Найти в Дзене
Техно Колибри

ШКАС и ШВАК: кто в 1930-х годах создал уникальные пушки для авиации СССР

Оглавление

Молодой СССР, молодая советская авиация 1930-40-х годов была бы не так успешна без своих уникальных пулемётов и пушек. А кто же создал смертоносные ШКАС и ШВАК, которые дали ВВС СССР преимущество? В чем секрет их прорывных разработок? Давайте разбираться вместе.

Три гениальных создателя авиационных пушек ШКАС и ШВАК

Совсем недавно, мы с вами вспоминали легендарный дуэт конструкторов-оружейников, которые создали уникальные авиационные пушки ГШ (Грязева и Шипунова).

Сегодня мы отдадим память новаторам, пионерам, трём великим инженерам, которые вооружили СССР для смертельных воздушных боёв в далекие 1930-40 годы (Шпитальному, Комарицкому и Владимирову).

1. Шпитальный – главный «генератор идей» и организатор

Борис Гаврилович Шпитальный родился 27 августа 1902 года в Вильно (ныне Вильнюс). После окончания школы поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где проявил интерес к оружейному делу. Уже в студенческие годы начал работать над системами автоматического стрелкового вооружения.

В конце 1920-х годов занялся разработкой авиационного пулемёта, что и стало началом его известности. Совместно с инженером И.А. Комарицким создал авиационный пулемёт ШКАС, ставший основным вооружением советских самолётов 1930-х годов. Позже вместе с С.А. Владимировым разработал крупнокалиберный пулемёт и пушку ШВАК.

Борис Гавриилович Шпитальный (1902-1972) – советский оружейный конструктор. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий первой степени.
Борис Гавриилович Шпитальный (1902-1972) – советский оружейный конструктор. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий первой степени.

В годы ВОВ продолжал совершенствовать авиационное вооружение. Участвовал в создании систем синхронизации стрельбы через винт. Автор экспериментального «Ультра-ШКАС» (до 3000 выстр/мин), который в серию не пошёл из-за быстрого износа.

После войны занимался проектами авиационных пушек и научной работой. Был удостоен звания Героя Социалистического Труда за вклад в оборонную промышленность. Написал ряд научных трудов по теме автоматического вооружения.

Умер в 1972 году в Москве, оставив значительный след в истории оружейного дела СССР.

2. Комарицкий – практик и инженер-технолог

Иринарх Андреевич Комарицкий родился в Туле в 1891 году в семье приказчика. В 1908 году окончил Тульское ремесленное училище и остался там мастером, а через два года поступил в Тульскую оружейную школу, а позднее в артиллерийский инженерный институт.

Во время Первой мировой войны его мастерская занималась ремонтом стрелкового оружия. Первым серьёзным проектом стало усовершенствование винтовки Мосина, где он изменил систему крепления штыка.

Участвовал в разработке системы подачи боеприпасов и схемы автоматики, обеспечивавшей рекордную скорострельность. Был одним из первых в СССР, кто предложил и внедрил многозарядную систему подачи патронов для авиационного оружия.

Настоящую известность Комарицкому принесло сотрудничество с Борисом Шпитальным: в Туле они создали 7,62-мм авиационный пулемёт ШКАС, ставший основным вооружением советских самолётов 1930-х годов. На его базе позднее были разработаны крупнокалиберный пулемёт и пушка ШВАК, а также танковая пушка ТНШ.

Иринарх Андреевич Комарицкий (1891-1971) – советский конструктор стрелкового оружия. Лауреат двух Сталинских премий. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Комарицкий,_Иринарх_Андреевич
Иринарх Андреевич Комарицкий (1891-1971) – советский конструктор стрелкового оружия. Лауреат двух Сталинских премий. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Комарицкий,_Иринарх_Андреевич

Совместно с В.А. Дегтярёвым он создал дисковый магазин на 72 патрона для пистолетов-пулемётов Дегтярёва и Шпагина. В годы Великой Отечественной войны участвовал в создании 37-мм авиапушки и организовывал массовое производство авиационного вооружения для фронта.

Комарицкий умер 28 августа 1971 года и был похоронен в Москве на Химкинском кладбище.

3. Владимиров – специалист по крупнокалиберным системам

Сергей Владимирович Владимиров родился в 1900 году в Туле – традиционном центре оружейного производства. С ранних лет был связан с оружейной промышленностью.

В 1920-1930-е годы работал конструктором на оружейных заводах. Создатель крупнокалиберного пулемёта ШВАК (12,7 мм). Соавтор авиационной пушки ШВАК (20 мм). Его разработки широко использовались в советских истребителях и штурмовиках во время войны.

Позже работал над опытными авиационными пушками разных калибров и другими образцами стрелкового и артиллерийского вооружения. В послевоенные годы продолжил конструкторскую деятельность в сфере автоматического оружия.

Семён Владимирович Владимиров (1895-1956) – советский конструктор стрелкового оружия. Лауреат Сталинской премии первой степени. Ведущих специалистов по авиационному вооружению своего времени.
Семён Владимирович Владимиров (1895-1956) – советский конструктор стрелкового оружия. Лауреат Сталинской премии первой степени. Ведущих специалистов по авиационному вооружению своего времени.

Был признан одним из ведущих специалистов по авиационному вооружению своего времени. Скончался в 1956 году, оставив после себя наследие, связанное с развитием авиационных пушек.

Уникальные авиапушки ВВС СССР 1930-х годов

1. ШКАС (7,62 мм) – первый скорострельный пулемёт

Первые шаги в создании скорострельного авиационного оружия были сделаны Борисом Гавриловичем Шпитальным и Иринархом Алексеевичем Комарицким в 1930 году. Их совместным детищем стал знаменитый авиационный пулемёт ШКАС (Шпитальный Комарицкий Авиационный Скорострельный) калибра 7,62 мм, принятый на вооружение в 1932 году.

Однако, несмотря на явную перспективность этого образца, он оказался очень сложным и понадобилось 2 года доработки и некоторое упрощение конструкции, так что в серийное производство ШКАС (7,62 мм) пошел в 1934 году.

Авиационный пулемёт ШКАС (Шпитальный Комарицкий Авиационный Скорострельный) калибра 7,62 мм. Первый в мире скорострельный пулемет.
Авиационный пулемёт ШКАС (Шпитальный Комарицкий Авиационный Скорострельный) калибра 7,62 мм. Первый в мире скорострельный пулемет.

Его особенностью была поразительная для того времени скорострельность – до 1800 выстр/мин, что делало ШКАС самым скорострельным авиационным пулемётом своего времени. Он устанавливался на различные самолёты, включая легендарные И-16, бомбардировщики СБ и ТБ-3.

Этот пулемёт использовался не только в авиации, но и на танках, бронепоездах и катерах. Высокая надёжность и возможность создавать плотный огневой поток сделали ШКАС незаменимым оружием в боях.

Стрелок-радист 367 БАП старший сержант Николай Сергеевич Королев за турелью пулемета ШКАС бомбардировщика С. Б. Источник фото: https://myslo.ru/club/blog/oruzheynaya-sloboda/fscTa5XtVUGndDwa00IzSA
Стрелок-радист 367 БАП старший сержант Николай Сергеевич Королев за турелью пулемета ШКАС бомбардировщика С. Б. Источник фото: https://myslo.ru/club/blog/oruzheynaya-sloboda/fscTa5XtVUGndDwa00IzSA

2. ШВАК (12,7 мм) – авиационный крупнокалиберный пулемет

Следующим этапом стал переход от пулемётов к крупнокалиберному оружию. Борис Шпитальный в сотрудничестве с Сергеем Владимировым в 1931 году разработали новый тип вооружения – авиационный пулемёт ШВАК (Шпитальный Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) калибра 12,7 мм.

Официально оружие получило название «12,7-мм авиационный пулемёт системы Шпитального и Владимирова». В 1935 году началось его серийное производство. Но уже вскоре на его основе была создана уникальная авиационная пушка калибра 20 мм.

ШВАК (12,7 мм) – авиационный крупнокалиберный пулемет для авиации СССР.
ШВАК (12,7 мм) – авиационный крупнокалиберный пулемет для авиации СССР.

3. ШВАК (20 мм) – авиационная пушка

Авиационная пушка ШВАК (20 мм) стала настоящим прорывом. Она сочетала высокую скорострельность и достаточную мощность для поражения как воздушных, так и наземных целей.

В 1936 году была выпущена первая партия этих пушек, что дало начало интенсивному развитию этого вида вооружения для ВВС СССР.

В массовое производство поступало три разновидностей: ШВАК КП-20 крыльевая, ШВАК ТП-20 турельная и мотор-пушка ШВАК МП-20. Именно эти пушки устанавливали на истребители Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, штурмовики Ил-2 и даже на тяжёлые бомбардировщики.

Разновидности авиационной пушки ШВАК (20 мм)
Разновидности авиационной пушки ШВАК (20 мм)

Значение этих разработок для СССР

Советские лётчики ценили за надёжность и эффективность авиавооружения от Шпитального, Комарицкого и Владимирова. В условиях, когда каждая секунда в воздушных боях могла решить исход схватки, наличие такого скорострельного и мощного оружия становилось фактором выживания.

Их достижения в 1930-х годах позволили советской авиации получить качественное преимущество в вооружении, что было критически важно в предвоенные годы и начало Великой Отечественной войны. Они стояли у истоков формирования мощной советской школы авиационного вооружения.

Борис Гаврилович Шпитальный и Семён Владимирович Владимиров со своими соратниками.
Борис Гаврилович Шпитальный и Семён Владимирович Владимиров со своими соратниками.

Работы этих конструкторов заложили основы для дальнейшего развития советских авиационных пушек. Именно на этом наследии выросло новое поколение инженеров, таких как Василий Грязев и Аркадий Шипунов, которые продолжили традицию создания скорострельного и надёжного оружия, разработав целую серию авиационных пушек (ГШ-23, ГШ-30 и другие).

Так инженерная эстафета от пионеров 1930-х перешла к конструкторам второй половины XX века и сделала советское авиавооружение мировым эталоном.

Вместо заключения

История ШКАС и ШВАК – это не только история техники, но и история людей, чьи идеи и труд определили лицо советской авиации в годы, когда на кону стояла судьба страны. Благодаря их разработкам советские самолёты могли успешно противостоять лучшим истребителям того времени.

Здесь про уникальный тандем двух конструкторов-оружейников:

Здесь про их авиационные пушки ГШ:

А вот ещё про одну советскую пушку, которая и сейчас стоит на вооружении:

А как вы считаете: сыграли ли именно эти образцы оружия решающую роль в успехах советских ВВС в годы Великой Отечественной войны, или всё же определяющим был вклад самих лётчиков?

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне!