Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Комкор Ковтюх. Герой «Железного потока»

В августе 1918 года Добровольческой армии удалось поймать в «мешок» крупную группировку красных на Нижней Кубани и Тамани. Однако порядка 30 тысяч бойцов и полтора десятка тысяч беженцев, одолев в тяжелых условиях несколько сотен километров, смогли выйти к своим. В авангарде этого легендарного похода Таманской армии шла 1-я колонна Епифана Ковтюха. В 1924 году Александр Серафимович написал книгу «Железный поток», посвященную этим событиям. Роман встал в один ряд с такими популярными в СССР произведениями о Гражданской войне как «Чапаев», «Как закалялась сталь». Ну а Епифан Ковтюх при жизни стал легендой. Родился Епифан Иович Ковтюх в 1890 году. Семья перебралась на Кубань, попав в число «иногородних». Так что Епифан был хотя и с Кубани, но не из казачьего сословия. В свой срок Епифана призвали в армию. Там он и служил уже унтером, когда началась Первая мировая. Воевал Ковтюх в корпусе генерала Баратова на территории Персии и Турции. И воевал хорошо, раз получил два солдатских «Георгия»
Оглавление
Епифан Ковтюх на советской открытке.
Епифан Ковтюх на советской открытке.

Из иногородних в штабс-капитаны

В августе 1918 года Добровольческой армии удалось поймать в «мешок» крупную группировку красных на Нижней Кубани и Тамани. Однако порядка 30 тысяч бойцов и полтора десятка тысяч беженцев, одолев в тяжелых условиях несколько сотен километров, смогли выйти к своим. В авангарде этого легендарного похода Таманской армии шла 1-я колонна Епифана Ковтюха.

В 1924 году Александр Серафимович написал книгу «Железный поток», посвященную этим событиям. Роман встал в один ряд с такими популярными в СССР произведениями о Гражданской войне как «Чапаев», «Как закалялась сталь». Ну а Епифан Ковтюх при жизни стал легендой.

Родился Епифан Иович Ковтюх в 1890 году. Семья перебралась на Кубань, попав в число «иногородних». Так что Епифан был хотя и с Кубани, но не из казачьего сословия.

В свой срок Епифана призвали в армию. Там он и служил уже унтером, когда началась Первая мировая. Воевал Ковтюх в корпусе генерала Баратова на территории Персии и Турции. И воевал хорошо, раз получил два солдатских «Георгия».

В 1916 году направлен в школу прапорщиков, которую и окончил летом. Удивительна стремительная карьера Ковтюха в старой армии. Летом 1916 года произведен в прапорщики, а уже в 1917 году штабс-капитан.

Но армия уже разваливалась, и Епифан, бросив всё, уехал домой в станицу Полтавскую. А дома на Кубани в начале 1918 года творилось черте что. С одной стороны, устанавливалась Советская власть с красногвардейскими отрядами. С другой стороны, в Екатеринодаре заседала Рада, также собиравшая свою армию.

В этих условиях у штабс-капитана Ковтюха отсидеться не получилось. А может быть и не захотелось.

Епифан Ковтюх.
Епифан Ковтюх.

На Гражданской войне

В Таманском отделе красногвардейские отряды формировал матрос Дмитрий Рогачев (будущий советский контр-адмирал). В состав этого отряда входила 2-я Полтавская рота, сформированная в родной станице Ковтюхом.

В апреле 1918 года отряд Рогачева получил приказ областного Совета: отобрать в станицах оружие, подозрительных арестовать и отправить в Екатеринодар (город с 14 марта находился во власти красных). Ну кто ж из казаков добровольно отдаст оружие? Начались бои.

Особо тяжелый бой состоялся 26 апреля под станицей Копанской. Не имеющие должной спайки красноармейцы, руководимые далеким от сухопутного военного дела Рогачевым, едва не потерпели поражение. Однако быстрая реакция Ковтюха, возглавившего атаку самых надежных частей, спасла ситуацию.

После этого боя отряд преобразован в 1-й Северо-Черноморский кубанский полк, а Ковтюх назначен помощником командира полка. именно он, а не Рогачев, руководил боевыми действиями полка. В мае ему пришлось даже схлестнуться с наступавшими от Ростова немцами.

Впрочем, немцы – это лишь небольшой эпизод. Настоящая угроза пришла не от них, а от Добровольческой армии, в конце июня 1918 года перешедшей в наступление на Кубань. Авторитет Ковтюха был уже так высок, что его назначили командовать Екатеринодарским фронтом. В июле он сдерживал первое наступление дивизии Дроздовского.

В августе в Екатеринодар со своей армией прорвался Сорокин. Он принял этот участок, а Ковтюх отправился в Таманский отдел. Там он принял колонну, воевавшую с восставшими казаками.

Под Екатеринодаром же всё сложилось для красных плохо. 16 августа в город вошли белые. Сорокин отступил за Кубань. Его связь с войсками на Тамани прервалась. Таманцы оказались отрезанными.

Красные стрелки - поход Таманской армии.
Красные стрелки - поход Таманской армии.

Поход Таманской армии

Оставалось либо сдаваться, либо прорываться. Сначала все красные войска на Тамани плюс беженцы стягивались к месту сбора. Ковтюх со своей колонной прикрывал отступление. К 25 августа все собрались в станице Верхне-Баканской.

Здесь произошла реорганизация сил. Войска сводились в три боевые колонны. Они, в свою очередь, образовывали Таманскую армию. Во главе армии встал матрос Матвеев. 1-ю колонну, которой предстояло идти в авангарде, возглавил Епифан Ковтюх.

В общих чертах маршрут наметили такой. Идти горными дорогами вдоль Черного моря на Новороссийск, далее на Туапсе. От Туапсе поворачивать на восток на соединение с Сорокиным.

Идти пришлось в тяжелых условиях. Без снабжения, без провианта и боеприпасов. По узким дорогам. С висящими на хвосте белыми. Да еще прокладывать дорогу с боями. Эта последняя задача легла на плечи Ковтюха.

Первый пункт на пути – занятый немцами Новороссийск. Его прошли в наглую. Немногочисленные немцы благоразумно отказались от сопротивления, погрузились на корабли и ушли в море.

Дальше на пути таманцев встала дивизия грузинских войск, удерживавших Туапсе. В ряде боев Ковтюх сбивал грузинские заслоны, прокладывая дорогу армии. В ночь на 1 сентября его колонна овладела Туапсе.

В советских источниках упоминается только захват таманцами вооружения: 16 орудий, 10 пулемётов, 6000 снарядов и 800 тыс. патронов. В других книжках пишут, что таманцы разграбили Туапсе. Вообще, имея в виду нехватку в армии продовольствия, насильственные реквизиции (они же – грабеж) совсем не исключены.

От Туапсе армия повернула на Армавир. Остановить красных Деникин направил дивизию Покровского. Тот не успел воспрепятствовать таманцам переправиться через реку Белая (12 сентября).

А дальше Покровский совсем обмишурился. 14 сентября он послал Ковтюху самонадеянное сообщение:

«Ты, мерзавец, опозорил всех офицеров русской армии и флота тем, что решился вступить в ряды большевиков, воров и босяков, имей в виду, что тебе и твоим босякам пришел конец: ты дальше не уйдешь, потому что окружен моими войсками и войсками генерала Геймана. Мы тебя, мерзавца, взяли в цепкие руки и ни в коем случае не выпустим…»

И так далее в том же духе. Дескать, сдавайся тогда, может быть, пощадим. Ковтюх ответил мощной атакой, которой и опрокинул белых, открывая себе дорогу на соединение с Сорокиным. 17 сентября Таманская армия вышла к своим. Да еще по пути овладев Армавиром.

Кожух (Ковтюх) в исполнении Николая Алексеева. Фильм "Железный поток" (1967).
Кожух (Ковтюх) в исполнении Николая Алексеева. Фильм "Железный поток" (1967).

На службе Советской власти

Дальше началась некрасивая история, известная как мятеж Сорокина. Командующий таманцами Матвеев был расстрелян. Его заменил Ковтюх. Как знать, чем бы обернулась история для Епифана Иовича, не свали его в этот момент тиф.

Отступающие красные, сведенные в XI армию, смогли вывезти больного Ковтюха в Астрахань. После выздоровления его вызвали в Москву для доклада. Здесь всё прошло хорошо, и Ковтюху поручили сформировать из таманцев дивизию (50-я стрелковая Таманская дивизия).

С этой дивизией Ковтюх в январе 1920 года очищал от белых Царицын. Затем красные собрали все конные части XI армии в один корпус. Во главе корпуса поставили Ковтюха. И он бросился за белыми до Маныча и дальше на Тихорецкую. Здесь его свалил возвратный тиф.

После выздоровления Епифана Иовича назначили начальником гарнизона Екатеринодара. В этом качестве в августе-сентябре 1920 года ему пришлось противодействовать высадке на Кубани врангелевского десанта.

Во главе отряда из тысячи человек Ковтюх на семи судах прошел по рекам и высадился в тылу у противника у станицы Гривенской. Одержать тут прямую победу он не смог. Но появление в тылу красного отряда деморализовало белых, они бросились отступать. Прижатый к южной окраине станицы отряд Ковтюха провожал бегущих огнем.

Дальше был путь многих героев Гражданской войны: Военная академия, командование сначала дивизией, затем корпусом и, наконец, Большой террор. В 1937 году Ковтюха арестовали. 29 июля 1938 года расстреляли.

------

Все материалы рубрики Гражданская война в России:

Гражданская война в России | Internetwar. Исторический журнал | Дзен