Дорогие читатели! В этой статье расскажу, как я, среднестатический советский человек, вдруг оказался на подводной лодке. Свой выбор я начал делать в 1973 году, тогда и поступил в военно-морское училище. То была золотая эпоха, когда советский народ жил счастливо. Люди получали бесплатные квартиры от государства и свято верили в светлое будущее. По логике вещей, это будущее должно было становиться год от года все лучше. Да так оно и было в ту эпоху. У молодежи был очень широкий выбор, где можно было бы учиться дальше после школы. Все дороги открыты, выбирай любую. Ну кроме МГИМО, туда нельзя, понятное дело. Там свои ребята учатся.
Но тогда мы такими "мгимошными" тонкостями и не заморачивались, мы же простые ребята. Мы выбирали по более конкретным интересам. Я вот взял и выбрал море, потому что море было вокруг и рядом со мной с детского сада. Повезло, родился в таком месте. А потому вот и поступил в морское инженерное училище в Севастополе. Этот город-герой был недалеко от моего ПМЖ, и я слишком сильно не перебирал, поехал поступать в СВВМИУ.
А по приезду уже в самом училище узнал, что оказывается, здесь готовят профессиональных подводников. Это была тревожная новость для меня. И нигде об этом нельзя было узнать раньше. Даже в военкомате хранили остолбенелое молчание на этот счёт. Наверное, это правильно, когда никто ничего не знает? Чтобы ненароком не отпугивать абитуру. Это потому, что подводные лодки - это в общем-то страшилка для неподготовленного чувака.
Да, тяжелое событие. Я не ожидал и не горел особым желанием лезть под воду. Над водой - это другое дело, море, ветер и чайки-проглоты. А подводные лодки меня ну совершенно не привлекали. Но что же делать, я подумал-подумал и решил все же поступать. Как-то в падлу возвращаться домой с поджатым хвостом. В школе я хорошо учился, не поймут друзья и любимые учителя.
Короче, сдали мы вступительные экзамены, приняли присягу - с этих первых шагов и начались наши военные приключения. И вот я заметил, такая тенденция начала у многих прослеживаться: что авось, по выпуску попадем не на лодки, а на надводные корабли. Разнюхали, что да, направляют и в надводный флот, там ведь тоже механики нужны. Правда, существенно меньше народу туда попадает, но надежда какая-то есть. За 5 лет учебы все может измениться и устаканиться в нужную сторону. Надеждами мы жили и сильно не тужили!
12 ноября 1973 года наш уважаемый преподаватель решил преподнести нам приятный сюрприз. Повел весь наш класс в действующую 153 бригаду подводных лодок. Это чтобы мы получили представление, что представляет собой наше будущее место службы. Нам интересно, это все впервые, все мы в предвкушении чего-то очень необычного и завораживающего. Действующая подводная лодка 613 проекта стояла у пирса и била зарядку. Это значит, что на лодке работали дизеля и шел процесс зарядки аккумуляторной батареи. Мы по очереди полезли в люк первого отсека и двинулись в направлении последнего отсека, в корму.
В лодке не заблудишься, идти можно только в одном направлении. Вот и второй отсек, очень тесный проход между каютами. Но разойтись можно, хотя и впритирку. Вот и центральный пост, тут какая-то возня, команды, указания. Ничего не понятно, но уже потом дошло, что идет зарядка и кто-то руководит этим делом. Сквозняки как враждебные вихри, гуляют вовсю, какой-то глухой шум воздуха, все шипит и пульсирует. Интересно первое впечатление. Ох и некомфортно... Брр! Пошли дальше. А что творится в 5м дизельном отсеке! Такого адского грохота я еще не слышал в своей жизни...
С чем это сравнить? Вот представьте, что какой-то балбес на мотоцикле со снятым глушаком носится по деревне. Шумно, правда? А тут молотят два 2000-сильных дизеля, и тоже двухтактные, как тот мотоцикл. Причем выхлопные трубы показались нам чуть ли не полуметрового диаметра. Хотя это было не так далеко от истины. Но вся фишка в том, что глушителей на лодке просто нет! Не продусмотрены. Так что тот балбес на мотоцикле почтительно курит в стороне, лодка гремит несоизмеримо больше! Забегая далеко вперед, одна знакомая в Магадане как-то жаловалась мне, что "когда ваши лодки ночью заряжают батареи, весь город не может заснуть".
Вылезли мы из люка 7го отсека наверх. Пытаемся делиться друг с другом приятными впечатлениями, но никто не слышит никого. Выхлопы с обоих бортов стреляют как из пушек, дребезжит железо легкого корпуса. Облака дыма и крупная дрожь под ногами. Удивление и ужас от увиденного - голова ничего не хочет соображать. И рациональный ум не принимает то, что мы только что увидели и услышали. И у всех один вопрос: вот прошли мы через всю лодку, но так и не поняли, где же в этой грязной и грохочущей тесноте размещается команда численностью 55 человек?!
Впечатлений полные штаны... Оттого и врезалась в память дата 12 ноября. Эта экскурсия произвела на нас сильнейшее впечатление, практически это был полноценный стресс. Наш преподаватель считал, что именно с этого первого шага начинается любовь к подводному флоту. Он бывалый человек, великий подводник, ему виднее. А мне уже совершенно расхотелось служить на подводной лодке. Я решил для себя, что даст Бог, пусть минует меня чаша сия, потом пойду служить на корабли.
Так думал далеко не я один, экскурсия многих нас впечатлила. Стало понятно, почему в военкомате как-то деликатно обходили "подводную" тему, когда помогали готовить документы в училище. Вспомнилась в тему цитата английского подводника Джозефа Горза, что "подводные лодки - это исключительно орудие войны, и служба на них даже в мирное время - очень трудное и опасное занятие". Нет, ну кому оно понравится, такое дело?
Следующий раз мы побывали на подводной лодке уже почти через 3 года, летом 1976 года. Это была не разовая экскурсия. Это была нормальная двухмесячная практика. Попали мы на ракетную "Лягушку" 665 проекта. Эта лодка на базе знаменитого 613го, поэтому те же дикие для обычного человека условия жизни и работы в прочном железном корпусе.
Но как ни странно, нам тогда уже всё нравилось и мы хотели служить именно на подводных лодках. Мы всей душой не хотели связывать нашу будущую службу с надводными кораблями. Мозги теперь у нас по-другому работали, мы уже наверное были готовыми подводниками. Что же произошло с нами? Что так сильно повлияло на нашу психологию и кардинально изменило наш выбор?
А вот что. После года обучения, это было летом 1974 года, у нас практика на артиллерийском крейсере "Жданов". Крейсер стоит в бухте недалеко от берега. Высадились мы туда, беззаботные и не обремененные всякими условностями. Веселое настроение и живой интерес к этому допотопному флагману Черноморского флота.
Старпому крейсера не понравился наш легковесный настрой. Анатолий Моисеевич Шакун, гроза и страшный сон почти всех обитателей крейсера, обратился к нам с большой вступительной речью. Конечно, по-флотски очень богатая речь, но здесь нельзя ее дословно пересказывать. Если кратко передать смысл, лейтмотив такой: "Солдаты! Я сделаю из вас моряков!"
И вот два месяца Анатолий Моисеевич делал из нас моряков. О, эта была Личность, мореман великий и ужасный. Поэтому первое усвоенное нами правило - не попадаться страшному старпому на глаза. Мы научились шхериться, то есть прятаться в труднодоступных местах - шхерах. Освоили эту премудрость быстро и успешно, и наша жизнь на крейсере наладилась.
Правда, пахали мы там как Папы Карлы, больше в жизни нигде не приходилось так вкалывать. Об этом у меня есть подробное упоминание вот ЗДЕСЬ. Там в одном из эпизодов я написал, где мы были в 1974 и что нам пришлось делать на этом крейсере. Так, ну а что же конкретно нас напрочь отворотило от службы на надводных кораблях?
Конечно же, не Анатолий Моисеевич. Крейсер - это целый плавучий город со своей типографией и своим оркестром. В огромной команде, где свыше 1000 человек, размывается такое понятие, как личность человека. И вообще, лейтенант там еще не человек. Крейсер может прийти с моря и закрепиться на бочках в нескольких сотнях метров от городской набережной. Лейтенант не может просто так взять и сойти на берег после трудного рабочего дня.
Он должен спросить об этом своего начальника, а вообще-то, он должен заслужить право на сход на берег. И если у лейтенанта все тип-топ, а его матрос, например, напился браги и был пойман при этом деле - лейтенанта не пустят на берег. Заставят "воспитывать" матроса. Лейтенант будет парить матросу мозги, а матрос думать про себя "Мели, Емеля, твоя неделя".
Если у него в подразделении непорядок, ну или пусть даже порядок, но начальник дурак и деспот - будет тот лейтенант сидеть на борту до посинения. И любоваться видами недоступного берега. А его жена будет ходить по берегу и знать, что любимый муженек где-то примерно тут рядом. Или будет ждать его дома и сходить с ума от неизвестности и избытка чувств. И ведь не позвонить друг дружке, мобильников тогда не изобрели еще. С нами этими страстями делились на борту лейтенанты.
Вы, говорят, забудьте, что в книжках читали про службу русских моряков при царе-батюшке. Это которые на парусных судах ходили. Те царские лейтенанты - белая кость, это совсем другое и не то, что сейчас. Они тогда имели статус. А у нас тут жизнь иная. Знаем, что обязательно где-то проколешься, если не сам, то твои матросы "помогут". На кону - сход на берег. И рано или поздно тебе вынесут мозги, и просто не знаешь, когда это случится. Ну как в гареме у султана, знаешь, что дойдет до тебя очередь, но не знаешь, когда.
И говорят нам, что вам еще 4 года учиться, и вот сейчас вам сильно повезло. Это потому, что у вас 2 месяца золотых крейсерских деньков. Это когда можно в натуре присмотреться к нашей организации и вообще к здешней жизни. И все понять для себя. Чтобы потом принять правильное решение и не вляпаться куда не надо. То есть ни в коем случае не попасть по выпуску на крейсер.
Вот получите погоны - дуйте на свои подводные лодки. Там у вас свобода и демократия. Там будете спать у себя дома после трудового дня. Ну, не считая дежурства или когда лодка в море. Вкуривайте, учат нас лейтенанты. Смотрите и делайте выводы. И мы 2 месяца усердно вкуривали и делали эти самые выводы. Мы сами все видели, как служится на крейсере, насмотрелись за время практики. И мотали на ус. После окончания нашего крейсерства мы все как один решили: больше никаких крейсеров. Только на подводные лодки!
До подводных лодок мы еще дойдем, а пока нынешняя тема исчерпана.
Что еще хотел добавить? Когда попал служить на подводную лодку, я начал вести дневник. Дотошно и скрупулезно, каждый день я записывал все события. Получилось несколько толстых общих тетрадей. Через много лет показал одному товарищу, это известный ныне писатель. Он прямо загорелся и хотел приобрести их у меня, ведь по его мнению, это был эксклюзив. Взамен отдавал свою ГАЗ-24. Но я не согласился, были некоторые опасения, что время еще не наступило. А недавно принял решение, сам буду публиковать здесь, в Дзене. Пусть народ почитает.
Дорогие друзья, приятного прочтения. Ставьте лайк или дизлайк, что вам ближе. Кто не подписан - прошу подписаться, ваша подписка продвигает канал. С уважением!