Рынок банковских гарантий в Российской Федерации, особенно в сфере государственных и муниципальных закупок, является высокорегулируемым. Это обусловлено необходимостью защиты бюджетных средств, обеспечением прозрачности процедур и предотвращением злоупотреблений. В этой сложной системе ключевую роль играют не только федеральные законы, но и подзаконные нормативные акты, в частности, постановления Правительства Российской Федерации. Именно они детализируют, уточняют и конкретизируют нормы, заложенные в федеральном законодательстве, формируя чёткие правила игры для всех участников рынка: заказчиков, поставщиков (принципалов) и банков-гарантов.
Найти надежную банковскую гарантию через портал Ten-X.pro.
Правовые основы и роль постановлений правительства
Основополагающие принципы и понятие банковской гарантии закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), глава 23, параграф 6, статьи 368-379.
Здесь определено, что банковская гарантия (или независимая гарантия, как она теперь называется в ГК РФ с 2015 года) – это способ обеспечения исполнения обязательств, при котором банк или иная кредитная организация (гарант) обязуется выплатить по требованию бенефициара (заказчика) определённую денежную сумму в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения принципалом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.
Однако общих положений ГК РФ недостаточно для регулирования специфики государственных и муниципальных закупок. Здесь вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Этот закон, будучи рамочным, делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по детализации многих аспектов контрактной системы, включая требования к банковским гарантиям. Именно через постановления правительства осуществляется реализация этих полномочий.
Роль постановлений правительства заключается в следующем:
Установление единых, обязательных для всех участников рынка требований к банковским гарантиям.
Определение процедур выдачи, приёма, проверки и отказа в принятии банковских гарантий.
Регулирование ведения реестров банковских гарантий для обеспечения прозрачности и контроля.
Формирование перечня банков, имеющих право выдавать банковские гарантии для целей 44-ФЗ.
Обеспечение финансовой стабильности и защита интересов государственных и муниципальных заказчиков.
Ключевые постановления правительства о банковских гарантиях
Одним из центральных нормативных актов, регулирующих данную сферу, является Постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1005 "О порядке ведения реестра банковских гарантий и о требованиях к банковским гарантиям, используемым для целей Федерального закона 'О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'. Несмотря на то, что за прошедшие годы в него вносились многочисленные изменения, оно остаётся базовым документом. Данное постановление № 1005 устанавливает важнейшие требования к банковским гарантиям, используемым для обеспечения:
Заявки на участие в конкурсе или аукционе (тендерная гарантия, гарантия обеспечения заявки).
Исполнения контракта.
Возврата аванса (обеспечение возврата авансового платежа).
Гарантийных обязательств (обеспечение гарантийного периода).
Получить банковскую гарантию за 2 часа на платформе Ten-X.pro.
Основные требования, детализированные в постановлении № 1005 от 08.11.2013,
1. Требования к банкам-гарантам. Гарантия должна быть выдана банком, включённым в перечень, формируемый Министерством финансов Российской Федерации. Этот перечень доступен на официальном сайте Минфина. Банки включаются в него на основании определённых критериев, установленных Приказом Минфина России от 11.12.2018 № 259н "Об утверждении Порядка формирования перечня банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ...". Эти критерии касаются наличия у банка определённого объёма собственного капитала, рейтинга надёжности, отсутствия просроченной задолженности перед бюджетом и других показателей финансовой устойчивости.
2. Требования к содержанию банковской гарантии. Постановление № 1005 содержит исчерпывающий перечень обязательных условий, которые должна содержать банковская гарантия.
Сумма гарантии и валюта.
Срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта или исполнения обязательств минимум на один месяц.
Условие о безотзывности гарантии (независимая гарантия не может быть отозвана гарантом).
Обязательство банка выплатить неустойки (штрафы, пени) в случае неисполнения принципалом своих обязательств.
Перечень документов, которые заказчик должен представить банку для получения выплаты.
Порядок и срок рассмотрения банком требования заказчика о выплате.
Условие о том, что исполнением обязательств гаранта является фактическое поступление денежных средств на счёт заказчика.
Найти банковскую гарантию по 2 документам через портал Ten-X.pro
3. Порядок предоставления и проверки банковской гарантии. Постановление регламентирует, как заказчик должен проверять подлинность и соответствие банковской гарантии установленным требованиям. Важным элементом здесь является Единый реестр банковских гарантий (ЕРБГ), который ведётся в составе Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС). Все банковские гарантии, выданные для целей 44-ФЗ, должны быть включены в этот реестр. Это позволяет заказчику оперативно проверить наличие гарантии, её основные условия и избежать использования поддельных документов. Отсутствие сведений о гарантии в ЕРБГ является основанием для её непринятия заказчиком.
4. Основания для отказа в принятии банковской гарантии. Документ чётко перечисляет причины, по которым заказчик может отклонить представленную банковскую гарантию. Это, как правило, несоответствие гарантии требованиям 44-ФЗ или постановления № 1005, отсутствие её в ЕРБГ, несоответствие банка-гаранта установленным требованиям и другие формальные несоответствия.
Найти простую банковскую гарантию на платформе Ten-X.pro.
Влияние на участников рынка закупок
Постановления правительства оказывают существенное влияние на всех участников контрактной системы..
Для заказчиков (бенефициаров). Правила, установленные правительственными актами, обеспечивают высокий уровень защиты их интересов. Чёткие требования к гарантиям и банкам-гарантам минимизируют риски получения недействительных или ненадёжных гарантий. ЕРБГ значительно упрощает процесс проверки и подтверждения легитимности гарантии, что способствует повышению прозрачности закупочной деятельности.
Для поставщиков, подрядчиков, исполнителей (принципалов), особенно МСП. Хотя требования к банковским гарантиям могут показаться строгими, они создают предсказуемую и регулируемую среду. Предприниматели точно знают, каким критериям должна соответствовать гарантия, чтобы быть принятой заказчиком. Это помогает избегать ошибок и повышает их шансы на успешное участие в государственных тендерах. Для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках, доступность получения банковской гарантии от проверенных банков становится ключевым фактором конкурентоспособности. Электронные банковские гарантии, предусмотренные регулированием, упрощают процесс взаимодействия.
Для банков-гарантов. Постановления Правительства, совместно с нормативными актами Банка России, формируют строгие правила деятельности банков в этой сфере. Это обеспечивает определённый уровень стабильности и доверия к банковской системе, накладывает на банки обязательства по соблюдению нормативов и своевременному внесению сведений в ЕРБГ. Для банков это возможность развивать отдельное направление бизнеса, предлагая финансовые продукты для обеспечения государственных контрактов.
Прочие постановления и перспективы развития
Хотя Постановление № 1005 является основным, могут быть и другие правительственные акты, регулирующие специфические аспекты банковских гарантий или отдельных видов закупок (например, для нужд обороны и безопасности, в рамках реализации инвестиционных проектов). Например, в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" требования к банковским гарантиям не так жёстко регламентированы на уровне правительства, как в 44-ФЗ. Заказчики по 223-ФЗ часто самостоятельно устанавливают требования в своих положениях о закупках, но, как правило, ориентируются на положения 44-ФЗ и связанные с ним постановления как на лучшую практику.
Найти банковскую гарантию под сложный контракт на платформе Ten-X.pro.
В условиях развития цифровой экономики и стремления к максимальной автоматизации процессов, ожидается дальнейшее совершенствование регулирования. Упор будет делаться на усиление роли электронных банковских гарантий, интеграцию информационных систем и, возможно, появление новых форматов взаимодействия, направленных на снижение издержек и ускорение процессов для всех участников рынка. Дальнейшее развитие онлайн-сервисов для выдачи и проверки банковских гарантий, возможное расширение списка приемлемых гарантов (например, за счёт страховых компаний или иных финансовых институтов) может стать следующим шагом в эволюции регулирования.
В заключение, постановления Правительства Российской Федерации играют незаменимую роль в формировании эффективной, прозрачной и защищённой системы применения банковских гарантий в сфере государственных закупок. Они служат не только инструментом контроля и обеспечения надёжности, но и катализатором для развития рынка финансовых инструментов, поддерживая при этом стабильность и добросовестную конкуренцию.
Найти выгодные условия оборотного кредита, факторинга, лизинга на платформе Ten-X.pro.
Понравилась статья? Поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить новые статьи на тему бизнеса!
Смежные темы:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), глава 23, параграф 6, статьи 368-379,
Установление единых требований к банковским гарантиям
Основные требования Постановления № 1005 от 08.11.2013
Участники рынка закупок
Банки-гаранты
Заказчики по 223-ФЗ
Заказчики по 44-ФЗ.