Найти в Дзене
Ольга Ускова

РОК-Н-РОЛЛ ЖИВ!


Народ, это отзыв на мою книжку от очень интересного парня.
Дмитрия Касаткина (Касатыч). Он режиссер, актер, автор песен.

Это длинный текст, но я публикую его полностью, потому что затронул за что-то очень внутренне.

ОТЗЫВ НА КНИГУ "ЭТЮДЫ ЧЕРНИ" ОЛЬГИ УСКОВОЙ

Долго я собирался сесть за прочтение первого бестселлера Ольги Усковой. В плане было сначала дочитать "Живые и мертвые" Симонова. Но поскольку я купил три тома Симонова, упакованные в один кирпич, то дело с ним затянулось. Уж больно шрифт мелкий получился в этом кирпиче.

Когда у Ольги вышла третья книжка, я всё же решил отложить советского классика. К тому моменту я начал с интересом следить за блогерским творчеством писательницы. Оно сформировало доверие к трём её нашумевшим романам. Однако во мне давно порушилось доверие к каким-либо современным бестселлерам.

Сейчас известные писатели возникают по следующей формуле: сначала ты становишься известным, потом ты становишься писателем. Важно ли обладать при этом выдающимся литературным талантом? Да ну, бросьте. Ну, а поскольку у тебя есть огромный список из недочитанных классиков, ты не спешишь тратить время на книжные хиты, впариваемые издательствами. В общем, при прочтении "Этюды черни" у меня все время висел вопрос: "А стоило ли откладывать Симонова?" Я ждал от книги Ольги Усковой весомых аргументов, что стоило.

Для интеллекта произведение Ольги действительно оказалось вкусным. Есть в нем своя добротная "Пелевинщина" в хорошем понимании этого слова. И очень занятно завернут сюжет, как наш отечественный Искусственный Интеллекта нагнул мировое зло. То нам устраивало "контргамбиты", а мы его взяли и вынесли в Чапаева.

Опять же язык книги легко ложится в мозг. По "рок-н-ролльному" книга написана. У таких текстов всегда есть неоспоримый плюс в виду мощного заряда энергии. Когда начинаешь их дорабатывать напильником, то "рок-н-ролльная" энергия теряется. Тут же Ольга и панка нормально дала. С анекдотом про Фредди Меркьюри даже меня заставила поднять челюсть с пола. Хотя я рок-н-ролльщик со стажем.

В продолжении темы "рок-н-ролла" хочется отметить тему секса в книге. Тут должен сделать пояснение. В свое время моя мама дала хорошее определение сексу. Она сказала, что это более широкое понятие, чем принято думать. Соответственно секс - это не только физиология, но и общение в течение дня, прикосновения, проникание друг в друга на ментальном уровне, единение душ. Со своей мамой в плане определения секса я полностью согласен. Отсюда спешу заключить, что в книге "Этюды Черни" секс есть и этот секс правильный. Я даже не припомню, чтобы кто-то в нашей современной культуре столь правдиво затрагивал тему секса. Из-за обилия эротизма в рекламе, из-за полупорнографичного шоу-бизнеса наша массовая культура стала асексуальна. Более того, у массы людей нет понимания, что заполонившая интернет порнография, вообще, не про настоящий секс. А вот у Ольги в книге настоящий секс есть и, конечно же, он вырастает из любви.

Что касательно любви, то она тоже подана читателю с правдой жизни. В книге очень много пронзительной правды. Возникает один из главных признаков стоящей литературы, когда читатель читает про себя. Я про себя в книге "Этюды Черни" многое прочитал. Взять хотя бы эпизод про художника Курдюкова, который выхаживал своего сына с ДЦП. При прочтении данного эпизода я тут же вспомнил своего однокурсника Женьку Берёзу.

Женька, будучи школьником, попал в автомобильную аварию. Лет 10 ему примерно было. Врачи сказали, что мальчик больше ходить не будет. Отец Берёзы с этим не согласился. Вопреки мнению врачей папа поставил своего сына на ноги. На это ушли годы. Позже отец отдал Женьку в секцию спортивной ходьбы. Я пробовал однажды с Берёзой походить на перегонки. Он припустил так, что я его с трудом догнал бегом.

Особенно интересен в этой истории факт того, что женькин отец рисует картины. Мужик живёт на окраине городка Пестово, что в Новгородской губернии. Рисует папа исключительно для себя и свои картины никому не показывает. Женька говорит, что папины произведения спрятаны на чердаке дома. Вот такая реальная история во мне срезонировала.

Прочитав историю художника Курдюкова, я немедленно полез в интернет смотреть его картины. Удивился тому, как похожи они на акварели Генри Миллера.

К слову сказать, Генри Миллер, которого перманентно уличали в порнографии, как раз был одним из первых писателей, позволивших себе честно написать про секс. Тут вот что интересно. Данный подход всегда подталкивает человека к исповедальному творчеству. Исповедь всегда происходит через преодоление себя. Насколько я понял, книга для Ольги стала тем самым преодолением.

Как Тургенев, разбирающийся путем написания "Отцы и дети", с Базаровым внутри себя, так и Ольга в "Этюдах Черни" переступает через свои "страхи". Думаю, в какой-то мере это и "страх исповеди". Я бы его сравнил со страхом холодной воды. К ней тело никогда не может привыкнуть. И даже если ты распаренный в бане опрокидываешь на себя ледяное ведро, то все равно заставляешь себя это делать, преодолевая внутренний барьер. Также и с исповедью. Когда стоишь в очереди на неё, то постоянно ощущаешь внутреннее сопротивление. В случае исповедального творчества запускается механизм вскрытия самого себя. Писатель открывает своё сердце, что вряд ли может проходить безболезненно.

Путь сердца выводит по жизни человека на людей, которые его "посвящают". От них человек начинает узнавать, что мир зачастую не является тем, чем он нам кажется. С каким же упоением я читал про посиделку за столом, когда обсуждалась книга Енохи. В моей жизни подобные разговоры случаются редко. Они остались по большей части в молодости. Тогда мои друзья, готовые обсуждать "Божественную комедию" Данте Алигьери, рубаи Омара Хайяма или философию Ницше, выпивали вдохновенно и качественно. Сегодня все закодированы. Добавьте сюда жён, не одобряющих заумные разговоры в "рок-н-ролльном" стиле. Короче, я читал эпизод, упоминающий "Книгу Еноха", с доброй ностальгирующей завистью. И после, кстати, думал, а будет ли упомянут в книге Арихман?
Не ошибся.

Ну и Курехинская тема с рекой. Конечно же, у меня есть своя река. Я про неё не раз писал в своём блоге. В моих обоих спектаклях есть тема реки и она каждый раз становится главной метафорой сверхзадачи. Когда я читал эпизод про Курехина, то представлял себя беседующим с ним. Я рассказывал ему про свою таинственную Сендегу, и о том, что русло и течение её вечны.

Пока я писал данный отзыв, то понял, что захочу перечитать "Этюды Черни". Думаю, вы разобрались с моей оценкой книги.
Ольге за неё искренняя благодарность.

КАСАТЫ4. Записки режиссёра