РАМТ - аббревиатура Российского Академического Молодёжного Театра. Это название театр носит с 1992 года. Звание "академический" - театр получил в 1987 году. Тогда он ещё назывался "Центральным детским театром" с аббревиатурой ЦДТ. Многие москвичи до сих пор его так называют, поскольку театр носил название ЦДТ достаточно долго - с 1936 года - по 1992 год. А изначально этот театр, основанный Наталией Сац в 1921 году, назывался - "Московский театр для детей". Своего здания у "Московского театра для детей" до 1936 года не было, первое время театр временно занимал здание кинотеатра "Арс", в котором сейчас располагается Электротеатр Станиславский. Здание, где в настоящее время располагается РАМТ, ЦДТ унаследовал в 1936 году у закрывшегося 2-го МХАТа, работавшего до 1928 года под руководством драматического актёра и режиссёра Михаила Чехова - племянника писателя Антона Чехова. МХАТ 2-й получил это здание в 1924 году от товарищества актёров - преобразованного из театра Незлобина, арендовавшего помещения театра с 1909 года. А строилось это здание в 1821 году по проекту архитекторов Александра Элькинского, Осипа Бове и Фёдора Шестакова, как доходный дом по заказу Константина Марковича Полторацкого - выдающегося военачальника - участника пяти войн, включая Отечественную. Перестраивался доходный дом в 1840-х годах при купце П. А. Бронникове, который с 1869 года сдавал помещения доходного дома московскому Артистическому кружку. В 1882 году здание арендовал русский артист драматического театра и оперетты Михаил Валентинович Лентовский, устроивший капитальную перепланировку помещений в доходном доме. В результате реконструкции здания был достроен третий этаж и создан зрительный зал на 1500 мест по проекту архитектора Бориса Фрейденберга. В 1886 году здание перешло промышленнику Павлу Григорьевичу Шелапутину. На долгие годы за этим зданием на Театральной площади закрепилось название - Шелапутинский театр. В 1898 году зал Шелапутинского театра был арендован казной под Императорский новый театр, созданный для молодых актёров императорских трупп, которым не всегда находилось место на сценах Большого и Малого театров.
Вероятно, по исторической традиции, соблюдая преемственность, здание Шелапутинского театра, даже после многочисленных переименований, РАМТ сдаёт в аренду на лето под проекты Летних балетных сезонов - уже 24-х по счёту в этом году.
В афише XXIV Летних балетных сезонов - 15 классических постановок: три балета Петра Чайковского - "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик"; "Жизель" Адольфа Адана; "Ромео и Джульетта" и "Золушка" Сергея Прокофьева; ""Эсмеральда" Цезаря Пуни; "Бахчисарайский фонтан" Бориса Астафьева; "Спартак" Арама Хачатуряна; "Шопениана" Фредерика Шопена; "Шахерезада" Николая Римского-Корсакова; "Половецкие пляски" Александра Бородина; "Дон-Кихот" и "Баядерка" Людвига Минкуса; а также - премьерный "Гала-балет" с лучшими фрагментами из балетов "Жар-птица" Игоря Стравинского и "Маскарад" Арама Хачатуряна.
В РАМТе мы посмотрели только два балета - "Щелкунчик" и "Золушку".
Ещё из этого списка классических постановок мы в других театрах смотрели : балет "Жизель" - на сцене Зала церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве; балет "Маскарад" - в Театре оперы и балета в Ереване; балет "Лебединое озеро" - в Александринке в Питере; "Спящую красавицу" - в Михайловском театре, тоже в Питере.
Балет "Дон-Кихот" мы пока не видели нигде, зато мы случайно увидели белого коня, которого привезли 7 июля на роль Росинанта для балета "Дон-Кихот" в РАМТ. В тот день мы ходили на концерт "Стравинский-гала" в Большой театр, который соседствует с РАМТом на Театральной площади.
В центре Москвы на Театральной площади так удачно расположены самые известные столичные театры, что из окон фойе, расположенного на втором этаже РАМТа, отлично просматриваются здания и Большого, и Малого театров.
На том же втором этаже, в фойе с буфетными залами и сувенирным прилавком, напротив окон, выходящих на Театральную площадь, установлена объёмная красочная инсталляция с рекламной надписью "ЛЕТНИЕ БАЛЕТНЫЕ СЕЗОНЫ".
На сцене РАМТа в этом Летнем балетном сезоне выступают четыре балетных коллектива: два государственных театра - Московский академический театр имени Наталии Сац, Театр Касаткиной и Васильева и две независимые труппы - Русский классический балет под руководством Валентина Грищенко и Национальный классический балет под руководством Анны Нехлюдовой, основу репертуара которых составляет балетная классика.
Мы смотрели и "Щелкунчика", и "Золушку" в РАМТе в исполнении артистов труппы Национального классического балета, созданного педагогом и балериной Анной Нехлюдовой в 2010 году.
Анна Нехлюдова, окончившая в 1994 году Московскую государственную академию хореографии по классу хореографии, начала балетную карьеру в театре "Кремлёвский балет"; в 1995 году танцевала в Большом театре; в 1996 году перешла в театр "Русский национальный балет", где с 2000 года стала заниматься преподавательской деятельностью. Труппу Национального классического балета Анна Нехлюдова набрала, окончив в 2010 году факультет педагогики Московской государственной академии хореографии.
Театр Нехлюдовой сотрудничает как с известными, так и с молодыми балетмейстерами, приглашает к участию в спектаклях и лауреатов международных конкурсов, и артистов из ближнего и дальнего зарубежья, и заслуженных артистов России. Гастролирует труппа Нехлюдовой со своими декорациями и костюмами, созданными по лучшим классическим образцам.
Балет "Щелкунчик" в РАМТе мы смотрели с первого ряда бельэтажа. Билеты покупали по 2500 рублей на сайте РАМТа. Бельэтаж - это, фактически, первый ярус театральных балконов. Балконы в театральных залах огибают подковой весь партер. Так что - боковые места бельэтажа расположены ближе к сцене, над первыми рядами партера, а центральные места - дальше от сцены, практически - над амфитеатром. С любых мест первого ряда бельэтажа смотреть на сцену мешают решётки - сетки, натянутые под всеми театральными балконами в целях безопасности - чтобы, например, бинокли, упавшие из рук зазевавшихся зрителей с верхних рядов, не проломили голову какому-нибудь зрителю в партере.
Билеты на центровые места традиционно стоят дороже боковых. Исходя из соотношения цены и качества, мы предпочитаем выбирать билеты на боковые места в первых рядах.
Билеты на "Золушку" мы покупали на том же сайте РАМТа - на боковые места в первом ряду партера - по 2700 рублей. Места в первом ряду партера в РАМТе - не самые "обзорные", независимо от того - центровые они или боковые. Обзор зрителям первого ряда ограничивает высокий барьер, загораживающий оркестровую яму, расположенную частично под сценой. В общем, в РАМТе с первого ряда бельэтажа сцену лучше видно, чем с первого ряда партера, даже несмотря на защитную решётку, прикреплённую под балконом.
А с наших боковых мест в партере было видно примерно 95% сцены, зато отлично просматривалась вся левая сторона закулисья, откуда, в основном, и выходили все участники балета. Примерно 5% сцены было скрыто от наших глаз, но это мешало недолго - только в течение нескольких минут, когда нам пришлось созерцать ноги принца, а не всю его фигуру, расположившуюся в правой части сцены. Там принц, сидя на стуле, смотрел на комический танец, исполняемый на балу сестрицами Золушки и её мачехой.
Подробнее о балетах "Щелкунчик" и "Золушка" я расскажу в своей следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.