Балеты "Щелкунчик" и "Золушка", поставленные по мотивам знаменитых сказок, вполне закономерно, и сами могут называться сказочными - и не только за их сказочные сюжеты, но и за волшебную музыку, и за постановки, созданные в лучших традициях классического балета, и за сказочно красивые декорации.
Балеты "Щелкунчик" и "Золушка" ещё называют семейными балетами, и часто их представляют не в вечернее время, а днём - в 12 часов - специально для семей с детьми. Взрослых зрителей без детей на таких дневных представлениях тоже немало. В их число затесались и мы, сходив днём в РАМТ на "Щелкунчика" и "Золушку" этим летом. Подробно о РАМТе и о Летних балетных сезонах я рассказывала в одной из своих предыдущих статей.
И "Щелкунчика", и "Золушку" мы смотрели в РАМТе в постановке одной и той же труппы - Национального классического балета под руководством педагога и балерины Анны Нехлюдовой, которая участвует со своим коллективом в Летних Балетных сезонах с 2017 года.
Балет "Щелкунчик" на музыку Петра Ильича Чайковского труппа Анны Нехлюдовой исполняла в классической постановке Мариуса Петипа, который написал и либретто, созданное по мотивам адаптированной для детей в 1844 году Александром Дюма-отцом мрачной сказки Амадея Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король". Мировая премьера этой балетной постановки состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.
За более, чем сто лет, прошедших после премьеры, "Щелкунчик" прославил и Чайковского, и Мариуса Петипа на весь мир, затмив даже славу Амадея Гофмана, и достиг невероятной популярности.
В Москве престижно стало ходить в Большой театр на "Щелкунчика" 31 декабря, поскольку чудесные преобразования случаются с героями сказки Гофмана именно в канун Нового года, у волшебной ёлки. Но новогодние билеты на балет "Щелкунчик" стали в последние годы стоить так баснословно дорого, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Так что, хорошо, что теперь есть возможность хотя бы летом сходить по разумной цене в РАМТ на этот балет благодаря Летним балетным сезонам, можно даже посмотреть "Щелкунчика" в исполнении разных балетных трупп. В этот летний балетный сезон "Щелкунчика" на сцене РАМТа можно было посмотреть не только в исполнении труппы Национального классического балета Анны Нехлюдовой, но и в исполнении труппы Русского классического театра балета Валентина Грищенко.
Труппа Национального классического балета Анны Нехлюдовой состоит из выпускников Московской академии хореографии, Питерской академии русского балета имени А. Я. Вагановой, Пермского хореографического училища, Уфимской хореографической школы имени Рудольфа Нуриева и других легендарных балетных школ России.
В труппе Национального классического балета главные партии исполняют артисты из разных театральных коллективов, так - на сцене РАМТа в этом Летнем балетном сезоне в балете "Щелкунчик" партию Мари танцевала солистка Русского классического театра балета - Ксения Овод; партию принца танцевал Юрий Выборнов - солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, партию крёстного Мари - Дроссельмейера исполнял Павел Свиридов - солист Русского классического театра балета.
Остальные партии в балете "Щелкунчик" исполняли: Никита Якимчук (хозяин дома Штальбаум), Анастасия Ефремова (хозяйка дома), Дарья Ледникова (Фриц и Китайская кукла), Кирилл Звягинцев (Мышиный король), Илья Догудовский (Арлекин и партнёр Китайской куклы), Ксения Баснет (Коломбина и Испанская кукла), Илья Кучинский (Арап), Варвара Захарова (Индийская кукла и кукла Щелкунчик), Виктория Соколова (Русская кукла), Александр Даев (партнёр Русской куклы), Виктор Кузнецов (партнёр Индийской куклы), Айрат Масегутов (партнёр Испанской куклы).
В массовых сценах балета "Щелкунчик" были заняты артисты кордебалета театра и ученицы хореографического коллектива "Тиара" под руководством педагога Надежды Илларионовой.
Заканчивается балет "Щелкунчик" в традиционной постановке пробуждением Мари от новогоднего сна, в котором ей привиделись чудесные грёзы. Оказалось, что Щелкунчик, превратившийся из куклы в сказочного принца, и вступивший в схватку с целым войском Мышиного короля, всего лишь приснился Мари, а она просто спала всю ночь, сидя у ёлки с игрушкой - Щелкунчиком - новогодним подарком Дроссельмейера.
Но есть и ещё одна вариация концовки балета "Щелкунчик", придуманная Рудольфом Нуриевым. Согласно альтернативной версии, в конце спектакля Мари просыпается, и Щелкунчиком оказывается помолодевший Дроссельмейер.
Волшебную историю "Щелкунчика" часто интерпретируют. Например, в советском мультфильме 1973 года "Щелкунчик" с музыкой Чайковского - вообще не нашлось роли для Дроссельмейера, Мышиный король был трёхголовым, да и образ Мари был словно срисован с образа Золушки.
На сцене РАМТа "Золушку" артисты Национального классического балета исполняли в отредактированной хореографом Юрием Ветровым версии классической постановки, созданной в 1945 году на музыку Сергея Прокофьева, на либретто Николая Волкова по сюжету сказки "Маша-чернушка" русского собирателя фольклора и сказок Александра Афанасьева, основанной на одноимённой сказке Шарля Перро.
Сергей Прокофьев не раз упоминал, что в основе либретто Николая Волкова лежит именно сказка Афанасьева "Маша-чернушка". Прокофьев также вписал в партитуру русские названия сестёр Золушки - Кубышка и Худышка, позднее они были переименованы в программке Ленинградской постановки - в "Кривляку" и "Злюку".
Переписав "Золушку", Афанасьев в сказке "Маша-чернушка" перенёс героев из сказочного французского мира Шарля Перро - в российскую "Елизаветинскую эпоху". И Прокофьев подчёркивал, что он рассматривал "Золушку", как русскую сказку.
Премьера "Золушки" состоялась 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. На премьере партию Золушки исполнила Ольга Лепешинская, а партию принца - Михаил Габович.
Балет "Золушка" был экранизирован в 1960 году Ростиславом Захаровым совместно с кинорежиссёром Александром Роу. В экранизированной версии роль Золушки исполняет Раиса Стручкова, а роль принца - Геннадий Ледях.
В РАМТе партию Золушки, как и партию главной героини в "Щелкунчике", танцевала Ксения Овод. Партию принца в "Золушке", как и партию принца в "Щелкунчике", танцевал Юрий Выборнов. Гротесковую роль мачехи исполнил Павел Свиридов, игравший роль Дроссельмейера в "Щелкунчике".
Остальные партии в "Золушке" исполняли: Юлия Шошина, Евгения Кочанова (сёстры Золушки); Давид Толорая (отец Золушки), Илья Догудовский (учитель танцев), Константин Панасюк (шут), Мария Николаева (Фея-крёстная), Виктория Соколова (Фея-весна и русская красавица), Варвара Захарова (Фея-лето и восточная красавица), Ксения Баснет (Фея-осень и испанская красавица), Дарья Ледникова (Фея-зима и китайская красавица), Александр Петриченко (Испанский посол), Даниил Орлов (Восточный посол), Илья Кучинский (Китайский посол), Александр Даев (Русский посол).
Так уж сложилось, что нам в двух спектаклях на сцене РАМТа удалось увидеть и Ксению Овод, и Юрия Выборнова, и Павла Свиридова, исполнивших ведущие роли и в "Щелкунчике", и в "Золушке".
Те же актрисы, которые исполняли в балете "Золушка" - Испанский, Восточный, Китайский и Русский танцы, в балете "Щелкунчик" играли роль оживших кукол - Испанской, Индийской, Китайской и Русской. Они только поменяли партнёров, за исключением Русской пары, в которой и роль Русской кулы в "Щелкунчике", и роль Русского посла в "Золушке" исполнял один и тот же актёр - Александр Даев.
Кроме главных героев, практически все действующие лица в "Золушке" были одеты в те же костюмы, что и в "Щелкунчике".
Артисты кордебалета, занятые в массовых сценах двух балетов - в "Щелкунчике" и в "Золушке" - тоже были наряжены в одинаковые костюмы.
Не было только в "Щелкунчике" ярких образов Фей времён года, партии которых в "Золушке" танцевали Виктория Соколова, Варвара Захарова, Ксения Баснет и Дарья Ледникова в разноцветных костюмах, явно позаимствованных из балета "Спящая красавица". А в "Золушке" эти актрисы, меняя образ и переодеваясь, исполняли роли - и Фей времён года, и партнёрш Заграничных послов. В конце балета "Золушка" четыре красавицы вышли на поклон в ярких нарядах Фей времён года, а в финале "Щелкунчика" они выходили в национальных костюмах сказочных кукол.
Выход артистов на поклон после балета "Золушка" превратился в мини-спектакль, во время которого главные герои продолжали играть свои роли. Принц - оказывал знаки внимания Золушке, её сестрицы постоянно кланялись и жеманничали, стараясь обратить на себя внимание принца, а мачехе в исполнении Павла Свиридова достаточно было просто потешно разводить руками и подталкивать "дочурок" к центру сцены, чтобы рассмешить публику.
И "Щелкунчика" и "Золушку" каждый театр, даже использую для своих спектаклей одни и те же постановки, представляет в разных вариациях. Тем интереснее смотреть эти балеты в разных театрах. Надеюсь, нам удастся ещё посмотреть и "Щелкунчика", и "Золушку" в знаменитых питерских театрах - Мариинском, Александринском или Михайловском.
В прошлом году мы посмотрели "Лебединое озеро" на сцене Александринки. "Спящую красавицу" мы посмотрели в Михайловском театре в Питере этим летом, но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.