Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Исполнилось 20 лет УАЗ «Патриоту»: легендарная надежность по принципу «сделай сам»

На Ульяновском автозаводе пышно отмечают 20-летие со дня выпуска первого УАЗ «Патриота», который и дальше не собирается уезжать с конвейера, повторяя рекорды печально известной «Буханки». Нам грустить или радоваться по этому поводу, выяснил корреспондент «НИ».

Исполнилось 20 лет УАЗ «Патриоту». Источник: УАЗ
Исполнилось 20 лет УАЗ «Патриоту». Источник: УАЗ

Виктор Левин

За много лет в журналистике не устаешь удивляться юбилейным пресс-релизам отечественных автопроизводителей. О чем бы ни шла речь, они всегда чрезмерны, хвастливы и написаны в стилистике бесстыжего самовосхваления.

Ключевые слова релизов просто обязаны включать «народность», «надежность» и «легендарность» любой колесницы на четырех колесах. В итоге из-под пера авторов выходит вот такой продукт:

В трех абзацах перечислены выдающиеся заслуги «легендарного» автомобиля. Фото: Пресс-служба УАЗ
В трех абзацах перечислены выдающиеся заслуги «легендарного» автомобиля. Фото: Пресс-служба УАЗ
Юбилейный «Патриот» сходит с конвейера. Фото: УАЗ
Юбилейный «Патриот» сходит с конвейера. Фото: УАЗ

Как любитель вездеходов все 20 лет я тоже был не прочь прокатиться на отечественном внедорожнике и по морозным просторам Якутии, и по горным тропам Кавказа, и по раскаленным пескам Туркмении или Казахстана. Но сдерживало отсутствие пары «ручных» автослесарей с набором профессионального инструмента и передвижным складом запчастей. Ведь только безумец может в одиночку отправиться по безлюдной тундре или знойной пустыне в машине, у которой в любой момент, независимо от возраста и состояния, может случиться перегрев мотора, течь шлангов системы охлаждения, обрыв кардана и цепи ГРМ, или потечет сальник вторичного вала в коробке передач, заглючит электроника, умрет цилиндр сцепления и выжимной подшипник, запотеют фары, а уплотнители дверей будут пропускать то пыль, то холод.

И это — отнюдь не все возможные проблемы «Патриота». Поисковый запрос в Яндексе выдает еще один список «косяков», которые проявились в машине всего за год эксплуатации:

Поисковик выдает проблемы годовалого «Патриота»: таких косяков хватит на 20 лет эксплуатации японского внедорожника. Фото: Яндекс. Алиса
Поисковик выдает проблемы годовалого «Патриота»: таких косяков хватит на 20 лет эксплуатации японского внедорожника. Фото: Яндекс. Алиса

И что характерно: типовые, хронические и «детские» болезни одолевают автомобиль, выпускаемый 20 лет! Это значит, что завод или не хочет, или не может вылечить свое детище до состояния, когда обычный водитель сможет ездить от одного ТО до другого ТО без неожиданных поломок и исправления «косяков» по принципу «сделай сам вместо УАЗа».

Ну и делают, конечно, «настоящие мужики» сами. Благо, что высокий клиренс позволяет крутить гайки под днищем даже без подъемника и домкрата, а стоимость запчастей еще далека от «тойоты» и тем более БМВ. С годами машина-конструктор стала культовой для мазохистов и жертв «стокгольмского синдрома». Некоторые даже песни сочиняют про глубоко любимый автомобиль:

Для УАЗа нет плохой погоды,
Каждая погода — благодать!
Дождь ли, снег — любое время года
Надо лишь покрышки поменять.

Отзвуки раздатки, шум мотора,
Съехал в поле можно отдыхать.
Покатушек радостные годы
Надо благодарно принимать.

Грязь летит кусками прямо в арку,
Эту радость нужно понимать.
Едем в брод в любое время года,
Можно нам маршрут не выбирать.

Для УАЗа нет плохой погоды,
Ход подвески радует глаза.
Нам не важно даже время года,
Лишь бы не скрипели тормоза.

По тундре, лесам и пустыням «Патриот» едет, но лучше это делать с набором запчастей в багажнике и умением ремонтировать автомобиль самому. Фото: УАЗ
По тундре, лесам и пустыням «Патриот» едет, но лучше это делать с набором запчастей в багажнике и умением ремонтировать автомобиль самому. Фото: УАЗ

И ведь не скажешь, что завод продает недоделанные машины себе в убыток.

В момент появления 2005 году «Патриот» стоил 505 тысяч рублей, а сейчас его цена — почти в четыре раза больше (в комплектации «Base Икар» с пакетом Limited — 2,095 млн рублей). Но заглянешь под капот, а там по-прежнему пыхтит 2,7-литровый бензиновый ЗМЗ 409051 в сочетании с 5-ступенчатой механической коробкой передач.

Как заявили на заводе еще в прошлом году, к концу 2025 года на «Патриот» свалится еще одна череда реноваций: новая головная оптика, новый дизельный мотор от китайцев и новая 6-ступенчатая механическая коробка передач. Не исключено, что в какой-то несказанной перспективе вездеход еще раз получит и АКПП.

На 21 году жизни "Патриот" получит обновленный руль. Фото: УАЗ
На 21 году жизни "Патриот" получит обновленный руль. Фото: УАЗ
«Патриот» ждет и реновация передней оптики в оригинальном стиле. Фото: УАЗ
«Патриот» ждет и реновация передней оптики в оригинальном стиле. Фото: УАЗ

И заметим: ни слова не говорится о том, что завод готовит новое поколение «Патриота» на новой платформе 21 века.

Увы. Нет. Не готовит.

Между тем китайцы готовы наладить поставки простых рамных внедорожников с полным набором современных опций. И тогда уникальное рыночное положение «Патриота» как самого дешевого большого вездехода может всерьез пошатнуться. Оно и сегодня оставляет желать лучшего, судя по объемам падающих продаж.

Ну, а поздравлять по случаю 20-летия машины следует не завод, а владельцев «Патриотов». За их долготерпение и всепрощение…

КСТАТИ

Есть и хорошие новости из Ульяновска. УАЗ готовится выпускать блоки управления двигателем — уникальное для России производство, которое должно снизить зависимость от импорта. Кроме того, завод начнёт сам собирать системы безопасности: подушки, рули, ремни и блоки управления

Инвестиции в проекты оцениваются в 20 млрд рублей. До конца года ожидается премьера нового пикапа, а мощности линии Sollers на УАЗе увеличены до 20 тысяч авто в год.

Возможно, что это будут те самые автомобили, купив которые, можно просто сесть и просто поехать из пункта А в пункт Б, не рискуя остановиться на полпути.

---