Найти в Дзене

Если завтра запретят подержанные иномарки — что будем водить?

Оглавление

Вступление.

Сложно представить российские дороги без привычных подержанных японских, корейских и немецких автомобилей. Они — основа нашего автопарка уже не одно десятилетие. Именно эти машины с пробегом стали для многих семей доступным средством передвижения, а для владельцев — настоящей лакмусовой бумажкой качественного и долгоживущего транспорта.

Но что, если завтра подержанные иномарки запретят? Звучит как фантастический сценарий, но в наши дни, с ростом регулирования и новыми экологическими и экономическими трендами, такая перспектива уже не кажется невозможной. Вот тогда нам придётся всем срочно менять привычки и пересаживаться на совсем другие машины. Вопрос в том, какие?

Рынок без б/у иномарок

Сейчас на рынке подержанных автомобилей в России доминируют именно иномарки — по разным оценкам, их доля достигает 70% и выше. По данным последних месяцев 2025 года, в России ежегодно продаётся около 6 миллионов автомобилей с пробегом, что почти в пять раз превышает продажи новых машин. Это объясняется прежде всего ценой и доступностью — купить новый автомобиль с такими же характеристиками могут далеко не все.

Если вдруг рынок подержанных иномарок закроют или ограничат, новые продажи резко подскочат, и спрос ляжет на новые авто отечественного и китайского производства, а также на совсем новые модели других брендов, если только они смогут войти на рынок. Это неизбежно приведёт к значительному росту цен на новые машины — сейчас они уже дорожают из-за кризисов, логистики и инфляции.

При этом часть покупателей просто окажется за бортом рынка, не имея возможности купить себе транспорт за адекватные деньги, что может создать настоящую транспортную «брешь» для многих семей и людей со средним доходом.

-2

Что остаётся: выбор между новым ВАЗом и китайцами

В реальности без подержанных иномарок потенциальному покупателю остаётся две главные альтернативы: новый ВАЗ или китайский автомобиль. На первый взгляд, всё просто. Но стоит присмотреться — и сразу появляются нюансы.

Плюсы и минусы отечественного автопрома

Лада — это доступность, простота ремонта, богатая сеть запчастей и сервисов. Многие привыкли доверять «классике» — запчасти всегда под рукой, а любой гаражный мастер знает, как починить. Для жителей провинции и небольших городов ВАЗ часто вообще единственный реальный вариант новых авто.

С другой стороны, отечественный автопром до сих пор страдает архаичностью, слабым уровнем оснащения, неидеальным качеством сборки и быстрым износом отдельных узлов. Комфорт — вещь относительная и, мягко говоря, простоватая. Для многих покупка Лады воспринимается как вынужденная необходимость, а не выбор души.

Китайские бренды: реально ли они смогут «подмять» рынок?

За последние пару лет китайские бренды ворвались на рынок с невиданной скоростью. Их главные плюсы — современный дизайн, богатые комплектации, цифровые панели, быстрый запуск новых моделей. Внешний вид китайских машин уже легко конкурирует с корейцами и европейцами. Да и гарантийные условия, уровень оснащения, даже элементарная шумоизоляция зачастую превосходят ожидания.

Минус очевиден — высокая цена (особенно на популярные модели), проблемы с ликвидностью на вторичном рынке, вопросы к устойчивости технологий и сервисной поддержке в долгосрочной перспективе. Покупка «китайца» — это как тест: получится ли действительно ездить «без боли», или через пару лет новый владелец столкнётся с трудностями, на которые не рассчитывал?

-3

Социальный эффект

Ограничение подержанных иномарок ударит первым делом по среднему классу и обычным семьям, для которых такие автомобили были оптимальной золотой серединой между ценой, комфортом и надёжностью. Теперь выбор сузится до бюджетных Лад и новых, но пока более дорогих китайцев.

Многие попросту не смогут себе позволить автомобиль в привычном понимании. Это приведёт к сокращению автосервиса — реставраторов японских и немецких моторов, электриков, специалистов по фирменным коробкам станет меньше. Рынок запчастей, где сейчас удерживаются тысячи предпринимателей, рискует схлопнуться: спрос на детали к ушедшим иномаркам резко упадёт, а ассортимент новых — будет скуден, дорог и узкоспециализирован.

Возможные сценарии

Если завтра запретят подержанные иномарки, это не просто изменит рынок — начнутся процессы, которые порождают новые реалии и даже хаос.

  • Чёрный рынок и серые схемы ввоза. Опыт других стран и истории показывают: где есть спрос, там быстро появляется теневая торговля. Не удивлюсь, если появятся нелегальные пути ввоза проверенных и популярных иномарок — со всеми вытекающими рисками для покупателя.
  • Массовый переход на каршеринг и такси. С собственным автомобилем станет сложнее — люди начнут активнее пользоваться услугами краткосрочной аренды машин и такси. Особенно это коснётся городских жителей и тех, кому машина нужна нерегулярно.
  • Рост популярности электричек и гибридов. Пока это только тренд, но в условиях ограничений и роста цен на традиционные автомобили растёт интерес к доступным электромобилям. Если появятся бюджетные варианты, многие сделают выбор в пользу нового экотранспорта.

Философский вопрос к читателям

И в конце хочу задать вопрос, над которым стоит задуматься каждому:

Готовы ли вы пересесть на «новую, но отечественную» машину ради того, чтобы отказаться от проверенного временем японца или немца?

Что для вас важнее — новизна и гарантия, или проверенное качество и надёжность, пусть и с риском «возрастных» проблем?

Напишите в комментариях — какой вы видите будущее рынка?
Как будете поступать, если завтра выбор станет жёстким?
Ваши мнения и истории бесценны!