Галатская башня была построена, как оборонительное сооружение по схеме, разработанной Холмсом.
Это был период в архитектуре оборонительных сооружений, который продвигал Филипп II Август (годы правления 1190–1223).
В конце XII-го века появились мощные требушеты, превосходящие баллисты (мангонели). Крепости устарели.
Развитие строительных технологий позволяло строить более прочные каменные сооружения. Филипп II Август начал строить хорошо укреплённые замки правильной формы, по углам которых стояли круглые башни.
В центре главного двора стояла большая цитадель (донжон). Позже большую башню стали выносить за пределы оборонительных стен. Она заменяла самую слабую угловую башню. Этим способом укреплялась пассивная отдельно стоящая жилая и административная цитадель и повышалась роль мощной боевой угловой в уязвимом углу ограды.
Круглая башня была устойчива к обстрелу из торсионной артиллерии. Внутреннее пространство и крепостные стены были лучше защищены. Кроме того, на ней устанавливали тяжелые орудия, которые вели ответный огонь сверху и лучше размещались воины и склады с боеприпасами, которые были главной целью осаждающих. Такие крепости строили по всей Европе до появления пороховой артиллерии во второй половине XV-го века. В этом смысле Галатская башня была большим донжоном на передовой в самом уязвимом месте на берегу. Она противостояла тяжелым осадным орудиям и защищала тылы Пера.
Землетрясение 1509 года в Константинополе назвали «Киямет-и Сугра» (Малый Судный день). Оно нанесло большой ущерб многим укреплениям Галаты. Галтская башня тоже была сильно повреждена. В 1510 голу в Константинополе завершился масштабный ремонт и в Галате его отметили мемориальной плитой, автором которой был архитектор Мурад. Установили ее на воротах Ягкапаны на берегу моря.
На фотографии ниже четко видны два последовательных кирпичных ряда на гладкой поверхности башни Галата. Это следы ремонта, который провели после землетрясения 1509 года под руководством архитектора Мурада.
Согласно утверждениям Анадоля и Ариоглу, что часть кирпичной кладки на уровне второго этажа относится к генуэзскому периоду, а Эйидже утверждал, что верхняя часть второго ряда на уровне третьего этажа выложена
османами. К этому выводу он пришел, изучая кирпичный узор на этом ряду, который имеет «типичный османский орнаментальный характер». Следовательно, по его мнению, часть Галатской башни до второго ли третьего этажа строили генуэзсцы, а верхняя часть османская постройка..
Верхняя часть башни изменилась в результате нескольких стихийных катаклизмов 1794, 1831 и 1875 годов. Сегодняшний вид башня приобрела после больших реставрационных работ, проведенных в 1964-1967 годах.
Следует обратить внимание на перепады высот между вторым и четвертым этажами. Всего в башне восемь этажей. Первые четыре этажа соединяет между собой кирпичная сводчатая галерея с лестницей, втроенной в стены башни.
Дальше этажи соединяет деревянная винтовая лестница, проходящая через основное внутреннее пространство башни. Толщина стен д четвертого этажа составляла 3,75 метра, а выше стены тоньше. Толщину стен уменьшает кирпичная сводчатая галерея, находящаяся с южной стороны в направлении колонии.
Башня располагалась на передовой и ее стены башни Галата были намного толще стен других башен. Они должны были выдерживать интенсивны обстрел из тяжелых орудий. Толщина стен других башен составляла 1,5-2 метра. Генуэзцы в Галате использовали для строительства местные материалы, так как средние размеры кирпичей в сводчатой галерее на первых четырех этажах такие же, как и в других башнях XIV века в Галате и в поздневизантийских постройках в Стамбуле.
Сохранилась учесть башни высотой 23 метра. Если учесть сокращение на 7,5 метра, о котором упоминает Ахмед Вефик-паша, то можно предположить что башня имела высоту 30 метров. Но точная высота башни в генуэзское время неизвестна.
Бойницы в генуэзской части башни не подходят для стрельбы из луков. Они слишком глубокие и узкие и основание неудобно наклонено. Вероятно они существовали только для вентиляции естественного освещения внутреннего пространства башни. Настоящими амбразурами были три большие бойницы на третьем этаже. Основная огневая мощь башни обеспечивалась на с широкой площадки, расположенной на уровне зубцов.
Скорее всего, часть башни до четвертого этажа относится к генуэзскому периоду: башня имеет архитектурную целостность внешних стен от уровня земли до второго этажа и до четвертого этажа внутри. Но невозможно с полной уверенностью сказать, что часть башни, находящаяся выше была восстановлена после землетрясения 1509 года. Потому что во втором ряду кирпичной кладки на уровне третьего этажа османский орнамент присутствует только на одной четверти с южной стороны, как и весь ряд кирпичной кладки, который разделяет шестой и седьмой этажи. Кроме того, на стыках кирпичного ряда в разных местах видны длинные диагональные трещины.
Единственно известное событие, которое нанесло значительный ущерб конструкции башни, было разрушения 1453 года. Все ремонтные работы в последующие века затрагивали только части башни, расположенные значительно выше.