Молодой СССР, молодая советская авиация 1930-40-х годов была бы не так успешна без своих уникальных пулемётов и пушек. А кто же создал смертоносные ШКАС и ШВАК, которые дали ВВС СССР преимущество? В чем секрет их прорывных разработок? Давайте разбираться вместе.
Три гениальных создателя авиационных пушек ШКАС и ШВАК
Совсем недавно, мы с вами вспоминали легендарный дуэт конструкторов-оружейников, которые создали уникальные авиационные пушки ГШ (Грязева и Шипунова).
Сегодня мы отдадим память новаторам, пионерам, трём великим инженерам, которые вооружили СССР для смертельных воздушных боёв в далекие 1930-40 годы (Шпитальному, Комарицкому и Владимирову).
1. Шпитальный – главный «генератор идей» и организатор
Борис Гаврилович Шпитальный родился 27 августа 1902 года в Вильно (ныне Вильнюс). После окончания школы поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где проявил интерес к оружейному делу. Уже в студенческие годы начал работать над системами автоматического стрелкового вооружения.
В конце 1920-х годов занялся разработкой авиационного пулемёта, что и стало началом его известности. Совместно с инженером И.А. Комарицким создал авиационный пулемёт ШКАС, ставший основным вооружением советских самолётов 1930-х годов. Позже вместе с С.А. Владимировым разработал крупнокалиберный пулемёт и пушку ШВАК.
В годы ВОВ продолжал совершенствовать авиационное вооружение. Участвовал в создании систем синхронизации стрельбы через винт. Автор экспериментального «Ультра-ШКАС» (до 3000 выстр/мин), который в серию не пошёл из-за быстрого износа.
После войны занимался проектами авиационных пушек и научной работой. Был удостоен звания Героя Социалистического Труда за вклад в оборонную промышленность. Написал ряд научных трудов по теме автоматического вооружения.
Умер в 1972 году в Москве, оставив значительный след в истории оружейного дела СССР.
2. Комарицкий – практик и инженер-технолог
Иринарх Андреевич Комарицкий родился в Туле в 1891 году в семье приказчика. В 1908 году окончил Тульское ремесленное училище и остался там мастером, а через два года поступил в Тульскую оружейную школу, а позднее в артиллерийский инженерный институт.
Во время Первой мировой войны его мастерская занималась ремонтом стрелкового оружия. Первым серьёзным проектом стало усовершенствование винтовки Мосина, где он изменил систему крепления штыка.
Участвовал в разработке системы подачи боеприпасов и схемы автоматики, обеспечивавшей рекордную скорострельность. Был одним из первых в СССР, кто предложил и внедрил многозарядную систему подачи патронов для авиационного оружия.
Настоящую известность Комарицкому принесло сотрудничество с Борисом Шпитальным: в Туле они создали 7,62-мм авиационный пулемёт ШКАС, ставший основным вооружением советских самолётов 1930-х годов. На его базе позднее были разработаны крупнокалиберный пулемёт и пушка ШВАК, а также танковая пушка ТНШ.
Совместно с В.А. Дегтярёвым он создал дисковый магазин на 72 патрона для пистолетов-пулемётов Дегтярёва и Шпагина. В годы Великой Отечественной войны участвовал в создании 37-мм авиапушки и организовывал массовое производство авиационного вооружения для фронта.
Комарицкий умер 28 августа 1971 года и был похоронен в Москве на Химкинском кладбище.
3. Владимиров – специалист по крупнокалиберным системам
Сергей Владимирович Владимиров родился в 1900 году в Туле – традиционном центре оружейного производства. С ранних лет был связан с оружейной промышленностью.
В 1920-1930-е годы работал конструктором на оружейных заводах. Создатель крупнокалиберного пулемёта ШВАК (12,7 мм). Соавтор авиационной пушки ШВАК (20 мм). Его разработки широко использовались в советских истребителях и штурмовиках во время войны.
Позже работал над опытными авиационными пушками разных калибров и другими образцами стрелкового и артиллерийского вооружения. В послевоенные годы продолжил конструкторскую деятельность в сфере автоматического оружия.
Был признан одним из ведущих специалистов по авиационному вооружению своего времени. Скончался в 1956 году, оставив после себя наследие, связанное с развитием авиационных пушек.
Уникальные авиапушки ВВС СССР 1930-х годов
1. ШКАС (7,62 мм) – первый скорострельный пулемёт
Первые шаги в создании скорострельного авиационного оружия были сделаны Борисом Гавриловичем Шпитальным и Иринархом Алексеевичем Комарицким в 1930 году. Их совместным детищем стал знаменитый авиационный пулемёт ШКАС (Шпитальный Комарицкий Авиационный Скорострельный) калибра 7,62 мм, принятый на вооружение в 1932 году.
Однако, несмотря на явную перспективность этого образца, он оказался очень сложным и понадобилось 2 года доработки и некоторое упрощение конструкции, так что в серийное производство ШКАС (7,62 мм) пошел в 1934 году.
Его особенностью была поразительная для того времени скорострельность – до 1800 выстр/мин, что делало ШКАС самым скорострельным авиационным пулемётом своего времени. Он устанавливался на различные самолёты, включая легендарные И-16, бомбардировщики СБ и ТБ-3.
Этот пулемёт использовался не только в авиации, но и на танках, бронепоездах и катерах. Высокая надёжность и возможность создавать плотный огневой поток сделали ШКАС незаменимым оружием в боях.
2. ШВАК (12,7 мм) – авиационный крупнокалиберный пулемет
Следующим этапом стал переход от пулемётов к крупнокалиберному оружию. Борис Шпитальный в сотрудничестве с Сергеем Владимировым в 1931 году разработали новый тип вооружения – авиационный пулемёт ШВАК (Шпитальный Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) калибра 12,7 мм.
Официально оружие получило название «12,7-мм авиационный пулемёт системы Шпитального и Владимирова». В 1935 году началось его серийное производство. Но уже вскоре на его основе была создана уникальная авиационная пушка калибра 20 мм.
3. ШВАК (20 мм) – авиационная пушка
Авиационная пушка ШВАК (20 мм) стала настоящим прорывом. Она сочетала высокую скорострельность и достаточную мощность для поражения как воздушных, так и наземных целей.
В 1936 году была выпущена первая партия этих пушек, что дало начало интенсивному развитию этого вида вооружения для ВВС СССР.
В массовое производство поступало три разновидностей: ШВАК КП-20 крыльевая, ШВАК ТП-20 турельная и мотор-пушка ШВАК МП-20. Именно эти пушки устанавливали на истребители Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, штурмовики Ил-2 и даже на тяжёлые бомбардировщики.
Значение этих разработок для СССР
Советские лётчики ценили за надёжность и эффективность авиавооружения от Шпитального, Комарицкого и Владимирова. В условиях, когда каждая секунда в воздушных боях могла решить исход схватки, наличие такого скорострельного и мощного оружия становилось фактором выживания.
Их достижения в 1930-х годах позволили советской авиации получить качественное преимущество в вооружении, что было критически важно в предвоенные годы и начало Великой Отечественной войны. Они стояли у истоков формирования мощной советской школы авиационного вооружения.
Работы этих конструкторов заложили основы для дальнейшего развития советских авиационных пушек. Именно на этом наследии выросло новое поколение инженеров, таких как Василий Грязев и Аркадий Шипунов, которые продолжили традицию создания скорострельного и надёжного оружия, разработав целую серию авиационных пушек (ГШ-23, ГШ-30 и другие).
Так инженерная эстафета от пионеров 1930-х перешла к конструкторам второй половины XX века и сделала советское авиавооружение мировым эталоном.
Вместо заключения
История ШКАС и ШВАК – это не только история техники, но и история людей, чьи идеи и труд определили лицо советской авиации в годы, когда на кону стояла судьба страны. Благодаря их разработкам советские самолёты могли успешно противостоять лучшим истребителям того времени.
Здесь про уникальный тандем двух конструкторов-оружейников:
Здесь про их авиационные пушки ГШ:
А вот ещё про одну советскую пушку, которая и сейчас стоит на вооружении:
А как вы считаете: сыграли ли именно эти образцы оружия решающую роль в успехах советских ВВС в годы Великой Отечественной войны, или всё же определяющим был вклад самих лётчиков?
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне!