Найти в Дзене
Культовая История

Первое мусульманское завоевание Иерусалима

Древний город Иерусалим на протяжении тысячелетий находился в центре многочисленных конфликтов. Этот город имеет критическое религиозное значение для евреев, христиан и мусульман во всем мире. В течение веков Иерусалим неоднократно переходил из рук в руки разных держав. На перекрестке империй его покоряли римляне, византийцы, крестоносцы, османы, британцы, а в новейшее время он стал центральным пунктом современного государства Израиль.

Сегодня многие конфликты вокруг Иерусалима происходят из-за спора между местными арабами и евреями о праве владения городом и о его конечной судьбе. Но когда же ислам впервые завоевал Святой город? И могли ли мусульмане тогда предполагать, что это действие подготовит почву для столетий кровавых конфликтов вокруг судьбы Иерусалима?

К 636 году нашей эры великая Византийская империя, ослабленная многолетними войнами с Сасанидской Персией и истощенная внутренними распрями, столкнулась с новой и грозной угрозой — Праведным халифатом. Этот первый мусульманский халифат, возникший после смерти пророка Мухаммеда, вырвался за пределы Аравийского полуострова и начал стремительную волну завоеваний от Северной Африки до Персии.

Под командованием халифа Умара ибн аль-Хаттаба и его выдающихся полководцев, включая Халида ибн аль-Валида и Абу Убайду ибн аль-Джарраха, мусульманские армии стремительно прошли через Сирию и Палестину, захватывая города с поразительной скоростью.

-2

Решающим ударом в регионе стала битва при Ярмуке в августе 636 года нашей эры — катастрофическое поражение византийцев, окончательно сломившее их власть в Сирии. Остатки имперских гарнизонов в беспорядке отступили, и один лишь город остался стоять одиноко и непокоренно — Иерусалим. Местные византийские силы укрылись за древними стенами города, но основные войска отступили далеко на север вглубь Сирии, оставив город уязвимым для блокады.

Мусульманская армия под командованием Абу Убайды ибн аль-Джарраха подошла к Иерусалиму в конце 636 года. Губернатор города, патриарх Софроний, благочестивый христианин, смотрел на приближающуюся армию с мрачным смирением. Иерусалим знал, что такое осада: персы взяли его менее чем двадцатью годами ранее, а византийцы вернули его лишь несколькими годами раньше. Но теперь противником был враг иной — чуждый и одновременно глубоко духовный в своем стремлении.

Армия Праведного халифата не стала брать город штурмом. Вместо этого мусульмане начали продуманную и дисциплинированную осаду, перерезав пути снабжения и дожидаясь, пока зима окутывает холмы Иудеи. Им удалось то, что редко удавалось другим армиям в прошлом: они перекрыли все дороги в город и из города. Защитники Иерусалима, усиленные беженцами, местными евреями (которые в последние годы поддерживали персов) и остатками византийских войск, полагались на древние стены для защиты.

В течение недель осады наряду с военным давлением проявилась дипломатия. Софроний, вероятно понимая тщетность сопротивления и религиозность мусульманских завоевателей, предложил сдать город — но с одним необычным условием: он согласится капитулировать только лично перед халифом.

-3

Когда весть об этом дошла до халифа Умара, он отправился из Медины в Иерусалим. Его вступление в город в конце 637 года стало легендарным. Одетый в простые одежды, верхом на верблюде и в сопровождении лишь немногих приближённых, Умар прибыл не как завоеватель, а как слуга Бога. Он встретился с Софронием с уважением и смирением, и тот торжественно передал ему контроль над городом.

Поступки Умара в Иерусалиме были с восхищением записаны даже христианскими хронистами. Он отказался молиться внутри Храма Гроба Господня, чтобы будущие мусульмане не превратили его в мечеть. Вместо этого он совершил молитву снаружи, и рядом позже была построена мечеть Умара. Он издал «Умаров договор» (Умарийю), гарантировавший христианам свободу вероисповедания и защиту их церквей и имущества в обмен на уплату джизьи — подушного налога.

Так Иерусалим пал. Это завоевание стало важнейшим событием мировой истории: Святой город перешел из рук византийских христиан под управление мусульман — перемена, которая определила столетия религиозных и политических конфликтов.

К 638 году Иерусалим уже был окончательно включён в состав новой мусульманской державы, укреплявшей свою власть над Святой землей. Он оставался под властью мусульман в течение следующих 350 лет, пока его не взяли крестоносцы Первого крестового похода. Однако европейские христиане смогли удерживать Иерусалим лишь около ста лет, прежде чем он вновь перешел под контроль мусульман почти на тысячу лет.

В то время падение Иерусалима перед халифом Умаром казалось лишь эпизодом на исторической линии. Но именно это событие запустило века конфликтов, раздоров и войн вокруг статуса города. Иерусалим продолжал оставаться центром внимания трёх крупнейших мировых религий — и остаётся им до сих пор.

Во многом проявления уважения со стороны халифа Умара задали модель того, как нужно управлять этим сложным городом. Умар мудро понимал, что грубое обращение с Иерусалимом принесет больше проблем, чем пользы. Римляне поступили с городом жестоко и навсегда потеряли уважение и лояльность своих еврейских подданных. Уважение Умара к христианским святыням создало прецедент для той тонкой политической линии, по которой вынуждены были идти все последующие правители Иерусалима.

Слухи о мусульманских правителях, якобы неуважительно относившихся к христианским и еврейским традициям города, стали одной из причин, разжегших Крестовые походы в XI веке. Даже сегодня, когда Иерусалим находится под контролем Израиля, город управляется с осторожностью и космополитическим подходом. Всем очевидно: изгнание или ущемление одной религиозной общины ради другой стало бы катастрофой и привело бы к насилию в Иерусалиме.

Мусульмане в 636 году имели все средства, чтобы разрушить Иерусалим (снова), но они предпочли вступить в переговоры с византийскими защитниками и спасти город от меча. Мусульмане могли легко отвергнуть абсурдное требование, чтобы сам халиф прибыл в город для переговоров с патриархом, но вместо этого они согласились. Дальнейшее стало историей.

Однако сам факт того, что Иерусалим оказался во владении мусульман — и что он может снова быть ими завоеван, — на протяжении веков вызывал раздражение у христиан и евреев во всем мире. Именно здесь, в 636 году, с первой мусульманской осады и завоевания Святого города начался этот раздор.