Пояснительная записка. Автор ценит и глубоко уважает молодежь, а сказанное ниже, относит только к той её части, которая слишком воинственно и безапелляционно отстаивает свою свободу.
Итак, побрюзжим...
Не понимаю молодых! При всей своей продвинутости (тут без сарказма!), умении легко справляться со сложными гаджетами и жизненными ситуациями, рассуждают они порой весьма… своеобразно. Это, если деликатно. А если без реверансов – по-детски нелогично и эгоцентрично!
Вообще, у молодых всё по-новому. И торгаш не торгаш, а бизнесмен, и мораль не ценность, а ограничения, и привычки не какие-то… совковские, а правильные, здоровые и, что самое главное, свободно выбранные. Для них крайне важно, чтобы не навязали и не заставили. Свобода превыше! «Совки» слушались и подчинялись, а они - всё сами! Даже если потребуются жертвы...
История из жизни.
Есть у моей подруги дочь. Когда ей было лет 17-20, она посмеивалась над «совковскими» привычками мамы и бабушки стирать пакеты, штопать носки, ставить заплатки на джинсы и т.д.. Говорила, что это «совок» и нищета, что вещи для нас, а не мы для вещей, и что со старьём надо расставаться легко.
Сейчас девочка… подросла (ей уже за 30), успела пожить в Европе и набраться европейских, привычек. Вернее, эко-привычек.
Словом, теперь носки штопает она. Только называет иначе: «разумное потребление», «вторая жизнь вещей» и «сберечь планету для потомков». И пропагандирует всю эту европейскую эко-культуру в среднероссийской непродвинутой глубинке.
Родину она продолжает считать тёмной, а всех ее граждан – «совками» или «вышедшими из совка». И учит всех сразу: и маму с бабушкой, и подруг с одноклассниками. Говорит, «планета задыхается от мусора», «миру необходима культура экологичного потребления», а принцип «лагом» (умеренность и умение довольствоваться малым) - лучшее, что придумала Европа за последнее время.
Словом, она сейчас штопает не только носки, стирает не только пакеты и собирает не только макулатуру. А когда подруга напомнила продвинутой дочери, как та всё вышеперечисленное называла нищетой и высмеивала, подросшая девочка заявила: «Это совершенно разные вещи!» Дескать, сравнивать её пакеты с пакетами бабушки нельзя. Потому что она не «тупо подчиняется», а действует разумно и осознанно. На новый уровень она вышла!
Главное отличие человека продвинутого от человека-совка.
Оказывается, штопанье носков сейчас имеет совсем другую природу.
Мы с подругой, т.е. «совки», молча подчинялись и делали всё либо «по велению партии», либо от безысходности (дефицита), либо из рабского послушания. А современные эко-привычки – это свободный выбор свободного человека. Глубокая внутренняя свобода – главное отличие человека продвинутого от человека-совка! Именно она превращает штопанье носков в нечто ценное.
– Главное, - говорит продвинутая дочь, - что человек перестал быть послушным рабом системы!
Вот в этом пункте я и не согласна! Возражаю я против такой формулировки! И не свободу вижу я, а сметающую все на своем пути эгоцентричность. Природа в этой концепции на последнем месте. И жертв требуют именно от неё.
С чего такой вывод? А с того, что и дочь подруги, и некоторые из моих бывших студентов считают, что их путь верен и, следовательно, оно того стоило. То есть доводить планету до экологического коллапса стоило...
Когда я спросила, может, лучше было сразу послушать и сделать, как говорят (или хотя бы не высмеивать), мне ответили: «Нельзя ничего навязывать! Свобода – главная ценность общества! А планету и без нас бы засорили. Важно, что мы поняли, для чего все это, и сами приняли правильное решение!»
Понимаете, они не задумываются над тем, что их свобода слишком дорого обошлась планете. Ведь, чтобы последовать привычкам родителей, им нужно было увидеть реально надвигающуюся гибель планеты, и только потом согласиться.
Вот и получается, что главное во всем этом не экология, а их, молодых, права. Не сохранение планеты во главе, а они, сохраняющие планету!
Цена свободы… в кошках и собаках.
Наш спор закончился бы ничем, если бы я не прибегла к… запрещенному приему.
Дело в том, что продвинутое поколение очень любит животных. И любит гораздо сильнее и самозабвеннее, чем мы.
Дочь подруги ни за что не снимет кошку с колен. Ждет, когда та встанет сама. Говорит, что снять – это проявить насилие.
Короче говоря, животным сейчас чуть ли не поклоняются. А разного рода борцов с бездомными кошками и собаками считают садистами и живодерами.
А я возразила:
- Не садисты они, а люди, реализующие свое право на свободу выбора! Просто им, чтобы принять идею защиты животных, нужно… дозреть. Вот убьют десяток-другой кошек, увидят, как те мучаются, и станут, наконец, верными и преданными любителями животных…
Что тут началось!...
А я не могу понять, что не так? Принцип ведь тут тот же, что и в случае с экопривычками: сначала губим, потом любим.
Или все же перебор с ...аналогиями?
С уважением, Аннет 007... штопающая, что положено, с совсковским послушанием...