зайти в проект, надо стать его участником. Настоящая цепочка. Я могу долго рассказывать, засыпать вас терминами... Но скажу проще — в чем крутость криптовалюты?
— В чем?
— Полностью в открытом доступе. Можешь зайти и изучить каждую транзакцию. Кто куда перевел деньги. Все прозрачно, никаких серых схем. Зная номер вашего кошелька, могу взглянуть, какими активами владеете.
— А забрать?
— Забрать не удастся.
— Это радует.
— Могу просто следить за вашими операциями. Анализировать и покупать те же монеты, что и вы.
Кроссовки
— Всякого футболиста пытались «развести», втянуть в мутные схемы. Как было с вами?
— Случались неудачные сделки с недвижимостью. Деньги оказывались заморожены.
— Вы говорили, недвижимость — самая надежная шутка.
— Это когда ты уже умеешь оценивать! Я влез в историю в самом начале строительства. Даже не выяснив, кто застройщик. Увидел обложку — классный проект в центре Москвы. Вложился.
— В чем была засада?
— Не знал, что застройщик уже банкрот. Долги огромные. А стройку вот-вот заморозят. Прошло полтора года — все было на том же этапе.
— А что должно было появиться?
— Собирались строить три башни с бассейном. Что-то похожее есть в Сингапуре. Его брали за образец. Картинку видишь — просто вау!
— Вы превратились в обманутого дольщика?
— Совершенно верно. Деньги ушли в никуда.
— Вернуть не удалось?
— Удалось. Давайте скажем так — через суд.
— Сколько лет прошло?
— Пять!
— Все равно попали.
— Еще бы! Цены-то стали совсем другие.
— Не попадали на очевидное мошенничество — как Кержаков с нефтезаводом?
— Нет. Из дурацкого погорел разве что на виртуальных кроссовках.
— Что-что?
— Покупаешь виртуальный кроссовок, который находится у тебя в телефоне. Ты должен гулять, ходить по улице — за это тебе поступают реальные деньги. Поначалу все покупали кроссовки за тысячу долларов. Потом кроссовки стали выходить в другой сети, подороже.
— Ну и сколько вы купили?
— Два.
— Цена?
— Каждый — 10 тысяч долларов. Вскоре стоимость снизилась в два раза. Потом — в три.
— Но ходить-то вы в них ходили?
— Да, по несколько часов в день. Многим ребятам успел разрекламировать приложение — покупайте, мол, крутая штука. В итоге сам обжегся, и они тоже. Я ж еще апгрейд этого кроссовка делал. Можно было всякие кристаллики докупать... Блин, сейчас самому смешно!
— Реально было оказаться в плюсе?
— В какой-то момент я и был в плюсе — на 200-300 тысяч рублей. Стал покупать самые дорогие кроссовки, надеялся продать еще дороже. Жадность сгубила! Сейчас прикидываю — потерял около 25 тысяч долларов. Мы же скооперировались. Создали пул. Было, кажется, человек семь. Скинулись, купили кроссовки — а я нахаживал эти километры. Прибыль делили. Каждый день ходил!
— Пока кроссовки не обесценились?
— Ага.
— Все это — самая обидная финансовая потеря?
— Самое обидное, когда считаешь человека другом — тот одалживает, а потом даже не думает возвращать. Пропадает.
— Много давали?
— Дело не в цифре — в отношении!
— Это ясно. Но все же?
— Миллион рублей. С этим человеком мы в зенитовские времена общались каждый день, вместе отдыхали.
— Думаете, не отдаст?
— Пусть останется на его совести. Мысленно простился с миллионом. Тогда понял: если даешь в долг — настраивайся на то, что этих денег больше не увидишь. Считай, что даришь.
— Кто-то после таких случаев зарекается одалживать.
— Я тоже перестал. Одно дело — в команде. Мы друг у друга постоянно какие-то суммы перехватывали. Сегодня мне надо, завтра ему. Там проблем не было никогда. В обычной жизни больше не даю.