Когда австрийский физик Эрвин Шрёдингер придумал своего знаменитого кота, скорее всего, он не знал, что виолончелисты давно живут в этом парадоксе.
Сегодня, возможно, впервые в истории рискну "апгрейднуть обыкновенное музыкознание" до уровня CERN (ЦЕРН - Европейская организация по ядерным исследованиям).
Мой "апгрейд" подразумевает, что теперь мы попробуем "выражаться столь же сложными понятиями", как физики в ЦЕРНе, но в контексте музыки.
"Апгрейд до уровня CERN" — это будет шутливая метафора, означающая, что мы поднимем свои знания/навыки до космических (точнее, адронных!) высот.
И пусть в ЦЕРНе — коллайдер, а у нас будет челла. Но если подумать... оба создают резонанс.
Рискнём? Вот темы:
1) Почему виолончель — это квантовый объект
Пока смычок не коснулся струн, я одновременно и виртуоз, и неумеха.
2) Как принцип неопределённости объясняет вечно теряющуюся канифоль
Чем тщательнее ищешь, тем меньше шансов найти.
3) Почему дирижёр — это ускоритель частиц для музыкантов
Чем энергичнее он машет, тем хаотичнее летят наши ноты в зал
4) Тёмная материя в моём футляре
Там исчезают: канифоль, сурдина и надежда сыграть идеально.
5) Музыкальная мультиверсия
Где-то в параллельной вселенной я уже сыграла этот пассаж без фальши. Жаль, не здесь.
Может быть, эти размышления расширят область музыкальной физики. Или, как минимум, натолкнут на новые идеи для творчества.
Эксклюзив, одним словом!
У меня даже сложился своеобразный "виолончельно-квантовый кодекс", в котором упоминается и кот, и футляр, и виолончель:
1. Если Шрёдингер искал кота — мы ищем идеальный строй между юмором и наукой.
2. Объясняем расстроенные виолончельные струны квантовыми флуктуациями (и это прокатит!).
3. Футляр официально признаём арт-объектом с функцией «Хранить все возможные состояния виолончели».
Теперь можно гордо заявить:
«Мы, виолончелисты, не только струны дергаем — мы и квантовые законы нарушаем!»
- Например, мы мастерски работаем с невидимым:
— Физики вычисляют волновые функции, а мы чувствуем вибрацию струн, не видя электронов.
- Мы понимаем суперпозицию на практике:
«Этот пассаж — и ля-мажор, и си-бемоль минор, пока дирижёр не посмотрел в мою сторону».
- Мы доверяем непредсказуемости:
— Расстроенная струна перед концертом — это наш личный «кот Шрёдингера».
Примеры как ввернуть это в светскую беседу
После концерта:
«Моя виолончель сегодня была в суперпозиции: и фальшивила, и нет. Пока не начали играть — никто не знал!»
На репетиции:
«Давай сыграем как электрон — сразу две ноты, а дирижёр пусть сам решает, что услышал».
Глубокомысленно
Шрёдингер, возможно, никогда не держал виолончель, но его уравнение описывает волны — а мы "на них" играем. Значит, мы ближе к квантовой физике, чем кажется!
Виолончель как квантовый компьютер
Наш инструмент уже умеет то, над чем бьются учёные: обрабатывать информацию волнами.
Каждый пассаж — это расчёт, где вибрация струн вычисляет эмоции лучше любого алгоритма!
«Моя челла сегодня решала уравнение Шрёдингера... Ответ — ля-бемоль, и он мне не нравится».
Дуэт с неопределённостью
Принцип Гейзенберга гласит:
нельзя точно знать и положение, и скорость частицы.
Виолончелисты давно это просекли:
«Ты точно уверен, что это был фа-диез? А если прислушаться?»
«Чем точнее я играю ритм, тем меньше помню, куда делся мой метроном».
Квантовая канифоль
Учёные ищут «клей» для квантовых состояний.
Мы уже нашли свой — обычная канифоль! С ней смычок и скользит, и цепляется одновременно (настоящая суперпозиция трения).
Многомировая интерпретация концерта
В одной вселенной я сыграла идеально.
В другой — забыла ноты.
В третьей — виолончель внезапно запела голосом Шрёдингера.
Но гонорар я получила только в этой!
Тёмная материя в футляре
Куда деваются пропавшие канифоль, сурдина и карандаш? Возможно, в футляре есть портал в пятое измерение.
Или просто муж опять «временно позаимствовал»?
Виолончельный телепорт Квантовая запутанность позволяет частицам мгновенно влиять друг на друга: стоит кому-то начать играть Баха — как другой уже мысленно заказывает пиццу.
Главный секрет
Все эти квантовые шутки — просто повод сказать: «Мы все - гении! Если теория струн верна — то наши виолончели звучат во всех параллельных вселенных!»
Небольшой "квантовый" ликбез (вместо Заключения)
- Виолончель — это "коллапсирующая волновая функция"
Пока не провёл смычком — звучат все ноты сразу. Тронул струну — и вот уже реальность определилась: либо "ля", либо "ща-бемоль".
- Смычок — "наблюдатель Гейзенберга"
Чем точнее играешь ритм, тем меньше понимаешь, куда делся метроном. Принцип неопределённости в действии!
- Футляр — "чёрная дыра"
Всасывает мелкие предметы и иногда надежды. Обратно возвращает только расстроенные струны.
- Первая позиция — "квантовый тоннель"
Кажется близко, но чтобы попасть туда без фальши, нужно преодолеть энергетический барьер.
- Вибрато — "спин электрона"
Крутишь-вертишь, а в итоге всё равно непонятно: то ли это нота, то ли её квантовый след.
- Дирижёр — "ускоритель частиц"
Разгоняет темп до световых скоростей, а потом удивляется, почему у оркестра "коллапс волновой функции".
- Концерт — "квантовая запутанность"
Мы и публика — связанные частицы. Один фальшивый "ща-бемоль" — и весь зал морщится одновременно.
- Камертон — "бозон Хиггса"
Даёт массу звуку. Без него все ноты разлетаются как неуловимые нейтрино.
- Аппликатура — "мультивселенная"
Когда в одной реальности взял чистое "до", в другой — промахнулся на полтона. Обе версии существуют одновременно.
- Фальшивая нота — "тёмная материя"
Все знают, что она есть, но предпочитают делать вид, что её нет.
А в жизни всё может быть… Даже то, что когда-нибудь мы найдём в футляре не только виолончель, но и того самого кота. Живого. Или нет. Пока не заглянем!
Или однажды физики напишут уравнение «виолончельного смычка в n-мерном пространстве». И первыми его поймут именно виолончелисты!
В любом случае, теперь-то мы продвинутее тех, кто думает, что Шрёдингер — это порода кота! 😼🎻⚛️