Найти в Дзене
Владимир Шилов

Цена свободы и справедливости

Не ошибусь, если скажу, что каждый из нас хотя бы иногда мечтал об этих двух понятиях. Ну, пожалуй, ещё о равенстве. Причём, мы настолько избалованы западной цивилизацией, в последние годы особенно, что привыкли считать - нам обязаны предоставить свободу, справедливость, равенство все и по первому требованию. И у нас и на западе уже целые поколения убеждены, что всё именно так и есть. А если этого нет, то тогда козни каких-то злодеев, иногда конкретных. С которыми (и кознями и злодеями) нужно бороться. Лучше, когда бороться будет кто-то другой, например профессиональный политик, а ты, розовый пони, будешь ему фонариком с балкона светить, сердечки ладошками складывать и донаты высылать иногда. Когда сдача с лавандового рафа большая окажется. Но убеждения этих людей сильны, как скала, те, кто их не разделяет - в лучшем случае идиоты. А в худшем - рабы системы и вообще всё плохое в мире именно от них. Ну, то есть от нас с вами. От адекватно мыслящего большинства, способного мыслить анали

Не ошибусь, если скажу, что каждый из нас хотя бы иногда мечтал об этих двух понятиях. Ну, пожалуй, ещё о равенстве. Причём, мы настолько избалованы западной цивилизацией, в последние годы особенно, что привыкли считать - нам обязаны предоставить свободу, справедливость, равенство все и по первому требованию. И у нас и на западе уже целые поколения убеждены, что всё именно так и есть. А если этого нет, то тогда козни каких-то злодеев, иногда конкретных. С которыми (и кознями и злодеями) нужно бороться. Лучше, когда бороться будет кто-то другой, например профессиональный политик, а ты, розовый пони, будешь ему фонариком с балкона светить, сердечки ладошками складывать и донаты высылать иногда. Когда сдача с лавандового рафа большая окажется. Но убеждения этих людей сильны, как скала, те, кто их не разделяет - в лучшем случае идиоты. А в худшем - рабы системы и вообще всё плохое в мире именно от них. Ну, то есть от нас с вами. От адекватно мыслящего большинства, способного мыслить аналитически.

Так уж вышло, что эта неделя у меня, в отличие от всего мира, замершего в ожидании посиделок на Аляске (важных конечно, это я ëрничаю), была посвящена фильмам и сериалам, как раз про поиск этих базовых для человека понятий. Ниже напишу, что про это вообще всё, начиная с Библии и кончая Манифестом коммунистической партии.

А смотрел я интересный микс, причём действительно вперемешку. Кинопоиск предложил неплохой сериал про Хасана ибн ас-Саббаха. Нет, не шучу. Длинный, арабский (почему, кстати не иранский, ведь деятели почти все персы?), но очень полезный для того, кто интересуется историей. Ясно, что лучше научные труды изучить, но способ обучаться развлекаясь лично мне близок. Потом посмотрел наш уже сериал про Раскол, тоже, совсем мало раскрытая тема в истории. А ведь она до сих пор нам икается. Внуки, придя в гости, включили какой-то оскароносный фильм про сегрегацию в 60-е годы прошлого века. Хоть и не смотрел, а общался с ними, фоном зацепил, что фильм о том же. А сейчас, как последняя капля для написания статьи, совершенно случайно включил фильм Дамиано Дамиани и оторваться не смог. Был, если кто помнит такой режиссёр-коммунист в итальянском кино. Весь прокат был в его, хороших кстати, фильмах, разоблачавших мафию. Это от него мы знаем, что поковыряв стену в новостройке, можно наткнуться на замурованного активиста профсоюза. Или просто конкурента из другой строительной фирмы.

Но давайте вернëмся к Старцу гор, создателю армии ассасинов. Многие в курсе, что Хасан ас-Саббах был другом детства Омара Хайяма. Их три друга было, давших в детстве клятву.

- Мы с вами с первого класса вместе... -

Ну, почти так. Третьим был будущий визирь султана Низам аль-Мульк, который с Хасаном вместе клятву нарушили и один другого грохнул. Ну, мы помним же, что Пчëла с Космосом тоже друг на друга всегда катили.

Так вот, о чëм я? Про аль-Мулька не помню, а вот Хайям с ас-Саббахом всю дорогу искали наши с вами свободу и справедливость. Омар Хайям ещё и про равенство намекал, ну что взять с поэта и философа? А вот Хасан ас-Саббах всегда свои проповеди начинал со справедливости. И адептов своих собирал именно на противопоставлении несправедливому и жестокому султану. Вечная история ведь про правильные и неправильные репрессии. Как и про борьбу с коррупцией, на которую всегда не хватает денег. То есть, я, наивный человек, считал, что философ и богослов искал истину, раз с молодости метался по разным сектам, пока не создал свою, на века его пережившую. А оказалось всë банально. Власть и только власть. Ничего личного, как говорится. А путь к власти через популизм про свободу и справедливость. Ну, немножко про то, что все животные равны, но некоторые равнее. Всё! Было три друга. Один пошёл во власть по профсоюзной линии и стал руководить султаном. Другой по партийной (богосовской), но с тем же результатом в конце пути. Даже небольшое государство создал. Только один поэт так и искал всю жизнь свободу, справедливость и равенство. Точнее, он в них жил, существовал. Показано, кстати, что счастлив он не был. Ну, пьяницы счастливы редко бывают. Но, себе не изменил и детской клятве тоже. К тому же учëный действительно великий был. Но он точно знал, причём всегда, что за свободу надо платить и она относительна. Всегда! Ты можешь намечтать невесть что. А можешь сам определить до какой степени ты свободен. И будешь.

Про наших раскольников немного сложнее. Но это в фильме, кто знает, что в жизни было. Тема справедливости правда присутствует. И степени свободы (уже по Хайяму в старости) тоже. Царь, несправедливо названный тишайшим, немного про справедливость говорит, хотя он конечно про власть. Как и Никон. Вот чистый властолюбец, никакой религиозной идеи за ним нет. За Аввакумом, поначалу, есть идея справедливости и свободы. Но он очень быстро злобой изошëл. Тут, скорее, подруга первой царицы и вообще очень близкая царской семье Феодосия Прокофьевна Морозова. Вот чистейший поиск справедливости, хоть и замешанный на фанатизме.

Просто смотрел параллельно, днëм египетский, вечером русский, зацепило, что про Бога и там и там лишь простые люди и проповедники с низов. Остальные про власть. Ну, Аввакум, тот просто фанатик, ладно. Но, кстати ас-Саббах, свои последние годы провëл не сильно лучше Аввакума, хоть и помер сам.

Ладно, перейдëм к делам мирским. Фильм, что внук включил, байопик, кстати, про какого-то темнокожего музыканта крутого. Но, блин, будто Навальным укушенного. Я так, одним глазом смотрю, вижу, что чувака понесло гастролировать по югу США, где небелым туалеты на улице. И он такой всë права качает. Потому что знаменитость, богат и верит в свободу, равенство и справедливость. Мне дочь, параллельно, объяснила, что чувак сам из низов, но слишком быстро взлетел. И тут меня торкнуло прям! Так ведь он - типичный штурмовик Верхнего Ларса. Как и эта толпа безумцев, он настоящего горя хапнуть не успел, но идеи эти дикие про свободу и равенство, принял, как аксиому. У него в голове не срабатывает, что любому другому человеку, даже не негру, чтобы так вести себя с полицией, вообще со властью, даже с толпой, надо жутких шишек набить. И то вряд ли равным себя считать сможет. Он в фильме, попав в обезьянник, Бобби Кеннеди звонит. А кому позвонит работяга любого цвета кожи? Но там всё уже, либерализм головного мозга. Накануне, кстати, какую-то передачу к юбилею Табакова смотрел. Там выступал режиссёр из тех, кого он вытащил наверх, недавно утонувший, но, на момент передачи, естесственно живой. И даже ещё не сбежавший от СВО. Вот пока он про учителя рассказывал, можно было слушать. Но когда он про свободу творчества начинал, уши заворачивались. Ну что ты несëшь? Ты какие потери в жизни видел, чтобы сметь про свободу рассусоливать? Тебе еë на блюдечке с голубой каëмочкой дали. Тот же Табаков и дал кстати. Человек глубочайших либеральных убеждений. Но цену свободы знавший и степень еë, дозволенную, чëтко определявший. Он эти знания вам, при всëм желании, передать не мог. Потому что он шëл к свободе через войну, голод, несвободу в стране, он это впитал. А вы, сытое, непоротое поколение свою свободу не заслужили. Зато народ, еë заслуживший и имеющий, для вас не тот. Кстати, у другого великого режиссёра и драматурга, Николая Коляды, та же история. Всю жизнь во фронде к власти, всю жизнь держит дистанцию, но границы имеет. А его ученики все с цепи сорвались. Вырыпаев, Лозница, Троянова. Не знав несвободы не пачкайте понятие свобода. Ну и равенство тоже в обе стороны применяйте. А то писать мне из Парижа, как Янка, не забрали ли меня в военкомат, как-то не по уральски. Я то и рад был, чтоб забрали, лишь бы не такое здоровье. Ну ладно, выбесили.

Закончу я Дамиано нашим Дамиани. Вроде и про мафию, а на поверку опять же про свободу, равноправие и справедливость. Красотка там наша русская, Орнелочка Мути совсем девчушкой играет. Но уже строптивую. Сюжет слегка наивен, хоть вроде и на реальных событиях. Живут себе молодой перспективный мафиози и красотка из бедной семьи. Милуются, дело к свадьбе. Только не нравится парню, что девица перечит ему на каждое слово. Ясен пень, была бы поопытнее, дождалась бы свадьбы, потом и вертела шея головой. Но, эта про равенство где-то услышала. Короче, добрыкалась до конфликта очень серьëзного. Тут ведь что важно. Сицилия послевоенная. Там и сегодня нравы вряд ли мягкие. А тут пацан в мафии карьеру делает. А ему невеста-соплячка права качает на глазах у всех. Как его боссы посмотрят на это, не говоря про простой народ? Кто его бояться будет, если жена не боится? Хотя бы для виду. Парень такой же несвободный, но ему на попятную вообще нельзя. Смерти подобно. Угораздило на феминистку мелкую нарваться!

Короче, грустный конец фильма. Да и в жизни не легче.

Потому что формула степени свободы сегодня звучит так:

Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого, с учётом границ расставленных государством и обществом, которые эту свободу тебе гарантировали. Носи не марай. А справедливости и равенства не ищи. Их нет и быть не может.