Народный одесский пересказ с Привоза
Том первый. Про мир (который таки война, но в перчатках)
Сидят на Дерибасовской, чай пьют. Ой, простите, в Петербурге, в салоне. Шо такое салон 1805 года? Это вам не парикмахерская! Это где собираются люди, у которых есть время обсуждать людей, у которых времени нет. По-французски. Потому что на русском это базар, а на французском — высокое искусство. Как селёдка: на Привозе — рыба, в ресторане — деликатес.
Пьер Безухов
Слушайте, я вам расскажу за Пьера. Толстый? Толстый. В очках? В очках. Миллионер? Миллионер! Ну шо вы хотите от человека, у которого есть всё, кроме смысла жизни? У него философский зуд — то он масон (мама узнает — инфаркт!), то он Наполеона убивать собрался (с одним пистолетом, как Мойша на танк с вилкой).
Женился на Элен. Зачем? А вы пробовали отказать женщине, когда у вас миллион, а у неё — декольте? Это вам не философия, это чистая математика: миллион делим на декольте — получаем свадьбу. Потом развод. Но это потом.
Андрей Болконский
Ой, этот Болконский! Красивый — да, умный — да, героический — да. Но занудный — это таки ДА с восклицательным знаком! Знаете анекдот? Встречаются два князя. Один говорит: "Жизнь бессмысленна". Второй: "Таки да, но платят хорошо". Так вот, Болконский — это первый.
Идёт на войну. От жены. Говорит — за славой. Я вам скажу секрет: легче с Наполеоном договориться, чем с беременной женой. С Наполеоном хоть ясно — он хочет Европу. А беременная жена? Она сама не знает, шо хочет! То солёные огурцы, то умереть, то новое платье, то опять умереть.
Наташа Ростова
Тринадцать лет, влюблена. В кого? Ой, не спрашивайте! Сегодня в Бориса, завтра в Андрея, послезавтра в Анатоля. Это не любовь, это абонемент! Но шо вы хотите от девочки, которая выросла в семье, где папа проигрывает имение, мама считает копейки, а брат стреляется из-за карточного долга? Романтика — это единственное, что бесплатно!
Том второй. Про войну (которая таки бизнес, но с пушками)
Аустерлиц
Знаете, шо такое Аустерлиц? Это когда русские идут спасать австрийцев от французов. Логика? А кто сказал, что в войне должна быть логика? Война — это как брак: втянулся по глупости, выйти не можешь по обстоятельствам.
Кутузов спит на военном совете. Все возмущаются: "Как можно спать, когда решается судьба Европы?" А я вам скажу — это единственный умный человек! Зачем слушать австрийских генералов? Они таки проиграют, но красиво, с планами. Лучше выспаться — хоть польза будет.
Болконский со знаменем бежит в атаку. Героизм? Фигушки! Просто подумал: "Или герой мёртвый, или муж живой". Выбор очевидный! Ранили, лежит, в небо смотрит. "Какое небо!" — думает. Я вам скажу почему он раньше не замечал — некогда было! Жена, служба, экзистенциальный кризис... Кто ж на небо смотреть будет?
Том третий. Про любовь (которая таки бизнес, но с чувствами)
Наташа выросла, влюбилась в Андрея. Андрей влюбился в Наташу. Казалось бы — мазл тов, покупайте кольца! Но нет!
Старый Болконский против. Почему? А почему бы и да? В хороших семьях если родители сразу согласны — это подозрительно. Либо с женихом что-то не то (банкрот?), либо с невестой (беременна?), либо родители уже всё решили (а это совсем страшно!).
"Год ждать!" — говорит папа. Умный человек! За год можно: а) передумать; б) найти лучше; в) разориться; г) все вышеперечисленное. Это вам не любовь, это инвестиция! Надо проверить ликвидность!
Анатоль Курагин
Появляется Анатоль. Красавец? Красавец. Идиот? Идиот. Женат? Женат! Идеальный любовник! Почему идеальный? Потому что идиот — не будет умничать, женат — не женится, красавец — приятно посмотреть. Что ещё нужно для скандала?
Наташа хочет бежать. Куда? Зачем? Ой, не спрашивайте восемнадцатилетнюю девочку про логику! В восемнадцать лет логика — это как кошерная свинина. Вроде слова знакомые, но вместе не сочетаются.
Пьер мешает. Почему? А шо ему ещё делать? У него миллион, плохая жена и хорошее сердце. Опасная комбинация! Человек с деньгами и без дела — это катастрофа для окружающих. Он обязательно начнёт всех спасать!
Том четвертый. Про нашествие (или Как Наполеон Искал в Москве Париж)
1812 год
Наполеон идёт на Москву. Зачем? Ой, вы думаете, он сам знает? Говорит — величие, слава, империя... Я вам скажу — от Жозефины сбежал! Знаете, шо общего у всех великих полководцев? Плохие жёны! Если бы дома было хорошо, они бы Европу не завоёвывали, а тапочки искали.
Бородино
Великая битва! Кто победил? Французы говорят — они. Русские говорят — они. А я вам скажу — победил тот, кто поле боя продавал крестьянам под картошку через два года. Вот это бизнес!
Кутузов отдаёт Москву. Все в шоке: "Как можно отдать Москву?!" А я спрошу: "А шо с ней делать зимой?" Это вам не Ницца! Пусть Наполеон посидит в Москве без отопления, без продуктов, без развлечений. Через месяц сам сбежит. И таки сбежал!
Пьер идёт убивать Наполеона
С чем идёт? С пистолетом. Один. План? Какой план?! Это оксюморон, как умный дурак или честный политик!
Попал в плен. Ну конечно! Шо вы хотели? Человек в очках, с пистолетом, без плана идёт убивать императора. Это не покушение, это водевиль!
Эпилог (или Все Женились и Были Несчастливы По-Своему)
Наташа и Пьер
Наташа вышла за Пьера. Растолстела (как не растолстеть с таким мужем-философом?), родила детей (надо же чем-то заниматься), хозяйством занялась. Счастлива? А шо такое счастье? Это когда некогда думать, счастлив ты или нет! У неё четверо детей, муж-философ и прислуга, которая ворует. Какое счастье? Выжить бы!
Николай и Марья
Николай женился на Марье. За деньги. Романтично? Как сказать... Зато практично! Знаете еврейскую мудрость? "Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда". Они полюбили друг друга. После свадьбы. Это называется — рациональный подход. Сначала капитал объединили, потом сердца. Экономично!
А Наполеон?
Проиграл. Почему? Ой, я вам скажу почему! Воевать в России — это как играть в карты с бабушкой. Правила она меняет по ходу игры, карты прячет в рукаве, а если проигрывает — говорит, что вообще в шахматы играла!
Мы отступаем — мы побеждаем. Мы наступаем — мы проигрываем. Логика? А кто сказал, что в России должна быть логика? У нас своя логика — алогичная!
И знаете, шо я вам скажу в заключение? Толстой — он четыре тома написал. Зачем? А чтоб было! Можно было в двух словах: война — плохо, мир — дорого, любовь — хлопотно, жизнь — продолжается, но счёт приходит всегда!
Но если бы он так написал, кто бы его читал? А так — классика! На полке стоит, образованность показывает. Как рояль в доме — играть не умеем, но культурно!
Вот вам и вся философия: в России всё не так, как кажется, но именно так, как получается. И это, между прочим, не баг, а фича!