Найти в Дзене

Виолончелисты и Шрёдингер: наконец-то встретились

Когда австрийский физик Эрвин Шрёдингер придумал своего знаменитого кота, скорее всего, он не знал, что виолончелисты давно живут в этом парадоксе.

Сегодня, возможно, впервые в истории рискну "апгрейднуть обыкновенное музыкознание" до уровня CERN (ЦЕРН - Европейская организация по ядерным исследованиям).

Мой "апгрейд" подразумевает, что теперь мы попробуем "выражаться столь же сложными понятиями", как физики в ЦЕРНе, но в контексте музыки.

"Апгрейд до уровня CERN" — это будет шутливая метафора, означающая, что мы поднимем свои знания/навыки до космических (точнее, адронных!) высот.

И пусть в ЦЕРНе — коллайдер, а у нас будет челла. Но если подумать... оба создают резонанс.

Рискнём? Вот темы:

1) Почему виолончель — это квантовый объект

Пока смычок не коснулся струн, я одновременно и виртуоз, и неумеха.

2) Как принцип неопределённости объясняет вечно теряющуюся канифоль

Чем тщательнее ищешь, тем меньше шансов найти.

3) Почему дирижёр — это ускоритель частиц для музыкантов

Чем энергичнее он машет, тем хаотичнее летят наши ноты в зал

4) Тёмная материя в моём футляре

Там исчезают: канифоль, сурдина и надежда сыграть идеально.

5) Музыкальная мультиверсия

Где-то в параллельной вселенной я уже сыграла этот пассаж без фальши. Жаль, не здесь.

Может быть, эти размышления расширят область музыкальной физики. Или, как минимум, натолкнут на новые идеи для творчества.

Эксклюзив, одним словом!

У меня даже сложился своеобразный "виолончельно-квантовый кодекс", в котором упоминается и кот, и футляр, и виолончель:

1. Если Шрёдингер искал кота — мы ищем идеальный строй между юмором и наукой.

2. Объясняем расстроенные виолончельные струны квантовыми флуктуациями (и это прокатит!).

3. Футляр официально признаём арт-объектом с функцией «Хранить все возможные состояния виолончели».

-2

Теперь можно гордо заявить:

«Мы, виолончелисты, не только струны дергаем — мы и квантовые законы нарушаем!»

  • Например, мы мастерски работаем с невидимым:

— Физики вычисляют волновые функции, а мы чувствуем вибрацию струн, не видя электронов.

  • Мы понимаем суперпозицию на практике:

«Этот пассаж — и ля-мажор, и си-бемоль минор, пока дирижёр не посмотрел в мою сторону».

  • Мы доверяем непредсказуемости:

— Расстроенная струна перед концертом — это наш личный «кот Шрёдингера».

Примеры как ввернуть это в светскую беседу

После концерта:

«Моя виолончель сегодня была в суперпозиции: и фальшивила, и нет. Пока не начали играть — никто не знал!»

На репетиции:

«Давай сыграем как электрон — сразу две ноты, а дирижёр пусть сам решает, что услышал».

Глубокомысленно

Шрёдингер, возможно, никогда не держал виолончель, но его уравнение описывает волны — а мы "на них" играем. Значит, мы ближе к квантовой физике, чем кажется!

Виолончель как квантовый компьютер

Наш инструмент уже умеет то, над чем бьются учёные: обрабатывать информацию волнами.

Каждый пассаж — это расчёт, где вибрация струн вычисляет эмоции лучше любого алгоритма!

«Моя челла сегодня решала уравнение Шрёдингера... Ответ — ля-бемоль, и он мне не нравится».

Дуэт с неопределённостью

Принцип Гейзенберга гласит:

нельзя точно знать и положение, и скорость частицы.

Виолончелисты давно это просекли:

«Ты точно уверен, что это был фа-диез? А если прислушаться?»

«Чем точнее я играю ритм, тем меньше помню, куда делся мой метроном».

Квантовая канифоль

Учёные ищут «клей» для квантовых состояний.

Мы уже нашли свой — обычная канифоль! С ней смычок и скользит, и цепляется одновременно (настоящая суперпозиция трения).

Многомировая интерпретация концерта

В одной вселенной я сыграла идеально.

В другой — забыла ноты.

В третьей — виолончель внезапно запела голосом Шрёдингера.

Но гонорар я получила только в этой!

Тёмная материя в футляре

Куда деваются пропавшие канифоль, сурдина и карандаш? Возможно, в футляре есть портал в пятое измерение.

Или просто муж опять «временно позаимствовал»?

Виолончельный телепорт Квантовая запутанность позволяет частицам мгновенно влиять друг на друга: стоит кому-то начать играть Баха — как другой уже мысленно заказывает пиццу.

Главный секрет

Все эти квантовые шутки — просто повод сказать: «Мы все - гении! Если теория струн верна — то наши виолончели звучат во всех параллельных вселенных!»

-3

Небольшой "квантовый" ликбез (вместо Заключения)

  • Виолончель — это "коллапсирующая волновая функция"

Пока не провёл смычком — звучат все ноты сразу. Тронул струну — и вот уже реальность определилась: либо "ля", либо "ща-бемоль".

  • Смычок "наблюдатель Гейзенберга"

Чем точнее играешь ритм, тем меньше понимаешь, куда делся метроном. Принцип неопределённости в действии!

  • Футляр "чёрная дыра"

Всасывает мелкие предметы и иногда надежды. Обратно возвращает только расстроенные струны.

  • Первая позиция "квантовый тоннель"

Кажется близко, но чтобы попасть туда без фальши, нужно преодолеть энергетический барьер.

  • Вибрато "спин электрона"

Крутишь-вертишь, а в итоге всё равно непонятно: то ли это нота, то ли её квантовый след.

  • Дирижёр "ускоритель частиц"

Разгоняет темп до световых скоростей, а потом удивляется, почему у оркестра "коллапс волновой функции".

  • Концерт "квантовая запутанность"

Мы и публика — связанные частицы. Один фальшивый "ща-бемоль" — и весь зал морщится одновременно.

  • Камертон "бозон Хиггса"

Даёт массу звуку. Без него все ноты разлетаются как неуловимые нейтрино.

  • Аппликатура "мультивселенная"

Когда в одной реальности взял чистое "до", в другой — промахнулся на полтона. Обе версии существуют одновременно.

  • Фальшивая нота "тёмная материя"

Все знают, что она есть, но предпочитают делать вид, что её нет.

А в жизни всё может быть… Даже то, что когда-нибудь мы найдём в футляре не только виолончель, но и того самого кота. Живого. Или нет. Пока не заглянем!

Или однажды физики напишут уравнение «виолончельного смычка в n-мерном пространстве». И первыми его поймут именно виолончелисты!

В любом случае, теперь-то мы продвинутее тех, кто думает, что Шрёдингер — это порода кота! 😼🎻⚛️