Посмотрела я давеча «Субстанцию» и, как наверно многие, остро чувствовала — где-то буквально животом — отвращение. Но психолог внутри меня испытал чуть ли не экстаз: настолько это кино — четкая, почти болезненно точная иллюстрация внутренних конфликтов, которые происходят в каждом из нас, когда мы встречаемся со своими ограничениями. Вот казалось бы — фильм о странностях нашей эпохи, а на самом деле — о каждом, кто когда-либо злился на себя за несовершенство и пытался спрятать то, что кажется лишним.
Когда идеал становится палачом, а жизнь — театром
Если бы внутренний конфликт между «Я реальным» и «Я идеальным» можно было бы снять на пленку — он выглядел бы ровно как «Субстанция». Героиня мечется между усталой правдой про себя и глянцевым образом, который все ждут увидеть. Снаружи — улыбка на все 32, внутри — страх, раздражение, желание убежать от взглядов.
Вот оно, расщепление: та психологическая штука, когда твоя личность как будто разделяется на две половины, каждая из которых живёт своей жизнью.
Одна часть — «идеальное Я»: мечта быть красивой, молодой, успешной, всегда нужной и модной.
Другая — реальное, уставшее, с заниженной самооценкой, с признаками возраста или слабостей. Они не просто мирно соседствуют, а по-настоящему воюют друг с другом — доводя человека до внутреннего истощения.
Что такое расщепление?
Это защитный механизм, который появляется, когда психика не может выдержать противоречий: «Я хочу быть идеальной, но не могу» → «Это не я, это какая-то другая я». Так проще — одну часть себя можно показывать миру, другую — прятать в шкафу, игнорировать, дразнить или даже ненавидеть. Но проблема в том, что ни одна часть никуда не исчезает…
И чем сильнее ты «замуровываешь» часть себя, тем больше тянет её вытащить наружу — через вспышки раздражения, зависти, тревоги, самоедства. Героиня фильма буквально начинает «расходиться на две» — идеальную и отверженную.
Почему Элизабет так трудно принять свою отставку?
Вообще, если посмотреть чуть глубже, возникает вопрос — а что тут такого сложного в том, чтобы уйти со сцены?
Но попробуй поставить себя на место героини. Для нее «уход» — не про смену должности или хобби, а про отказ от статуса, красоты, юности, восхищения.
Вся ее жизнь сверкает под прицелом чужих глаз: восхищение — словно кислород, одобрение общества — как плед, без которого холодно и страшно.
Здесь выступает нарциссизм. Только не про «самовлюбленность и селфи», а про базовый страх оказаться никому не нужной, стать невидимой, обесцененной.
Наше общество так устроено, что на женщин давление десятикратное: красота, молодость — почти как квалификация, а морщины и «живые» черты вовсе не признак мудрости. Видели сколько комментариев у женщин: "Вам бы к косметологу сходить", "А почему за собой не следите? Женщина должна быть ухоженной", "Ну с такой фигурой муж с вами не задержится".
Страх старости: зеркало, которое никому не хочется видеть
Мы не любим говорить об этом слух, но старость пугает. И пугает не морщинами, а ощущением, что «дальше хуже», что тебя перестанут замечать, что ты больше никому не интересен.
Давай честно — мы сами же на себя и злимся: «Почему я стала хуже? Почему я себе не нравлюсь? Почему я не успела/не смогла?» Становится неприятно видеть себя «недостаточно молодым», и тогда появляется едкая зависть к другим — моложе, успешнее. Иногда эта зависть выливается в недовольство и осуждение.
В жизни это выглядит так:
— Бабушки у подъезда громко критикуют короткие юбки и яркий макияж на молодых девчонках, но на самом деле их злит собственная утраченная молодость.
— Мама придирчиво оценивает каждое движение и одежду красивой дочери, потому что больно наблюдать за тем, чего самой уже не вернуть.
— Тебе внутри больно смотреть на себя в зеркало утром, потому что ты знаешь, какой могла бы быть — «идеальной», а видишь «реальную».
Как ты думаешь, замечала ли ты такие чувства когда-нибудь за собой? Или, может, даже становилась объектом чьй-то проекции?
Живописная тревога: атмосфера, которую мы чувствуем на своей шкуре
«Субстанция» визуально вытягивает на поверхность всё, о чем обычно молчим: приглушённые цвета, гипертрофированные крупные планы морщин, холодный свет, вечно угрюмое лицо героини. Мы не просто смотрим — мы «чувствуем кожей».
В этот момент фильм становится настоящим «языком бессознательного»: отвращение, тревога, стыд, ужас, беспомощность, боль — всё одновременно.
Это не триллер про монстров, а про монстра внутри. Именно потому фильм такой тревожный — он не дарит легкого ужаса «на ночь», а заставляет переживать свои (наши!) самые нелюбимые чувства.
Авария как символ переломного момента
Авария в фильме — больше, чем эпизод. Это по-настоящему сильный символ внутреннего кризиса, катастрофы, из которой возвращаются либо совсем другими, либо углубляются в своё внутреннее расщепление ещё сильнее.
В жизни авария — это не всегда машины. Это может быть неожиданный развод, увольнение, измена, болезнь. То есть ситуации, когда становится невозможно «притворяться» — и все скрытые конфликты вываливаются наружу.
Вопрос для тебя:
— Был ли у тебя свой момент «аварии» в жизни — когда всё изменилось и нужно было по-новому собирать себя из осколков?
— Что ты про себя тогда понял(а)?
Соблазн волшебной таблетки: почему не работает «быть другим»
Очень легко поверить рекламе: стоит только купить крем, пойти на операцию, освоить новую роль — и всё наладится. В фильме героиня пробует «субстанцию» как мгновенный ответ на все страхи. Становится моложе, красивее, казалось бы — voilà, вот и счастье!
Но вспоминаем психоанализ: когда мы пытаемся отрезать от себя что-то настоящее ради идеального, мы всегда проигрываем.
Появляется расщепление: идеальная, нарядная «я», которую все видят — и отверженная, прятавшаяся в шкафу «я», которую стыдно показать даже самой себе.
Мысли о том, чтобы «забыть» старую часть, выбросить её, посадить за стену — очень соблазнительны. Но человек — не Лего. Всё, что ты в себе прячешь, никуда не уходит, а работает против тебя — через тревоги, кризисы, конфликты, обиды. Помните закон? Сила действия равно силе противодействия.
В фильме звучит мудрая фраза:
"То, что было использовано для одной стороны — потеряно для другой. Пути назад нет. Вы одно целое."
Счастья не добавить, если отрубить себе полчеловека — оно или всё целиком, или постепенно начинает разрушаться.
Пожирание себя изнутри: опасная игра
На экране всё предельно откровенно: героиня буквально поедает саму себя, свою старую кожу, чтобы рождаться вновь. Это монстр не в шкафу — а внутри. Но ведь, если подумать, мы же и сами едим себя — в переносном смысле. Самоедство, критика, обесценивание, перфекционизм — вот эти бесконечные «само-съедания».
Звучит знакомо?
— Почему не довольна собой?
— Почему вечный внутренний цикл чувств вины и злости?
— Почему себе не прощаешь, даже если другим готова простить?
Можно ли принять неизбежное?
Самый сложный урок фильма — про принятие. Старость, несовершенство, собственные ошибки, предел возможностей. Всё это пугает — но именно встреча с собой настоящим и есть точка, из которой рождается свобода.
Героине, к сожалению, это не удалось. Что закончилось тотальным саморазрушением, что закономерно.
Если не полюбишь себя на всех стадиях — молодого, в расцвете и в кризисе, никакая новая «я» не даст спокойствия. Мир внутри станет чуть-чуть проще, когда поймёшь: всё, что есть во мне — это всё я. И ни одной своей части я не стану больше гнать, прятать, обесценивать.
А если бы рядом был друг...
Есть у тебя человек, который принимал бы во всех состояниях — счастливой, злой, уставшей, грустной? В фильме важно, что именно детский друг мог стать тем, кто принял бы героиню любой, проявил бы ту самую безусловную любовь, которая нас настоящих и исцеляет.
В терапии часто к настоящему принятию приводит не самоанализ, а зеркалящий взгляд другого: «я вижу тебя и тебе не нужно быть идеальной, чтобы быть любимой».
Может, и тебе проще принять себя, когда кто-то рядом просто смотрит с теплом и говорит: «ты живая, и ты — мой человек»?
А если бы вы были на месте героини?
Честно, представь: если бы можно было мгновенно убрать все свои возрастные или нелюбимые черты — решились бы?
А если бы оказалось, что это невозможно? Есть что-то, что ты прячешь в себе, мечтая выбросить навсегда?
Делитесь в комментариях.
«Субстанция» — это фильм, который больно щёлкает по носу каждого перфекциониста, но очень четко показывает, что мы живём не на сцене, а в своём теле и своей душе. И что гладкая поверхность никогда не даст настоящих ощущений счастья, если внутри воюют две половины.
Пиши свои ощущения, критикуй, не соглашайся — полюби хотя бы своего внутреннего критика за смелость говорить правду!
Может быть, именно после этого поста захочется подружиться со всеми «своими» — и тёмными, и светлыми?
Ваш психолог Зарина❤️