Середина августа. Середина нелюбимого мною летнего месяца. Август – самый жаркий месяц у нас. Сейчас немного захолодало, но это ненадолго. Целый месяц до этого дня был адище – до +37. Ночи жаркие, душные.
Не люблю август и за то, что Илья сорок бочек в воду бросает. И так каждый год. Ну сколько можно? У нас в степях конечно каждая лужа – озеро и каждый ручей – река, но для купания только Урал и Сакмара сгодятся. При этом одна из них считается горной и вода в ней холодная, ну для моей шкурки, во всяком случае, холодная. А второй только начал отходить от прошлогоднего наводнения, только-только вода стала прозрачной.
Ночи теперь холоднее и спать в палатках уже не так клёво, как в июле. Небо пасмурное – звездопада не видно. А если небо не пасмурное, то сейчас почти полнолуние – опять-таки звездопада не видно. Последний раз ездили с детьми на звездопад три года назад. Это очень красиво, друзья, очень. Это надо хотя бы один раз в жизни увидеть. А я уже третий год пропускаю, а годы-то идут...
В этом году август разочаровал отсутствием грибов, да и ежевика ещё почему-то зелёная. В прошлом году я ведрами грибы таскала, в этом – в ладошках. Морозильный ларь за лето забила земляникой, клубникой и вишней, оставила место под грибы, а их нет. Хотя грибы, конечно были, но мало. Но как мало? Просто я своим туристам говорю берите мол, это вкусный гриб зонтик и готовить его так-то и так-то. А это, говорю, подгруздок и его вот так надо готовить. Эх, добрая я, все дары леса другим отдала)) Сама пока замариновала только пять баночек груздей. Но ничего, ещё осень впереди.
Хотя зря я разворчалась. Нормальное было лето, хорошее. Много разных историй случилось, много разных приятных добрых дел было сделано.
Несколько севернее нашей области активисты проложили туристическую тропу, которая теперь называется Большой Южно-уральской Тропой (БЮТ). По идее её бы надо начинать с нашей области, с наших уральских гор, но... Во-первых, у нас нет активистов, а во-вторых, нет в нужном количестве источников воды на протяжении тропы. Мало родников, мало обследованных родников. Кто-то презрительно скажет: «Фи, это разве горы?». Горы, конечно! Много вы понимаете! Самая высокая у нас – 412м. над уровнем моря. Да на наши горы едут посмотреть и с Москвы, и с Челябы и с Ебурга.
Активисты все же появились и начали прокладывать тропу. Только вот проблема в её маркировки. Нет деревьев, на которые краской ставят маркировку, нет каменных останцев. По итогу складывают из камней пирамидки и их полосуют краской: белой, оранжевой и еще раз белой. Но такие пирамидки камней можно заметить только если близко подойти.
Со второй проблемой еще тяжелее разобраться. С одной стороны, есть в степи ручьи, с другой - никто воду на безопасность не проверял и летом они почти все пересыхают. Ну а я что не активист? Активист, конечно. Решила помочь. Я знаю пару родников в наших степях по БЮТ. Нашла фирму, которая возьмется за анализ природной воды, только вот ехать далеко, конечно никто не соглашался. И не просто ехать, а ещё топать ножками по степям до этого источника. Ну и не дешево все это дело – 6 тыщ руб.
Я бросила клич на доброе дело в своей группе туристов. С мира по нитке – собрали эти деньги. Взяла в лаборатории посуду и рванула к безымянному роднику. А надо было все успеть сделать за 6 часов. Мы с сыном галопом по степям неслись. Потом: перчатки, забор воды по чёткой инструкции, чтобы воздух не попал туда, запечатали какой-то крышечкой бумажной, которая пахла горелым и обратно в город. Потом ждали несколько дней результат. Он не сильно обрадовал: вода пригодна для использования только после кипячения. Назвать родник своим именем не получилось))). Осталось еще три неизведанных источника воды в степи на тропе, но энтузиазм в моих туристов угас после первого раза. Теперь всё только своими силами.
Ещё этим летом мы спасли совят от гибели. Одна из моих подписчиков-туристов написала мне лично, что на даче в гнезде совята, их мать погибла при столкновении с автомобилем. Почему именно мне написала, я не знаю.
Многие мои туристы меня чуть ли не суперчеловеком считают: геолог, ботаник, биолог, историк, астроном, географ и т.д. Умею я, видимо, пыль в глаза пустить))) Короче, занялась я совятами. С кем только не связывалась, все отфутболивали, даже Институт Степи. Но мир не без добрых, умных людей. Нашла одного специалиста, который по своей личной инициативе выкармливает истощенных животных и выпускает на волю. Он забрал совят, выкормил их и в июле отпустил.
А еще, блуждая по лесам Башкирии я нашла старинную подкову в русле старого, уже не существующего ручья.
Рядом некогда проходила старая дорога – Верхнеуральский коммерческий тракт (или старый Белорецкий тракт). Когда-то по этой дороге шли тяжелые, груженные подводы, ехали караванами, и даже шли с боями – это я про знаменитый рейд В. К. Блюхера.
Этот Верхнеуральский тракт был заложен в 30-е годы XIX века по приказу Оренбургского губернатора Павла Сухтелена и закончен за три года!!! Протяженность тракта 257 верст и обошёлся он казне в 45 тыс. рублей, что на половину меньше сметной стоимости.
Тракт был коммерческим. Что это значит? Главными были государственные почтовые тракты, а коммерческие были неприорететными и предназначались для торгового сообщения. Ремонтировались коммерческие тракты по мере появления средств в губернской казне. Не знаю, как часто ремонтировался Верхнеуральский тракт, но к началу XX века он пришел почти в непроезжее состояние, в котором и поныне прибывает.
Конечно, любая дорога, это ещё и истории. Истории человеческих судеб. Любой шумный тракт рано или поздно обрастает таковыми. Верхнеуральский тракт никогда не был оживленным, дорога шла дремучими лесами и горами. Но это была единственная торговая дорога, поэтому здесь заводились лихие люди и часто разбойничали.
Там, где я нашла подкову, пройти подвода, конечно не могла бы, а значит, когда-то проезжал здесь всадник, чья лошадь обронила подкову.
Дома мы эту подкову отчистили кислотой, обработали напильником, счищая ржавчину, отшлифовали. Видно, что подкова была изготовлена кустарным способом, это не заводская работа. Хорошо заметны следы ковки, ударов молота. Видны пласты металла. Это ручная работа местного кузнеца. Никакого клейма или иного знака на подкове тоже нет. Насколько мне известно, башкиры не подковывали лошадей, поэтому можно предположить, что здесь проезжал не башкирский всадник. Мы задались поисками похожих подков и обнаружили, что наша находка скорее относится к либо рубежу XVIII – XIX веков, либо к первой половине XIX века.
Кто тут ехал в стороне от тракта? Зачем? Остается только гадать. Может быть это разбойник, может быть исследователь-путешественник.
Однажды мы сфотографировали жука-оленька, которого уже, к сожалению сожрали муравьи. А потом мне написал какой-то биолог и попросил точные координаты места, где нашли жука, потому что он давно считался у нас в области исчезнувшим. Вот так я помогаю науке))
Ещё был смешной случай, когда я в своей группе в ВК разместила фото поля, засеянного синяком и написала следующее: «Лавандовое» поле. Это не Прованс и не Пьемонт. Это моя родина – Оренбургская область.
И тут же получила море гневных комментариев, что я мелкий лгунишка и лаванда у нас не растет. Кавычки и метафоры не воспринимаются народом. Сразу вспомнились стихи Л. Брынзы:
"Люди читают жопой. Жопой люди читают.
Люди в целом хорошие, но жопой читают они".
А ещё была прикольная история. Поехали мы на водохранилище купаться. Жара стоит несусветная, куда ж еще ехать, как не к воде? Связи там нет и отпуская всех туристов на пляжный отдых, я сообщила время сбора у микрика.
Ко времени все пришли довольные, обгорелые и загорелые, накупавшиеся. Двоих нет. Выяснила кто отсутствует, звонить бесполезно. Ждем. Их нет. Пошли искать. Благо водохранилище небольшое, обошли всё, что смогли: пляж, лесок, кафе, поле – их нет. Ждали час. Я разозлилась и скомандовала: «По коням!». Решила уезжать, сколько ждать-то? Люди взрослые (лет по 25 парень с девушкой), тут рядом кафе, деревня – не пропадут в общем. Отъехали на 28 км, как звонок:
– Надежда, а вы уехали уже?
– Да, но не далеко, сейчас вернемся за вами, ждите.
– Нет, не надо! Вы извините, но не надо. Мы останемся.
– Где вы ночевать собрались?
– Денег у нас нет, но что-нибудь придумаем. Ночами тепло, если что, то под деревцем заночуем.
Не буду по диалогам раскладывать историю, изложу кратко. На следующий день, мы опять туда же ехали, и я с ними там встретилась: помятые, опухшие, поникшие. Оказалось, что вчера они уже собирали вещи, чтобы покинуть пляж, как приехала компания на квадриках. Слово за слово познакомились, оказались земляками и наших пригласили к «столу». Там все здорово настоловались, собралась компания человек тридцать. Гуляли всю ночь на берегу у костра. Наша пара договорилась, что их на квадриках отвезут утром в Орен, но когда они проснулись, то оказались на берегу в полном одиночестве. Весёлые друзья, которые их потчевали всю ночь по-тихому слиняли утром. Пришли они ко мне, мол, возьмите нас домой, мы готовы на полу микроавтобуса поехать. Водитель, разумеется, отказал им. Через час они звонят:
– Надя, не переживайте, мы автостопом уже уехали, довезли до Саракташа. (до города еще 100 км)
– А дальше как доберетесь?
– Как-нибудь. У нас всё хорошо!
А ещё за это лето среди моих туристов сложились две пары. Вот так – я помогаю зарождаться новым ячейкам общества.
У меня такая работа – делать людей немного счастливее. Я конечно молчу, когда они восторгаются собой, что прошли 12 тысяч шагов и это офигеть, как круто. Я молчу, когда они называют себя дикими оторвами, потому что перешли речку вброд или прошли по тропе, на которой я им показала следы кабана. Я молчу и лишь улыбаюсь, когда они звонят домой и говорят своим родным: «Прикинь, я на высоте тысячу метров над уровнем моря!». А зачем что-то говорить? Люди искренне улыбаются, они становятся похожими на счастливых детей, которым подарили мечту.
Я показываю им спутники на небе, курумники, каменные реки, пауков, зелёные грибы, двухметровые муравейники, огненные закаты, языки костра под чайником. Я угощаю их гречкой с тушенкой, приготовленной на костре, чаем с пихтой, душицей и шиповником, рассказываю им страшные истории у костра, учу ставить палатку. Я веду их по «тайной» тропе, чтобы они могли сделать вот так:
И вот и вот так:
Но я уже устала, да устала. На следующей неделе наконец-то уезжаю в личный поход со своими личными детьми. Четыре дня без связи, четыре дня леса, гор, жидкой грязи, палатки, луны и свободы.
Блог тоже устала уже писать. Не получаются у меня короткие блоги и короткие рассказы))
Всем пока!
Автор: Хоуп Кубик
Источник: https://litclubbs.ru/posts/7919-seredina-avgusta.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Оформите Премиум-подписку и помогите развитию Бумажного Слона.