Одной из наиболее часто цитируемых формул, когда речь заходит о самосовершенствовании, является так называемое правило 10 000 часов.
По словам Малкольма Гладуэлла, писателя, популяризовавшего эту концепцию в своей книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» люди, считающиеся профессионалами в своей области, например в музыке или спорте, имеют за своими плечами минимум 10 000 практики.
Поэтому, если вы хотите достичь мастерства в чём-либо, будь то творчество, восточные единоборства или бухгалтерский учёт, вам необходимо сосредоточить всё своё внимание на практике.
Или нет?
Авторы первоначального исследования, на котором Гладуэлл основывал свои цифры, утверждают, что он не совсем правильно понял о чём шла речь в их работе.
В 1993 году Андерс Эрикссон, Ральф Крампе и Клеменс Теш-Рёмер опубликовали результаты исследования, проведённого среди группы студентов-скрипачей Берлинской музыкальной академии. Выяснилось, что наиболее успешные из них к двадцати годам в среднем имели за своими плечами по 10 000 часов практики. Эти данные впоследствии стали важной частью научной литературы об опытных исполнителях, но лишь в 2008 году, после публикации книги Гладуэлла, привлекли широкое внимание за пределами научного сообщества.
Почему?
- «10 000» - цифра, которую легко запомнить. Она было бы гораздо менее эффективной, если бы скрипачи к двадцати годам посвятили практике 11 000 часов.
- Данное правило удовлетворяет человеческое желание обнаружить простую причинно-следственную связь: просто посвятите 10 000 часов чему угодно, и вы станете мастером.
Что не так с правилом 10 000 часов?
🎻 Во-первых, в 10 000 часов нет ничего особенного или волшебного. Гладуэлл мог бы с тем же успехом назвать среднее количество времени, которое лучшие ученики-скрипачи практиковали к восемнадцати годам (примерно 7400 часов), но он предпочёл говорить об общем времени занятий, накопленном ими к двадцати годам, потому что это красивая круглая цифра.
Так или иначе, в восемнадцать или двадцать годам эти ученики были далеки от мастерства игры на скрипке. Это были довольно хорошие, перспективные студенты, которые, вероятно, смогут достичь вершин мастерства, но на тот момент им предстояло пройти ещё долгий путь.
Пианисты, побеждающие в международных конкурсах пианистов, как правило, делают это в возрасте около 30 лет, и, следовательно, к этому времени они, вероятно, уже уделили от 20 до 25 тысяч часов занятий. Так что 10 тысяч часов — это, в лучшем случае, лишь половина пути.
🎻 Во-вторых, 10 000 часов на момент исследования - это средний показатель. Половина скрипачей из исследования на самом деле не набрала и их. Гладуэлл неверно истолковал этот факт и ошибочно заявил, что все скрипачи в этой группе набрали более 10 000 часов.
🎻 В-третьих, Гладуэлл не различал тип практики, которой занимались музыканты в исследовании — весьма специфический вид практики, называемый «сознательной практикой», который подразумевает постоянный выход за пределы зоны комфорта и выполнение специально разработанных упражнений, цель которых развитие определенных способностей.
✉️ Ещё немного информации
Вот вам информация об ещё одном увлекательном исследовании Джона Хейза, профессора когнитивной психологии из Университета Карнеги-Меллона, который хотел изучить связь между опытом и творческим результатом ведущих композиторов мира.
Больше всего его интересовал вопрос: «Через какое время после того, как человек начинает интересоваться музыкой, он становится музыкантом мирового класса?»
Проанализировав тысячи музыкальных произведений, созданных в период с 1685 по 1900 год, включая большинство классических произведений, Хейз составил список из 500 произведений, которые часто исполнялись симфоническими оркестрами по всему миру и считаются «шедеврами». Эти 500 популярных произведений были созданы в общей сложности 76 композиторами.
Хейз составил хронологию творчества каждого композитора и подсчитал, сколько времени они работали, прежде чем создали свои самые популярные произведения. Он обнаружил, что почти каждый «шедевр» был написан после десятого года творчества композитора. (Из 500 произведений было лишь три исключения, написанные на восьмом и девятом годах.)
Ни один человек не создавал выдающихся произведений, не посвятив им десятилетие практики. Даже такому гению, как Моцарт, который, как известно, уже к пяти годам мог сочинять, пришлось работать не менее десяти лет, прежде чем создать что-то, что стало бы популярным.
Профессор Хейз стал называть этот период, наполненный упорным трудом и малым признанием, «десятью годами молчания».