Найти в Дзене

Боевые искусства как логическая система. Введение в конструкцию систем рукопашного боя и холодного оружия китайских боевых искусств, ч. II

ТЕКСТ И ФОТО Ян. ШИМАНКЕВИЧ - J. SZYMANKIEWICZ

Приняв определенную схему классификации форм кунг-фу, мы можем перейти к более деталъным'вопросам, касающимся построения техник, из которых строятся отдельные системы.

Чтобы техника соответствовала требованиям системы, она должна основываться на движениях, которые не нарушают её целостности. Поэтому система состоит лишь из нескольких из тысяч возможных вариаций отдельных техник. Истории о мастерах, объединивших различные боевые искусства в единый, превосходящий стиль, превосходящую боевую систему, — не более чем сказки. Это просто нереально. Так каким же условиям должны соответствовать техники, чтобы быть включёнными в систему?

Положения тела и передвижения

Из анализа доступных исторических данных и Практики можно сделать вывод, что Первоначальные системы строились в следующей последовательности: сначала техники рук и ног, а затем уже к ним подбирались высота центра тяжести тела в отдельных позициях и шаг, используемый при перемещении. Этот вывод подтверждается фактом существования всего нескольких позиций тела: вес распределен равномерно на обе ноги, вес на одной ноге, больший вес на ноге выставленной вперед, больший вес на ноге отставленной назад,а также двух возможных вариантов шага: по прямой, по дуге.

Нынешнее многообразие позиций тела объясняется тем, что система техник рук или ног вынуждала создателя: смещать стопы с одной линии на другую, изменять положение стогГ и коленей относительно противника. Ориентация может быть: прямой, диагональной, боковой независимо от положения корпуса. Однако это те же самые позиции тела, о которых говорилось ранее. Высота центра тяжести тела зависела от источника и способа передачи энергии в точку попадания по противнику либо её генерации и изменения направления во время блокирования и контратаки. Базовое перемещение между позициями.

Пример передачи силы в техниках рук при наибольшем энергетическом шаре (стиль Hop gar)
Пример передачи силы в техниках рук при наибольшем энергетическом шаре (стиль Hop gar)

Переход из позиции в позицию осуществляется с помощью двух типов шагов. Существует всего четыре варианта перемещения между позициями. Дополнением этих четырех возможностей является перенос центра тяжести с ноги на ногу без изменения их уста­новки, поворот на стопах в месте, перекат по поверхности и перемещение, выполненное прыжком. Кроме того, некото­рые системы придают большое значение выполнению шагов естественным способом, т.е. постановке стопы с пятки на пальцы; способу, обратному упомянутому выше; перемещению стоп параллельно поверхности; стремлению к перемещению в одном движении двух стоп почти одновременно одним из указанных выше способов. Все эти способы перемещения и принимаемые позиции тела определялись принятой системой техник ручных и ножных, применяемых в атаке и защите.

Пока тело хорошо сбалансировано, оно обладает силой для генерации мощных атак и подвижностью в защите. Если лишь на момент теряется это равновесие, то противник даже не очень сильным толчком может лишить нас баланса. Из этого следует вывод, что равновесие — важнейший фактор каждой боевой позиции. Чем точнее оно контролируется, тем выше наши возможности в реальном бою. Во время боя мы переносим при выполнении техник вес тела с ноги на ногу. Чтобы техника была эффективной, равновесие должно быть идеальным, то есть должны выполняться следующие условия: центр тяжести тела должен находиться все время между стопами; расстояние между центром тяжести тела и опорой изменяется в каждом направлении, и в том же направлении будет изменяться устойчивость. В зависимости от ситуации в бою центр тяжести находится между стопами или смещается в направлении одной из них. Важно, чтобы он не смещался слишком близко к граничным краям, которые определяют наши стопы; если центр тяжести опускается к опоре, то увеличивается устойчивость. Это опускание, однако, ограничено высотой, на которой теряется подвижность, а следовательно, и возможность маневра; Чем тяжелее противник, тем выше его устойчивость; В бою, наряду со стремлением поразить противника, значительную роль играют именно атаки на равновесие. Однако они требуют совершенного знания принципов действия техник и основ боя, включая суть принимаемых позиций тела и способов передвижения. Атаки на равновесие — это техника мастеров высшего уровня. Техники атаки позиции включают: уход с одновременным подтягиванием атакуемой конечности, толчки, зацепы, подставки, подсечки, вход в позицию противника, а также болевые приемы. Эти знания составляли основу при выборе позиций тела во время создания новых систем кунг-фу. Они влияли на способы координации техник с контролем центра тяжести таким образом, чтобы не потерять одновременно возможность свободного маневрирования.

Техники рук

О генерации силы в технике на основе фигуры круга упоминалось ранее. Этот принцип особенно проявляется в техниках рук. Здесь существуют три энергетические сферы. Выполнение техник заключается главным образом в вращении этих энергетических сфер в различных направлениях. Иногда техники выполняются вдоль их радиуса, но фактически не существует в отношении движения человека энергии, высвобождаемой из конечности по прямой. Это движение всегда напоминает волну. Другим учитываемым фактором является естественная склонность повторять одно и то же действие обеими руками одновременно. Одни системы старались адаптировать это к техникам рук, а в других, напротив, руки выполняют разную работу и в разных направлениях. Центр первой сферы находится на уровне плеч, а ее радиус определяется выпрямленной рукой. Сила техник, выполняемых по этой энергетической сфере, исходит из бедер/от поясницы. Эти техники с наибольшей силой удара, но отнимающие также наибольшее время от начала техники до её завершения.

Пример передачи силы в техниках рук при среднем энергетическом шаре (стиль Винг Чун)
Пример передачи силы в техниках рук при среднем энергетическом шаре (стиль Винг Чун)

Применяются обычно на длинной дистанции, а принятым системным принципом часто является то, что когда руки перемещаются в горизонтальной плоскости, используется шаг в сторону, а если движутся в вертикальной плоскости — шаг вперёд. Обычно в этих системах блок предшествует контратаке. Это наибольшая энергетическая сфера в техниках рук.

Радиус второй, средней энергетической сферы определяется длиной предплечья. В системах, применяющих эту технику, руки расположены перед корпусом. Дистанция выполнения техник вдвое короче, что делает их несколько слабее, но почти втрое быстрее. Использование этой энергетической сферы позволяет свободно и одновременно применять техники блокирования и атаки.

Третья энергетическая сфера — наименьшая. Её составляет сфера диаметром с голову противника. Сила в техниках, выполняемых по этой сфере, исходит из запястья и локтя. Теоретически она наименьшая из трёх рассматриваемых вариантов, но попадание в цель происходит в шесть-семь раз быстрее, чем при наибольшей энергетической сфере. К группе техник, выполняемых по этой наименьшей сфере, относятся также удары локтем.

Техники ног

В техниках ног в системах кунг-фу существуют две основные энергетические сферы, поскольку ноги менее подвижны, чем руки.

Первая сфера возникает, когда её радиус равен длине выпрямленной ноги. Обычно ногой, выполняющей эту технику, является задняя нога. Это техники с наибольшей силой и самым длинным радиусом действия. Хотя первоначально выполняются с согнутым коленом, источник движущей силы техники находится в тазобедренном поясе. Характерно здесь выполнение техники в сочетании с выталкиванием бёдер вперёд в момент её завершающей фазы. Её особенностью является, однако, отрицательная обратная сила, которая действует в направлении корпуса атакующего.

О второй энергетической сфере говорим в случае, когда её радиусом является расстояние между коленом и стопой. Здесь также в начальной фазе участвует тазобедренный пояс, через первоначальное определение направления техники с помощью установки колена атакующей ноги. Однако именно в колене заключено настоящее источник силы техники, выполняемой по меньшей энергетической сфере. Казалось бы, эти техники должны быть быстрее, но слабее техник, выполняемых по большой сфере. Но это не так. Выполняют их обычно как контратакующие техники, и их фактическая сила происходит от суммирования силы, генерируемой коленом защищающегося, и силы, возникающей от перемещения противника. Положительным аспектом здесь является направление обратной силы в опору.

Направление возвратной силы (прерывистая линия) при наибольшем энергетическом шаре в техниках ног.
Направление возвратной силы (прерывистая линия) при наибольшем энергетическом шаре в техниках ног.

Таким образом, секреты различных систем китайских боевых искусств заключались в выборе определённых энергетических сфер. Из этого системного подхода вытекали принимаемые позиции тела и расположение центра тяжести. Чем больше энергетическая сфера, тем ниже позиция тела. Другим фактором были техники т.н. первой линии, применяемые в защите.

Если первой линией были ноги, то система основывалась на: большой и средней энергетических сферах для техник рук, большой сфере для техник ног.

Если первой линией были руки, то система использовала: среднюю и малую сферы для техник рук,

малую сферу для техник ног. Конечно, существуют стили, где представлены все энергетические сферы, но техники, основанные на третьей, "неподходящей" сфере, обычно были наименее эффективны. Следует также упомянуть о таких аспектах, как: техника блока может быть отражающей или поглощающей силу атаки противника и изменяющей её направление. При этом между бойцами возникают различные геометрические фигуры, определяющие концепцию применения боевой техники; знание о применении техник основывается не только на понимании того, как расположить конечность в технике, но и на умении попасть в определённую точку уникальным способом и предвидеть последствия. Таким образом, здесь вступает в действие знание на стыке акупунктуры и китайской медицины; бой требует расхода энергии. Следовательно, необходимо знать, как её генерировать, расходовать и восстанавливать. Это включает вопросы правильного дыхания; бой по правилам определённой системы кунг-фу основывается на стратегии и тактике, которые определяются упомянутыми ранее проблемами технического характера и аналитической работы ума;

Как видно, в утверждении "необходимо овладеть методом" заключено много смыслов.