Найти в Дзене
AUTOMPS

Dymaxion: трёхколёсная «рыбина» знаменитого архитектора

Dymaxion – один из самых экстравагантных автомобилей XX века. Его создатель, американский инженер Ричард Бакминстер Фуллер, в начале 30-х годов прошлого века задумал создание автомобиля совершенно новой концепции, максимально рационального и, как сказали бы сейчас, энергоэффективного. Конструкция и внешний вид автомобиля Фуллера настолько сильно отличались от традиционных конструкторских и дизайнерских решений в автомобилестроении той эпохи, что вскоре машина получила несколько намертво прилипших к ней прозвищ: «машина-диск», «дирижабль» и «кит». Хотя на самом деле авторское название Dymaxion образовано от слов «dynamic, maximum, tension» — «динамика, максимум, натяжение». Фуллер был очень разносторонним человеком и «мастером на все руки». Он и архитектор, и инженер, и дизайнер, и изобретатель. Ко всему прочему еще и математик, философ, поэт и писатель. Потому и задумал он создать транспортное средство, которое бы являлось симбиозом, объединившим достоинства самолета, корабля и автомо
Dymaxion
Dymaxion

Dymaxion – один из самых экстравагантных автомобилей XX века. Его создатель, американский инженер Ричард Бакминстер Фуллер, в начале 30-х годов прошлого века задумал создание автомобиля совершенно новой концепции, максимально рационального и, как сказали бы сейчас, энергоэффективного.

Конструкция и внешний вид автомобиля Фуллера настолько сильно отличались от традиционных конструкторских и дизайнерских решений в автомобилестроении той эпохи, что вскоре машина получила несколько намертво прилипших к ней прозвищ: «машина-диск», «дирижабль» и «кит». Хотя на самом деле авторское название Dymaxion образовано от слов «dynamic, maximum, tension» — «динамика, максимум, натяжение».

Фуллер был очень разносторонним человеком и «мастером на все руки». Он и архитектор, и инженер, и дизайнер, и изобретатель. Ко всему прочему еще и математик, философ, поэт и писатель. Потому и задумал он создать транспортное средство, которое бы являлось симбиозом, объединившим достоинства самолета, корабля и автомобиля.

Большинство своих проектов Фуллер финансировал с помощью унаследованных денег семьи, но в финансировании данного проекта принимали участие и его коллеги по профессии.

Проект Dymaxion, как он был
Проект Dymaxion, как он был

Компоновка автомобиля совершенно уникальна: два передних колеса — ведущие, заднее — управляемое, причём двигатель установлен сзади, т.е. это заднемоторный передний привод! Для переднего ведущего моста Фуллер использовал задний от автомобиля Ford, просто перевернув его. Кузов выполнен в форме капли и аэродинамически очень эффективен. Автомобиль почти в два раза длиннее типичного — 6,1 метра. Мотор также от Форда мощностью 86 лошадиных сил. При этом Фуллер заявлял о максималке в 190 км/ч, но реально зафиксировано было «только» 140 км/ч.

Одной из важнейших особенностей проекта был именно «мизерный» расход топлива автомобиля. Благодаря аэродинамической форме и малому весу машина расходовала всего литр бензина на тридцать километров пути. По меркам 30-х годов прошлого века такой маленький расход топлива для машины считался фантастическим, а развиваемая скорость была одной из самых высоких среди существующих авто. Получается, что по многим параметрам Dymaxion опередил технические достижения автомобилестроения того периода на десятки лет.

Автомобиль демонстрировался на Всемирной выставке в Чикаго и стал сенсацией.
Автомобиль демонстрировался на Всемирной выставке в Чикаго и стал сенсацией.

Наблюдателям особенно нравилось, когда машина поворачивала заднее колесо на 90 градусов и вертелась на месте волчком.

К сожалению, судьба не благоволила к этому безусловно прорывному проекту: в 1933 году прямо на этой выставке с первым прототипом случилась авария: автомобиль перевернулся, водитель погиб, хотя и был пристегнут ремнем безопасности, и серьёзно пострадали два пассажира. Причину аварии достоверно выяснить не удалось, хотя Фуллер сообщал, что виной тому оказался другой автомобиль. Стремясь поближе взглянуть на то, что газетчики называли "странной машиной", комиссар Chicago South Park подъехал слишком близко и врезался в Dymaxion Prototype One. Громоздкий автомобиль перевернулся, убив при этом водителя и ранив пассажиров. Среди известных пострадавших личностей значился министр французского правительства. А потому дело быстренько замяли, обвинив именно Dymaxion в произошедшей аварии.

Из-за случившегося инвесторы отказались от проекта, обвинив в аварии систему управления автомобилем.

Производство остановилось, планы выпуска серийных моделей рухнули. Вторая попытка начать выпускать автомобиль серийно состоялась в 1934 году, когда Фуллер создал обновленную версию Dymaxion, доработав рулевое управление и систему подвески. Тем не менее финансовые сложности компании-изготовителя и негативное общественное мнение привели к закрытию проекта окончательно.

Предвидя вопросы читателей, почему на фото такие похожие, но явно разные автомобили, скажем несколько слов об их происхождении.

Из трех построенных прототипов остался только второй, который находится в национальном музее автомобилестроения Рено, штат Невада. Его повторила группа студентов из штата Аризона. Фермер, купивший машину несколько лет назад всего за доллар, использовал ее как курятник и был рад расстаться с ней за 3000 долларов, получив значительную прибыль. Удалось воссоздать, однако, лишь внешний вид автомобиля, так как реставраторы не знали, как он выглядел внутри.

В октябре 2010 CNN сообщила, что архитектор Норман Фостер из Лондона воссоздал автомобиль.

Сейчас образец выглядит так, как и задумал его изначально Фуллер. Со временем механики музея восстановили каркас автомобиля и изогнутые панели, которые были подвержены коррозии вследствие многих лет забвения.