Это случилось буквально на днях. Узнав об этом радостном событии, я поспешила убедиться в этом лично, собственными глазами увидеть, что набережная свободна.
Действительно, на Болотной набережной, на ступеньках перед Домом культуры ГЭС-2 теперь пусто:
А ещё совсем недавно вдоль ступеней прохаживались охранники – они охраняли 12-метровую отлитую из аллюминия скульптуру: огромная куча непонятно чего возвышалась на крошечном постаменте и, казалось, вот-вот рухнет в воду. И тогда Москва-река выйдет из берегов и в городе случится наводнение!
Скульптура представляла собой увеличенные во много раз куски глины, материала, из которого можно вылепить всё, что угодно. По замыслу автора, глина – это символ созидания, творчества.
Когда увидела ЭТО впервые, то глазам не поверила: неужели такое может красоваться на московской набережной? Оказалось что может:
«Большая глина №4», творение швейцарского скульптора Урса Фишера. Этих пронумерованных глин у него целая серия, и все скульптуры этой серии символизируют творческое преображение материи в руках человека. Все глины сделаны по одной технологии: сначала «скульптор» разминает в руках куски глины, а потом делает из алюминия их увеличенные в 50 раз копии. В любом количестве.
Почитал бы этот творец, как создавал свои скульптуры Микеланджело... Нет, зачем? Помял в руках и готово...
Сначала эта куча полгода простояла на Манхэттене в Нью-Йорке. Затем переехала во Флоренцию, на площадь Сеньории. Представьте, это недоразумение стояло по соседству с Давидом Микеланджело и все плевались, проходя мимо. Флорентийцы выступили с просьбой кучу убрать и тогда её привезли в Москву.
Рядом – памятник Петру Первому, к которому мы, похоже уже привыкли):
Отсюда открываются великолепные виды на Кремль, наверное самые красивые в Москве:
Здесь очень приятно гулять. И вот поставили эту глину. Нравилась она не всем и вызывала ожесточённые споры.
Да и как ЭТО может кому-то понравиться? Куча есть куча. Куча нелепости и уродства. И выброшенных на ветер денег: Урс Фишер славится не только своей скандальностью, но и высокой стоимостью всех своих творений.
Одну из его работ – «Лампу Медведь» в международном аэропорту Хамад столицы Катара – я видела в 2014, когда летела из Москвы в Индию и делала пересадку в Дохе:
7-метровый мишка изготовлен из литой бронзы, весит 20 тонн и стоит $ 6,8 млн. Он кажется мягким и призван, наверное, придать уюта огромному и шумному аэропорту. Но выглядит очень уж несуразно: лампа почему-то воткнута бедному медведю прямо в голову.
Что касается московского объекта Урса Фишера, то реакция на него москвичей оказалась куда более жёсткой, чем реакция флорентийцев: чаще всего его сравнивали с фекалиями.
Мнения разделились
- Москвичи считали, что «скульптуре», изображающей фекалии, место в лучшем случае в музее современного искусства, но точно не в историческом центре Москвы.
- Искусствоведы же говорили, что ассоциации с фекалиями могут возникнуть лишь у необразованных и ограниченных людей. Что неспособность понять и по достоинству оценить художественное значение арт-объекта объясняется нехваткой насмотренности. И что когда работы художника вызывают споры – это хорошо.
Странно слышать такое от профессионалов. Ведь скульптура должна украшать город. Вместо этого ставят в центре города непонятно что и с умным видом говорят, что это красиво. Кто-то действительно может подумать, что красиво.
Есть такое направление в скульптуре – профессионалы называют его «анти-арт». Оно активно поддерживается искусствоведами только лишь для того, чтобы на волне скандального интереса публики быстро получить хорошую прибыль.
Такие споры не закончатся никогда, у каждой из сторон слишком много защитников.
Когда Нью-Йорк и Флоренция избавились от этого недоразумения (и, наверное, с радостью вздохнули), то Москва его обрела. На целых четыре года. Радует, что всё это теперь в прошлом.
Посмотрите, сразу открылся красивый фасад отреставрированной и превращённой в выставочный центр ГЭС-2:
А Вам нравилась скульптура Урса Фишера «Большая глина № 4»?
Или Вы рады, что её наконец убрали?
Куда её пристроят, пока неизвестно. Но куда-то здесь, в Москве.
У меня вопрос: а можно вернуть её автору?