Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, я иногда шучу: «Работаю в цирке — жонглирую детьми, родителями и документами одновременно». И это не так далеко от истины.
За двадцать с лишним лет в школе я поняла: классное руководство — это не просто дополнительная нагрузка к основным урокам. Это отдельная вселенная со своими законами, где ты одновременно детектив, дипломат, врач скорой помощи и иногда даже фокусник.
Утренний детектив: кого нет и почему
Каждое утро начинается с мини-расследования. Первый урок, перекличка. Петрова нет — где Петрова? Звоню маме: «Добрые утро, Анна Сергеевна, Машенька заболела?» — «Ой, да нет, мы просто проспали, сейчас она бежит!» Иванов отсутствует — причина неизвестна. Сидоров пришёл с синяком под глазом и явно не в настроении говорить, откуда он взялся.
И это всё за первые пять минут урока! А ведь мне ещё нужно провести урок математики для тех, кто всё-таки добрался до школы. Елизавета из комментариев абсолютно права: одновременно ведёшь урок, отмечаешь в электронном журнале, обзваниваешь родителей. Многозадачность — наше второе имя.
Помню случай: пятиклассник Максим не приходил в школу три дня подряд. Родители трубку не берут, в дневнике никаких записок. Еду к ним домой после уроков — оказывается, мальчик сломал ногу, но мама «забыла» сообщить в школу. А мы уже готовы были писать заявление в полицию о розыске ребёнка.
Дипломатические переговоры с родителями
«Ваш Ванечка сегодня ударил одноклассницу портфелем», — говорю я родителю.
«Это невозможно! Мой ребёнок никого никогда не обижает! Наверняка его спровоцировали!» — следует мгновенный ответ.
Знакомо? Каждый классный руководитель проводит такие переговоры практически ежедневно. Мы становимся дипломатами высшего класса, умеющими объяснить родителям, что их «ангелочек» иногда превращается в настоящего чертёнка, не оскорбив при этом родительские чувства.
А ещё есть родители-невидимки. Те самые, о которых пишет «вареньевна» в комментариях: на все вызовы в школу придумывают отговорки, учителей в дом не пускают, замечания игнорируют. Но при этом требуют от нас чудес воспитания. Как говорится, хочешь изменить ребёнка — начни с родителей. Но это не всегда работает.
Медсестра на подхвате
«Мария Ивановна, у меня болит живот!» — это я слышу минимум раз пять за день. И каждый раз приходится разбираться: действительно болит или это способ избежать контрольной? А если болит — то насколько серьёзно?
Недавно первоклассница пожаловалась на боль в животе прямо перед уроком физкультуры. Измерила температуру — нормальная. Но девочка явно грустная. Оказалось, дома поругались родители, и ребёнок переживает. Вот вам и «болит живот» — душа болит, а дети не всегда могут это выразить словами.
А истории про аллергии! Родители иногда «забывают» предупредить, что у ребёнка аллергия на цитрусовые, а потом удивляются, почему на празднике с мандаринами их чадо покрылось сыпью. Как точно заметили в одном из комментариев: «Классный руководитель должен исключить контакт с аллергеном... Вы видели такого учителя?» И правда, мы что, экстрасенсы?
Психолог-любитель
Дети приходят в школу не в вакууме — они приносят с собой всё, что происходит дома. Развод родителей, рождение младшего братика, переезд, болезнь бабушки — всё это отражается на учёбе и поведении.
Помню девочку Лену из седьмого класса. Отличница вдруг начала получать двойки, стала агрессивной, перестала общаться с подругами. Оказалось, родители разводятся, и она винит себя в их ссорах. Пришлось стать психологом: выслушать, поддержать, объяснить, что взрослые проблемы — это не её вина.
А сколько раз приходится разбирать детские конфликты! «Он меня обозвал!», «Она не даёт мне списать!», «Они меня не принимают в игру!» Каждый случай — это маленькая драма, которая для ребёнка кажется концом света. И нужно найти такие слова, чтобы все остались довольны и помирились.
Пожарный по всем фронтам
«А вы в курсе, что завтра олимпиада по математике, и нужно срочно подать заявки?» — сообщает завуч в пять вечера. «А ещё послезавтра конкурс чтецов, а через неделю — спортивные соревнования».
И вот ты превращаешься в пожарного — носишься, тушишь все «горящие» дедлайны. Ищешь желающих участвовать, уговариваешь родителей, готовишь документы. А дети, как назло, в последний момент заболевают или вспоминают, что у них «другие планы».
Елизавета Мелихова в комментариях очень точно описывает эту круговерть: «Конкурсы, в которых срочно нужно участвовать и самому учителю и его детям, и что-то неординарное придумать». Да, мы постоянно изобретаем велосипед — придумываем новые мероприятия, сценарии, конкурсы. И всё это помимо основной работы.
Секретарь-документооборот
Отдельная песня — это бумажная работа. Журналы, отчёты, характеристики, планы воспитательной работы, социальные паспорта, мониторинги успеваемости... Иногда кажется, что мы больше времени тратим на заполнение бумаг, чем на общение с детьми.
А электронные дневники! «Почему у моего ребёнка нет оценки за вчерашний урок?» — звонит мама в семь утра. А оценки нет потому, что учитель-предметник ещё не выставил её в систему. Но объяснять это приходится классному руководителю.
Охранник и контролёр
«Техника безопасности» — эти два слова преследуют нас везде. Идём в театр — инструктаж по поведению в автобусе и общественных местах. Организуем дискотеку — следим, чтобы никто не принёс запрещённые предметы. Даже банальная экскурсия превращается в операцию спецназа по количеству предварительной подготовки.
А ответственность! Как точно заметила Ирина К. в комментариях: «На классного руководителя повесили ответственность за курение и пьянство учеников, за ДТП, за травмы в свободное от школы время». Получается, мы отвечаем за детей 24/7, даже когда их нет в школе.
Аниматор и затейник
Классные часы, праздники, походы, экскурсии — всё это тоже наша епархия. Причём дети современные, их сложно удивить. То, что казалось интересным десять лет назад, сейчас воспринимается со скукой.
«Мариванна, а можно мы вместо классного часа просто поиграем в телефоны?» — регулярно слышу от старшеклассников. И приходится изобретать что-то такое, чтобы конкурировать с гаджетами. Квесты, интеллектуальные игры, дискуссии на острые темы — арсенал постоянно пополняется.
Нянька поневоле
Особенно это касается начальной школы. Дети приходят в первый класс с разным уровнем самостоятельности. Кто-то уже умеет завязывать шнурки и застёгивать пуговицы, а кто-то до сих пор ждёт, что мама его оденет.
История от коллеги-друга из комментариев про мальчика, который не умел пользоваться туалетом, к сожалению, не единична. Родители иногда думают, что в школе ребёнка всему научат, в том числе элементарным навыкам самообслуживания. И потом возмущаются, что учитель «недосмотрел».
«Он заигрывался на перемене, и не видел, когда дети уходят на завтрак», — пишет Виолетта Абрамова про своего сына. А ведь в классе 25-30 человек, и уследить за каждым физически невозможно. Но почему-то именно классный руководитель должен следить, поел ли каждый ребёнок.
Социальный работник
В каждом классе есть дети из неблагополучных семей, многодетные семьи, семьи с особенными потребностями. И мы становимся связующим звеном между этими семьями и различными службами.
Помню мальчика Серёжу из третьего класса. Приходил в школу грязный, голодный, с невыученными уроками. Выяснилось, что мама одна воспитывает троих детей, работает в три смены, а старший сын попал в дурную компанию. Пришлось подключать социального педагога, психолога, органы опеки. Серёжу устроили в группу продлённого дня, помогли с бесплатным питанием.
Переводчик и посредник
Между детьми и родителями, между родителями и администрацией, между учителями-предметниками и семьями — мы постоянно выступаем в роли переводчика. Объясняем родителям особенности подросткового возраста, а детям — почему родители так беспокоятся.
«Почему математичка такая злая?» — спрашивает семиклассник.
«Она не злая, она требовательная. И у неё дома тоже дети, и она тоже устаёт», — объясняю я.
А где же справедливость?
За все эти обязанности классные руководители получают... барабанная дробь... доплату в 5000 рублей! Fred Freddof в комментариях очень точно подметил: «Выходит учитель — дурак, работает за двоих, а получает за одного».
Но знаете что? Мы всё равно работаем. Потому что видим результат. Когда выпускник через пять лет приходит в школу и говорит: «Спасибо, вы помогли мне поверить в себя». Когда бывшая хулиганка присылает фото с красным дипломом института. Когда тихоня-троечник становится успешным предпринимателем.
Секрет выживания
Как не сгореть в этом водовороте обязанностей? У каждого классного руководителя свои секреты. Кто-то учится говорить «нет» некоторым просьбам администрации. Кто-то привлекает родителей к организации мероприятий. Кто-то просто принимает как данность, что мы — универсальные солдаты образования.
Главное — помнить, зачем мы это делаем. Не для отчётов и не для доплаты в 5000 рублей. А для того, чтобы детям в школе было комфортно, интересно и безопасно. Чтобы они выросли хорошими людьми. И чтобы родители доверяли нам самое дорогое — своих детей.
Конечно, бывают дни, когда хочется всё бросить. Когда родители критикуют за каждый твой шаг, когда администрация требует невозможного, когда дети не слушаются. Как говорит Елизавета: «День прошёл, перекрестилась и завтра снова в бой».
Вместо заключения
Классное руководство — это не профессия, это призвание. Мы действительно работаем за троих, получая за одного. Мы действительно отвечаем за всё и вся. И да, иногда мы устаём и жалуемся.
Но каждый раз, когда ребёнок доверительно рассказывает о своих проблемах, когда родитель благодарит за помощь, когда класс дружно смеётся над твоей шуткой — понимаешь, что всё это не зря.
А теперь расскажите: если вы учитель — какая самая неожиданная ситуация случалась с вами в роли классного руководителя? Если вы родитель — за что вы больше всего благодарны классному руководителю своего ребёнка?
Давайте поделимся историями — смешными, трогательными, поучительными. Ведь каждая из них делает нашу общую копилку педагогического опыта богаче.