Найти в Дзене

Жизнь и быт в гарнизоне ГСВГ (Группа Советских Войск в Германии).

ФОГЕЛЬЗАНГ. Пупсы или ГДР-овские игрушки. Пупсики – милые малюсенькие куклы, высотой от мизинца и максимум до 11см. Такие были у меня. Это первые игрушки, которые были куплены родителями в ГДР. Для них отдельно продавалось все: от миниатюрных тарелочек, стаканчиков, ложечек, вилочек и т.д. из тонкого разноцветного пластика, чаще белого или красного цвета, до настоящей тканевой одежды и домиков с мебелью. Мама много вещей сшила для моих пупсов сама. И меня таким образом приобщала к первому рукоделию 😊. Если мама была занята уборкой, стиркой или готовкой, то ей достаточно было высыпать на пол все мои игрушки и забыть про меня. Я могла несколько часов сидеть на полу, разбирать и укладывать обратно в большую картонную коробку пупсов, кукол, их одежду, посуду, кубики. За игрушками, одеждой, конфетами, какими-то подарками или сувенирами мама ездила в ближайшие от гарнизона два города - Цеденик или Темплин. За какими-то более серьезными и дорогими вещами в Росток или Дрезден. Компанию ей со

ФОГЕЛЬЗАНГ. Пупсы или ГДР-овские игрушки.

Пупсики – милые малюсенькие куклы, высотой от мизинца и максимум до 11см. Такие были у меня. Это первые игрушки, которые были куплены родителями в ГДР. Для них отдельно продавалось все: от миниатюрных тарелочек, стаканчиков, ложечек, вилочек и т.д. из тонкого разноцветного пластика, чаще белого или красного цвета, до настоящей тканевой одежды и домиков с мебелью. Мама много вещей сшила для моих пупсов сама. И меня таким образом приобщала к первому рукоделию 😊.

Куклы-пупсики (ГДР)
Куклы-пупсики (ГДР)

Если мама была занята уборкой, стиркой или готовкой, то ей достаточно было высыпать на пол все мои игрушки и забыть про меня. Я могла несколько часов сидеть на полу, разбирать и укладывать обратно в большую картонную коробку пупсов, кукол, их одежду, посуду, кубики.

За игрушками, одеждой, конфетами, какими-то подарками или сувенирами мама ездила в ближайшие от гарнизона два города - Цеденик или Темплин. За какими-то более серьезными и дорогими вещами в Росток или Дрезден. Компанию ей составляли подруги-соседки, те, с кем дружеские отношения изначально сложились. Отец редко куда выбирался, служба есть служба. Мы его вообще редко видели дома, впрочем, это норма для военного человека и семьи военнослужащего.

Наш военный городок находился как раз между Цедеником и Темплином.
Наш военный городок находился как раз между Цедеником и Темплином.

Мама часто брала и меня в поездки в Цеденик или Темплин. Цеденик находился в 8 км от гарнизона, Темплин примерно в 14км. Находились эти города в противоположных от гарнизона точках. Я прыгала от счастья, если накануне было объявлено, что завтра просыпаемся рано, так как едем в город. В какой именно, мамой не уточнялось, но мне было все равно, лишь бы поехать.

Выезжать за пределы гарнизона было всегда великой радостью. В нашем городке работал один продовольственный магазин и один промтоварный, была еще овощная база, а также помню, как ходили с мамой на базу около воинской части, чтобы получать паек по талонам.На базе один раз в месяц выдавали мясо, масло, яйца, печенье, крупы.

В центральном продовольственном магазине продавались продукты немецкого производства: хлеб белый (так мы его называли в форме нашего батона) и темный (тоже в форме батона), маленькие круглые булочки по типу французских – мои самые любимые по 5 пфеннингов, молоко в пакетах и стеклянных бутылках закупоренных плотно фольгированной крышкой, рыба, сосиски, сардельки, колбаса; шоколадные батончики похожие на Марс или Сникерс; жевательный мармелад в виде маленьких мишек; малиновый лимонад; пиво; вино; мороженное; бомбочки-леденцы на палочках (аналоги Чупа-Чупсов); были еще такие интересные пластиковые бутылочки с пластиковой соской, наполненные цветными сладкими горошинами; сладкие сухарики; печенье с «дырочками»; хрустящие палочки (подобные нашим кукурузным палочкам, но только соленые), жевательная резинка в форме круглых шариков разных цветов, упакованная по 3-5-10 штук в пакетики, биг-бабало с вкладышами картинками с мультяшными героями. Эти вкладыши мы – дети коллекционировали, бережно складывали в коробочки, и если попадались одинаковые, то обменивались лишними друг с другом.

Центральный продуктовый магазин
Центральный продуктовый магазин

Промтоварный магазин – туда заходили в случае крайней необходимости, за порошком, зубной пастой, мылом, шампунем. Вещи там тоже покупались, но как-то реже. Поэтому периодически выезжали за покупками в немецкие города. Не могу сказать, что это были частые поездки, скорее по необходимости. Назрел вопрос сезонной одежды, или к примеру, мама накопила на какую-то бытовую мечту, тогда поехали.

Мечты были разные – от джинсов до мебели. Крупные покупки, такие как мягкая мебель, стенка и т.п. покупались по другой схеме.

За бюджет в нашей семье, сколько себя помню, всегда отвечала мама. Отец приносил всю зарплату и отдавал ей до последнего гроша. Ничего себе не оставлял, такое у него было воспитание. Он всегда говорил: «Я человек военный, обмундированием обеспечен, что мне еще нужно? А вот мать сама лучше знает, куда вложить». Мама действительно умело распределяла бюджет. Не обходилось конечно без жесткой экономии, если она поставила цель купить, к примеру сервиз «Мадонна» или «Райские птицы», или немецкий шерстяной ковер. Кстати, один ковер лежит на полу в моем доме, и я бесконечно его люблю и ценю. Это прежде всего память, память о родителях, память о небольшом, но счастливом отрезке жизни, прожитом в ГДР.

Немецкий ковер, подаренный родителями.
Немецкий ковер, подаренный родителями.

Наш семейный сервиз "Мадонна"
Наш семейный сервиз "Мадонна"

Если я прибегала к маме, и просила купить очередную куклу, точно такую же как у соседки Светы, мне было отказано в твердой форме. Это означало, что мама задумала очередную крупную покупку и начался процесс откладывания в копилку.

Что поделать, такие были времена и нравы в эпоху СССР. Большинство гнались за импортными джинсами, сапогами, шубами, коврами, люстрами, сервизами, хрусталем, стенками, покрывалами, дивандеками и т.д. Жить за границей и не воспользоваться случаем купить что-то эдакое заграничное, да еще в эпоху (на мой взгляд специально) созданного тотального дефицита в СССР, родственники и друзья посчитали бы глупостью и непрактичностью. Мама не была исключением, в отличие от отца. Но ее можно было понять, она жена, мать, хранительница очага.

Любой женщине хочется быть хозяйкой уютного красивого жилья. На тот момент традиционные ценности в быту были именно такие: ковры на стенах и на полу, хрусталь и фарфоровый сервиз в сервантах, стенка в зале - большой комнате, служившей гостиной, мягкая мебель и т.п. Отцу же было чуждо что-то материальное. Он служил Родине. Это не просто слова, это дух. Дух послевоенного времени. С раннего детства отец уже знал, что будет военным. И шел к этой цели тяжело, но уверенно и упорно.

И так, Цеденик – город, который стал еще одним близким местом после Фогельзанга. Его посещали чаще других. Может потому, что расположен рядом, ближе всех остальных городов к нашему гарнизону. Городок очень маленький, аккуратный во всех смыслах, с цветами и керамическими фигурками гномов в палисадниках перед домами. Домики все пряничные, либо одноэтажные, либо малоэтажные. Может быть были высотки, но я их не видела или просто не запомнила. Красивый водоем с мостиком.

Именно, из ГДР я привезла свою любовь к садовым керамическим фигуркам. Мечта, которую я пронесла через много лет, и когда появился уже свой дом и двор, первым делом поставила у клумбы двух сказочных гномов. В начале 2000-ых годов разного рода садовые фигурки начали появляться в продаже в России.

Немцы - очень приветливый народ. Они нам, русским, все время улыбались. Я правда, не помню ни одного хмурого взгляда в свою сторону или в сторону своих соотечественников. До сих пор, в моей памяти осталась милая немецкая фрау, с короткой стильной стрижкой и голубоватой сединой, ласково гладившая меня по голове, приговаривая при этом "Mädchen" 🩷. Многие немецкие жители неплохо изъяснялись по-русски.

Подобные фигурки украшали большинство немецких садов и палисадников.
Подобные фигурки украшали большинство немецких садов и палисадников.

Немцы любили облагородить все вокруг, особенно в теплый период времени, а еще больше любили сажать цветы, наводить вокруг чистоту и порядок. Цветы были везде, на клумбах, в вазонах, на балконах. Никому в голову не приходило что-то разрушить, сорвать или бросить фантик на землю. А нам детям из СССР и подавно. Ведь мы были в гостях, неважно, что проживали в нашем военном городке.

Как наша семья попала в ГДР я рассказывала в этой статье:

ГСВГ - это была лишь одна из мер защищать границы СССР, но и чужие границы нарушать никому не позволялось. И это внушалось всем везде, в семье, в школе, соседями по дому, старшими во дворе. Уважительное отношение к жителям и к стране, в которой ты на данный момент живешь – было одним из основных правил. Если это правило нарушалось, я точно знаю, следовало жесткое наказание – прежде всего, отругают дома так, что потом стыдно на улицу выходить несколько дней. Ну, а взрослых нарушителей ждали более суровые наказания, с последующей высылкой из страны.

Станция Цеденик
Станция Цеденик

В Цеденике было несколько маленьких магазинчиков. Один из них особенно запомнился. В нем продавались переводные картинки, как мы их называли, "переводилки". Изображения на любой вкус: прекрасные девушки, виды и гербы немецких городов, и не только немецких, животные.

Такие наклейки часто привозились из ГДР в подарок родственникам и друзьям, красовались на гитарах, чемоданах, дверцах шкафов.
Такие наклейки часто привозились из ГДР в подарок родственникам и друзьям, красовались на гитарах, чемоданах, дверцах шкафов.

Там же продавались марки, альбомы для марок, школьные пеналы с уже полным ассортиментом ручек, карандашей, фломастеров, стирашек и точилок, ножниц, а также тетради, книги, фотоальбомы, вазы, картины, сувениры, большой ассортимент жвачек и т.п. В общем, ходила я среди всего этого богатства разинув рот.

Одна из улочек Цеденика (фото взято из открытых источников)
Одна из улочек Цеденика (фото взято из открытых источников)

Другие магазины были просто напичканы одеждой: женской, детской, мужской, а также шторами, тюлями, покрывалами, электротоварами. Там мне совсем было неинтересно, в силу своего малолетнего тогда возраста. Куда больше интересовали магазины игрушек или продуктовые лавочки, где был не просто ассортимент шоколадок и шоколадных конфет, а настоящее изобилие. Все эти Киндеры, в том числе шоколадные яйца с сюрпризом внутри, мятный Mentos, любимые конфеты с марципаном "Моцарт" и т.д. были опробованы мною в первый год пребывания за границей. А на второй год в мои зубы были поставлены две первые пломбы..

В ГДР был огромный ассортимент шоколадных изделий
В ГДР был огромный ассортимент шоколадных изделий

Мама старательно обходила такие магазины. Я помню, как она в резкой форме говорила: "Нельзя, это все химия". Тогда я очень на нее обижалась и злилась. Спустя годы, имея уже своих детей, ой как понимаю и принимаю ее строгость.

Запомнилось очень много велосипедистов на дорогах Цеденика. И почти у каждого магазина стойки для велосипедов. Это начало 80-ых годов...

Купив все, что задумала мама, мы возвращались домой. Случалось, нам везло, и по дороге подхватывала военная машина, которая следовала в наш гарнизон. Но, чаще доезжали сами до станции Фогельзанг, а далее пешком до гарнизона.

И все-таки, я больше любила Темплин.. Об этом городе я напишу отдельную статью.

Благодарю за проявленный интерес ❤️