Найти в Дзене

А ты готов к старости? Психолоразбор фильма «Субстанция»

Посмотрела я давеча «Субстанцию» и, как наверно многие, остро чувствовала — где-то буквально животом — отвращение. Но психолог внутри меня испытал чуть ли не экстаз: настолько это кино — четкая, почти болезненно точная иллюстрация внутренних конфликтов, которые происходят в каждом из нас, когда мы встречаемся со своими ограничениями. Вот казалось бы — фильм о странностях нашей эпохи, а на самом деле — о каждом, кто когда-либо злился на себя за несовершенство и пытался спрятать то, что кажется лишним. Если бы внутренний конфликт между «Я реальным» и «Я идеальным» можно было бы снять на пленку — он выглядел бы ровно как «Субстанция». Героиня мечется между усталой правдой про себя и глянцевым образом, который все ждут увидеть. Снаружи — улыбка на все 32, внутри — страх, раздражение, желание убежать от взглядов. Вот оно, расщепление: та психологическая штука, когда твоя личность как будто разделяется на две половины, каждая из которых живёт своей жизнью. Одна часть — «идеальное Я»: мечта б
Оглавление

Посмотрела я давеча «Субстанцию» и, как наверно многие, остро чувствовала — где-то буквально животом — отвращение. Но психолог внутри меня испытал чуть ли не экстаз: настолько это кино — четкая, почти болезненно точная иллюстрация внутренних конфликтов, которые происходят в каждом из нас, когда мы встречаемся со своими ограничениями. Вот казалось бы — фильм о странностях нашей эпохи, а на самом деле — о каждом, кто когда-либо злился на себя за несовершенство и пытался спрятать то, что кажется лишним.

Когда идеал становится палачом, а жизнь — театром

Если бы внутренний конфликт между «Я реальным» и «Я идеальным» можно было бы снять на пленку — он выглядел бы ровно как «Субстанция». Героиня мечется между усталой правдой про себя и глянцевым образом, который все ждут увидеть. Снаружи — улыбка на все 32, внутри — страх, раздражение, желание убежать от взглядов.

Вот оно, расщепление: та психологическая штука, когда твоя личность как будто разделяется на две половины, каждая из которых живёт своей жизнью.

Одна часть — «идеальное Я»: мечта быть красивой, молодой, успешной, всегда нужной и модной.

Другая — реальное, уставшее, с заниженной самооценкой, с признаками возраста или слабостей. Они не просто мирно соседствуют, а по-настоящему воюют друг с другом — доводя человека до внутреннего истощения.

Что такое расщепление?

Это защитный механизм, который появляется, когда психика не может выдержать противоречий: «Я хочу быть идеальной, но не могу» → «Это не я, это какая-то другая я». Так проще — одну часть себя можно показывать миру, другую — прятать в шкафу, игнорировать, дразнить или даже ненавидеть. Но проблема в том, что ни одна часть никуда не исчезает…

-2

И чем сильнее ты «замуровываешь» часть себя, тем больше тянет её вытащить наружу — через вспышки раздражения, зависти, тревоги, самоедства. Героиня фильма буквально начинает «расходиться на две» — идеальную и отверженную.

Почему Элизабет так трудно принять свою отставку?

Вообще, если посмотреть чуть глубже, возникает вопрос — а что тут такого сложного в том, чтобы уйти со сцены?

Но попробуй поставить себя на место героини. Для нее «уход» — не про смену должности или хобби, а про отказ от статуса, красоты, юности, восхищения.

Вся ее жизнь сверкает под прицелом чужих глаз: восхищение — словно кислород, одобрение общества — как плед, без которого холодно и страшно.

-3

Здесь выступает нарциссизм. Только не про «самовлюбленность и селфи», а про базовый страх оказаться никому не нужной, стать невидимой, обесцененной.

Наше общество так устроено, что на женщин давление десятикратное: красота, молодость — почти как квалификация, а морщины и «живые» черты вовсе не признак мудрости. Видели сколько комментариев у женщин: "Вам бы к косметологу сходить", "А почему за собой не следите? Женщина должна быть ухоженной", "Ну с такой фигурой муж с вами не задержится".

Страх старости: зеркало, которое никому не хочется видеть

Мы не любим говорить об этом слух, но старость пугает. И пугает не морщинами, а ощущением, что «дальше хуже», что тебя перестанут замечать, что ты больше никому не интересен.

Давай честно — мы сами же на себя и злимся: «Почему я стала хуже? Почему я себе не нравлюсь? Почему я не успела/не смогла?» Становится неприятно видеть себя «недостаточно молодым», и тогда появляется едкая зависть к другим — моложе, успешнее. Иногда эта зависть выливается в недовольство и осуждение.

В жизни это выглядит так:

— Бабушки у подъезда громко критикуют короткие юбки и яркий макияж на молодых девчонках, но на самом деле их злит собственная утраченная молодость.

— Мама придирчиво оценивает каждое движение и одежду красивой дочери, потому что больно наблюдать за тем, чего самой уже не вернуть.

— Тебе внутри больно смотреть на себя в зеркало утром, потому что ты знаешь, какой могла бы быть — «идеальной», а видишь «реальную».

Как ты думаешь, замечала ли ты такие чувства когда-нибудь за собой? Или, может, даже становилась объектом чьй-то проекции?

Живописная тревога: атмосфера, которую мы чувствуем на своей шкуре

«Субстанция» визуально вытягивает на поверхность всё, о чем обычно молчим: приглушённые цвета, гипертрофированные крупные планы морщин, холодный свет, вечно угрюмое лицо героини. Мы не просто смотрим — мы «чувствуем кожей».

-4

В этот момент фильм становится настоящим «языком бессознательного»: отвращение, тревога, стыд, ужас, беспомощность, боль — всё одновременно.

Это не триллер про монстров, а про монстра внутри. Именно потому фильм такой тревожный — он не дарит легкого ужаса «на ночь», а заставляет переживать свои (наши!) самые нелюбимые чувства.

Авария как символ переломного момента

Авария в фильме — больше, чем эпизод. Это по-настоящему сильный символ внутреннего кризиса, катастрофы, из которой возвращаются либо совсем другими, либо углубляются в своё внутреннее расщепление ещё сильнее.

В жизни авария — это не всегда машины. Это может быть неожиданный развод, увольнение, измена, болезнь. То есть ситуации, когда становится невозможно «притворяться» — и все скрытые конфликты вываливаются наружу.

Вопрос для тебя:

— Был ли у тебя свой момент «аварии» в жизни — когда всё изменилось и нужно было по-новому собирать себя из осколков?

— Что ты про себя тогда понял(а)?

Соблазн волшебной таблетки: почему не работает «быть другим»

Очень легко поверить рекламе: стоит только купить крем, пойти на операцию, освоить новую роль — и всё наладится. В фильме героиня пробует «субстанцию» как мгновенный ответ на все страхи. Становится моложе, красивее, казалось бы — voilà, вот и счастье!

Но вспоминаем психоанализ: когда мы пытаемся отрезать от себя что-то настоящее ради идеального, мы всегда проигрываем.

-5

Появляется расщепление: идеальная, нарядная «я», которую все видят — и отверженная, прятавшаяся в шкафу «я», которую стыдно показать даже самой себе.

Мысли о том, чтобы «забыть» старую часть, выбросить её, посадить за стену — очень соблазнительны. Но человек — не Лего. Всё, что ты в себе прячешь, никуда не уходит, а работает против тебя — через тревоги, кризисы, конфликты, обиды. Помните закон? Сила действия равно силе противодействия.

В фильме звучит мудрая фраза:

"То, что было использовано для одной стороны — потеряно для другой. Пути назад нет. Вы одно целое."

-6

Счастья не добавить, если отрубить себе полчеловека — оно или всё целиком, или постепенно начинает разрушаться.

Пожирание себя изнутри: опасная игра

На экране всё предельно откровенно: героиня буквально поедает саму себя, свою старую кожу, чтобы рождаться вновь. Это монстр не в шкафу — а внутри. Но ведь, если подумать, мы же и сами едим себя — в переносном смысле. Самоедство, критика, обесценивание, перфекционизм — вот эти бесконечные «само-съедания».

-7

Звучит знакомо?

— Почему не довольна собой?

— Почему вечный внутренний цикл чувств вины и злости?

— Почему себе не прощаешь, даже если другим готова простить?

Можно ли принять неизбежное?

Самый сложный урок фильма — про принятие. Старость, несовершенство, собственные ошибки, предел возможностей. Всё это пугает — но именно встреча с собой настоящим и есть точка, из которой рождается свобода.

Героине, к сожалению, это не удалось. Что закончилось тотальным саморазрушением, что закономерно.

-8

Если не полюбишь себя на всех стадиях — молодого, в расцвете и в кризисе, никакая новая «я» не даст спокойствия. Мир внутри станет чуть-чуть проще, когда поймёшь: всё, что есть во мне — это всё я. И ни одной своей части я не стану больше гнать, прятать, обесценивать.

А если бы рядом был друг...

Есть у тебя человек, который принимал бы во всех состояниях — счастливой, злой, уставшей, грустной? В фильме важно, что именно детский друг мог стать тем, кто принял бы героиню любой, проявил бы ту самую безусловную любовь, которая нас настоящих и исцеляет.

В терапии часто к настоящему принятию приводит не самоанализ, а зеркалящий взгляд другого: «я вижу тебя и тебе не нужно быть идеальной, чтобы быть любимой».

Может, и тебе проще принять себя, когда кто-то рядом просто смотрит с теплом и говорит: «ты живая, и ты — мой человек»?

А если бы вы были на месте героини?

Честно, представь: если бы можно было мгновенно убрать все свои возрастные или нелюбимые черты — решились бы?

А если бы оказалось, что это невозможно? Есть что-то, что ты прячешь в себе, мечтая выбросить навсегда?

Делитесь в комментариях.

«Субстанция» — это фильм, который больно щёлкает по носу каждого перфекциониста, но очень четко показывает, что мы живём не на сцене, а в своём теле и своей душе. И что гладкая поверхность никогда не даст настоящих ощущений счастья, если внутри воюют две половины.

Пиши свои ощущения, критикуй, не соглашайся — полюби хотя бы своего внутреннего критика за смелость говорить правду!

Может быть, именно после этого поста захочется подружиться со всеми «своими» — и тёмными, и светлыми?
Ваш психолог Зарина❤️