Вопрос стратегических игр на картах перед Великой Отечественной войной с самого начала был поводом для многих мифов. Собственно, большинство имеющихся описаний уже были мифом, ибо не имели ничего общего с реальной картиной.
Давеча мне попалось рассуждения в интернете одного товарища, где он объяснял победу Жукова над Павловым гениальностью первого и бездарностью второго. Позиция, конечно, удобная, особенно если верить тому, что пишут про игру в книге «Воспоминания и размышления» и прочих трудах советского времени. А поскольку пишут в целом чушь, то и выводы на основании этой недостоверной информации едва ли могут заслуживать внимания.
Если мы хотим понять, почему же Жуков выиграл в первой игре (их было две и Жуков выиграл в обеих), то для начала надо хотя бы понять, в чём игра заключалась.
Формально сценарий игры начинался также, как его описывали в СССР — немцы внезапно нападают. Павлов командует Северо-Западным фронтом, который соответствует правому флангу реального Западного и левому флангу Северо-Западному фронтов. Немцы (т.е. «западные) в ходе наступления достигают рубежа Осовец, Скидель, Лида, Каунас, Шяуляй. Тут наши контратакуют и отбрасывают противника к границе. Это ещё не игра, а только преамбула.
Игра начинается с того, что Северо-Западный фронт «восточных», которым командует Павлов, должен от линии границы перейти в наступление с целью разгромить «западных» в Восточной Пруссии и к 3 сентября 1941 года выйти на реку Висла от Влоцлавек до устья. При этом у «восточных» есть ещё Северный фронт, который действует правее, до Балтийского моря, и Западный фронт — который наступает левее с рубежа Дзядковице, Брест, Влодава, в общем направлении на Варшаву.
Давайте попробуем это нанести на карту:
Дальше войска Павлова успешно наступают, продвигаясь вглубь вражеской территории, но при этом подставляют свои фланги под удары сил противника. И тогда Жуков, играющий за «западных» наносит удар. Чтобы парировать удар «восточным» нужны дополнительные силы, однако их задействовав, Павлову будет нечем развивать наступление. И на этом игра заканчивается.
К сожалению, документа с разбором игры я не нашёл, но особенно и понимать нечего. Идея с окружением и разгромом группировки немцев в Восточной Пруссии, при кажущейся очевидности — дело крайне сложное и отнюдь не гарантирует успеха. Получилось с большим трудом и большой кровью только в конце Великой Отечественной войны уже после того, как соседние фронты ушли далеко на запад. В советских планах войны вариант с нанесением главного удара по Восточной Пруссии рассматривался. Но в итоге выбран точно не был. И возможно, результаты той игры, в том числе, и доказали, что такое наступление — не самый лучший вариант.
Но если мы посмотрим на вторую игру Жукова против Павлова, о которой все предпочитают забыть, то там ситуация совершенно иная.
Если в первой игре Жуков, играя за «западных» обороняется, нанося контрудары, то во второй игре Жуков уже командует Юго-Западным фронтом «восточных». И после того, как и в предыдущей игре, напавшие на СССР «западные» остановлены и отброшены (это опять же преамбула), Жуков наступает на Краков и Варшаву. И делает сие весьма успешно. А это опять же не должно вызывать особого удивления, ибо если мы посмотрим на реальную картину 1941 года, то именно такое наступление и было наиболее удачным решением. В отличие от предыдущей игре, противник не мог ударить с фланга — левый фланг Юго-Западного фронта прикрывался горами, да и немцев там не было, а венгерскими войсками (которые непонятно, станут ли воевать) можно было пренебречь. Успешный удар в обход Люблинского выступа до Вислы ставил немецкую группировку в тяжёлое положение.
Советские войска при таком сценарии просто были обречены на успех (если бы немцы их не опередили), и не удивительно, что Жуков одерживает победу.
И на наших планах мы это видим — окружение ударной группировки Вермахта на Люблинском выступе, с ударом в направлении Кракова, отрезанием немцев по Висле:
Так что Жуков в обеих играх был обречён на успех.
Надо отметить, что аналогичные игры, с разным уровнем командного состав проводились по многим участкам фронтов. Было бы интересно их изучить. На всех отрабатывали различные сценарии будущей войны. Насколько я смог увидеть, с целом картина рассматривалась схожая — согласно преамбуле, начинают немцы, наступление их удаётся остановить и вернуть на исходные, после чего уже отрабатывается наше наступление.
При этом, отмечу, все отрабатываемые планы — на войну оборонительную, ибо в любом случае мы реагируем на первичные действия противника. Хотя сей факт, как я понял, не способны понять не только отдельные читатели, но не понимают (или не хотят понимать), даже серьёзные исследователи истории войны. Но и ладно.
Кстати, кто хочет более подробно изучать вторую игру Жукова против Павлова, то рекомендую ознакомиться по этой ссылке. А вот тут карта.
Ну и ещё рекомендую статью не по теме, но интересную: