Пути железнодорожные неисповедимы. Вот казалось бы есть у нас скорый поезд, закрывающий маршрут Белгород-Воронеж. И даже не один, а два - №210 и №230. Следуют они там по дням по одному графику. Один закончит своё существование 30 августа, а второй продолжит мытарства и в сентябре:
Почему я написал "мытарства"?! Да потому что на этом менее чем 350-километровом участке этот скорый по классификации "РЖД" поезд подвергнется унижению со стороны ускоренного пригородного поезда, проехаться на котором можно по обычным же пригородным билетам (то есть без резервации мест). Причем скорый №210 / 230 будет не просто опережен ускоренным пригородным. Последний его просто "растоптал", образно выражаясь.
Итак, раннее утро в Белгороде. На календаре понедельник, пятница или суббота. И в 6:15 от перрона белгородского вокзала отправляется поезд №210 или №230 (смотря чья очередь выпадет).
Через 38 минут в 06:53 по тому же маршруту выдвинется № 7114/7112. Итак, давайте зафиксируем эту разницу (+38).
Первый участок - 57 км до Прохоровки. Скорый (так я дальше буду называть №210/230) прибудет сюда в 07:02, потратив на это расстояние 47 минут. А неплохо шёл "товарищ". Средняя скорость получилась аж 72,766 км/ч. Отстояв в Прохоровке свои положенные две минуты, состав, ничего не подозревая, тронулся дальше в 07:04.
А тем временем пригородный (так я дальше буду называть №7114/7112), закусив удила, приближался к Прохоровке, куда прибыл в ... 07:31. 57 км за 38 минут - это ровно 90 км/ч. И в результате по прибытии разница между поездами составила уже лишь (+29), а при отправлении из Прохоровки вообще (+28), потому как у пригорода и стоянка там 1 минута, а не 2, как у скорого.
Следующий участок - короткий. От Прохоровки до ст. Ржава всего лишь 25 км. Скорый прибудет в Ржаву в 07:22. То ли он почувствовал "звериным чутьем", что сзади происходит что-то неладное, то ли по сюжету так и было задумано, но на этом участке скорому удалось повысить среднюю аж до 83,333 км/ч. 2 минуты стоянка и в 07:24 он отправился дальше.
Акелла в лице пригородного решил пойти на хитрость, усыпив бдительность добычи. Этот участок он преодолел на 1 минуту медленнее скорого - за 19 минут вместо 18, но за счет стоянки статус кво между соперниками при отправлении со ст. Ржава сохранился - всё те же (+28) минут).
Следующий участок - 34 км до Кривецкой. И у скорого на этот отрезок уйдет 34 минуты. Любой школьник знает, что есть протяженность участка в км равна времени на участок в минутах, то средняя скорость будет 60 км/ч. Прибытие в 07:58, отправление в 08:00.
А сзади голодный до добычи волк преодолел участок Ржава-Кривецкая со средней скоростью на 25 км/ч больше - ровно 85 км/ч. Что такое разница 25 км/ч?! Это 6,944 метра в секунду. Именно столько ежесекундно отыгрывал пригородный у скорого. Да еще минуту на стоянке. В результате, при отправлении со ст. Кривецкая (+28) превратились в (+17).
В "РЖД" решили не оттягивать мучительный финал этой истории, руководствуясь принципом "лучше ужасный конец, чем ужас бех конца". Скорый тормозят на 17 минут на ст. Чаплыжный, где его пассажиры провожают грустным взглядом проносящийся мимо состав пригородного. В итоге на преодоление 46 км от Кривецкой до ст. Губкин у скорого поезда ушло 69 минут. Средняя скорость ровно 40 км/ч.
Что там у пригородного?! Тут нужно сделать одно замечание. У него не 46 км, а только 44 км, поскольку останавливается он не на ст. Губкин, а на ст. Губкин-Пасс. 44 км за 32 минуты это 82,5 км/ч. При отправлении из Губкина разница уже не +, а (-21) минута (ну немного меньше из-за разных станций) в городе.
Знаете что мне напомнила эта история?! Знаменитый "Дахусим" от Вячеслава Веденина в Саппоро-1972. Легендарная лыжная гонка на 30 км, когда перед выходом Веденина на дистанцию повалил снег. Наш спортсмен решил перемазать лыжи другой смазкой, а японский журналист в это время доставал его вопросами, неужели он верит, что это поможет в такой снегопад. Наш атлет сквозь зубы пробурчал что-то не совсем понятное японскому репортеру, убежал на дистанцию и выиграл. На следующий день газеты вышли с заголовками про волшебное слово "Дахусим" от Веденина, которое помогло ему одержать победу. Видимо, и здесь машинисту пригородного перед отправлением сказали, чтобы он жилы-то не рвал, что фора у скорого 38 минут. Ну а дальше "Дахусим" уже в исполнении пригородного поезда. Шутка, конечно, если что.
Следующий перегон до Старого Оскола у скорого и пригородного естественно тоже отличается по протяженности - 25/27 км. Полностью деморализованный скорый преодолел этот участок за 39 минут со скоростью 38,462 км/ч. Пригородный перемещался в пространстве со скоростью 64,800 км/ч. В результате, при отправлении со ст. Старый Оскол разница между ними стала уже (-39) минут.
Следующий участок - 65 км - Старый Оскол - Касторная-Новая. Пригородный поезд продолжает свой "полет!, остановить который уже никто не может. Время на участке 44 минуты и средняя скорость 88,636 км/ч. Скорый же продолжает ехать и любоваться просторами черноземья. Преодолел отметку на участке 60 км/ч - и ладушки. У нго время до Касторной 61 минута и средняя скорость соответственно 63,936 км/ч. Разница при отправлении со станции уже ровно (-70) минут в пользу пригородного, естественно.
Ну а дальше скорый, видимо, решают "добить", устроив ему "техничку" на о.п.156 км через 11 минут после отправления от Касторной-Новой. Причем такую приличную по времени - 20 минут. Единственная причина, для чего это делают, которая мне приходит в голову - это пропуск встречной электрички за № 6605. Скорый тормозят на о.п. 156-й км в 11:22. В 11:29 с другой стороны сюда же прибывает №6605. Но вот зачем тогда скорый еще держат на станции в течение 13 минут?! Может какой-нибудь "товарняк" там следует. Ветка-то, видимо, однопутная там.
В общем, пригородный №7114 от Касторной до Воронежа 101 км пролетает за 67 минут. Средняя скорость 90,448 км/ч. Скорый же на ту же дистанцию тратит 114 минут со средней - 53,158 км/ч. В итоге, пригородный прибывает в Воронеж на 117 минут(!) раньше скорого. Два часа почти!
Но вот что я не понимаю: кто же покупает билеты на этот скорый поезд, если можно быстрее и подозреваю, что не дороже, добраться на пригородном?! Понятно, что пригородный не каждый день, но когда он есть, то кому нужен этот скорый?! 6 часов 50 минут или 4 часа 15 минут - ну есть же разница! Набор остановок то у них одинаков. Да и отправление у пригородного тоже будет поудобнее (несколько позже). Скорее всего, все в этих вагонах едут дальше. Это же по факту то Белгород-Новороссийск.
Вот такая интересная история получилась. Спасибо читателю канала с логином AG, что его комментарий надоумил на написание это статьи. Правда, остался вопрос относительно технической на о.п 156 км. До встречи на новых публикациях.