Найти в Дзене

ЕГЭ без репетитора? - Трудно, но реально. Часть 1

В наше время стрессов и паники трудно найти старшеклассника, у которого не было бы нескольких репетиторов или графика в онлайн-школе. И это понятно: конкурсы все жестче, а бюджетных мест все меньше. Да и знания в обычной школе часто оставляют желать лучшего. А что делать, если у семьи нет средств на армию репетиторов, неужели без шансов? Спойлер: Мотивированный подросток действительно может подготовиться к ЕГЭ самостоятельно и сдать экзамены с высокими баллами. Для этого нужно то же, что и во все времена: — самоорганизация 📅
— способности и интерес 🔍
— помощь взрослых 🙌 Если вы не планируете звать репетиторов, но хотите реально помочь ребенку, есть несколько нюансов, о которых нужно знать. 💡 В ближайших постах разберём, как родителям включиться в процесс так, чтобы поддержать подростка, независимо от того, получит он помощь репетитора или будет заниматься самостоятельно. Когда начинается подготовка к ЕГЭ, большинство родителей и школьников сосредоточены на главном — "выучить пре
Оглавление

В наше время стрессов и паники трудно найти старшеклассника, у которого не было бы нескольких репетиторов или графика в онлайн-школе. И это понятно: конкурсы все жестче, а бюджетных мест все меньше. Да и знания в обычной школе часто оставляют желать лучшего. А что делать, если у семьи нет средств на армию репетиторов, неужели без шансов?

Спойлер: Мотивированный подросток действительно может подготовиться к ЕГЭ самостоятельно и сдать экзамены с высокими баллами. Для этого нужно то же, что и во все времена:
— самоорганизация 📅
— способности и интерес 🔍
— помощь взрослых 🙌
Если вы не планируете звать репетиторов, но хотите реально помочь ребенку, есть несколько нюансов, о которых нужно знать.

💡 В ближайших постах разберём, как родителям включиться в процесс так, чтобы поддержать подростка, независимо от того, получит он помощь репетитора или будет заниматься самостоятельно.

1. Содержание предмета

Когда начинается подготовка к ЕГЭ, большинство родителей и школьников сосредоточены на главном — "выучить предмет", усвоить содержание программы. Это логично: экзамен "проверяет знания". Но здесь важно понимать один момент: содержание предмета — это как раз то, с чем мотивированный подросток со средними (или чуть выше) способностями вполне может справиться сам. Без репетиторов.

Только вот этого недостаточно, чтобы получить желанные 80+ баллов. Но не пугайтесь — давайте разбираться по порядку.

В наше время интернет дает фантастические возможности, буквально из любой точки страны и мира вы можете дотянуться до необходимой информации, получить уточнения, найти нужную литературу и т.д. Тогда в чем подвох? В первую очередь в том, что все мы любим заниматься в основном тем, что у нас получается.

⚠️ Частая история: ребенок усердно готовится, часами сидит за учебниками, но…
…всё время возвращается к любимым и понятным темам.
А вот сложные, "нелюбимые" разделы — откладывает на потом. Или вообще избегает.
Иногда и вовсе зубрит то, что не особенно важно для экзамена — просто потому что это проще.

Именно поэтому так важна организация. Есть проверенные пособия, составленные самими разработчиками ЕГЭ. В них уже всё структурировано — разделы, приоритеты, ключевые темы. Если идти по такому плану шаг за шагом, не перескакивая и не теряя время на лишнее — подготовиться вполне реально. Главное — грамотно рассчитать время и обязательно оставить пару месяцев на повторение (и на всякий случай — для форс-мажоров).

📌 А репетитор тогда зачем? — Чтобы сэкономить усилия.

Всю работу по систематизации материала грамотный специалист уже провел за вас, отобрал главное. Это экономит ресурсы: помогает не распыляться, структурирует процесс. Заодно это снижает и "стресс перфекциониста", когда ученик не может продвигаться вперед, опасаясь, что не доучил еще что-то необходимое. Но, как ни крути, учить всё равно будет сам ученик. И финальный результат — высокий балл — всегда зависит от его внутренней готовности работать, с репетитором или без.

2. Чёткий график и планирование

Навык самоконтроля и умения планировать — такой же талант, как способности к языкам или математике. И, скажем честно, не самый типичный дар подростков 😄 Впрочем, и взрослые в этом не всегда сильны — мемы про прокрастинацию не дадут соврать.

Если с содержанием предмета многие ребята могут справиться сами, то с планированием всё сложнее. Слишком уж много вокруг увлекательных вещей.

И вот тут значение репетитора резко возрастает. Регулярные занятия становятся своего рода внешней опорой, рамкой, которая не дает "поплыть". Можно пообещать себе: "Сегодня полчасика, а в воскресенье — по-настоящему займусь". Но прийти на урок в пятницу в 17:00 — это уже другое. Да, и туда можно прийти не до конца готовым. Но сам факт — график уже задан, и каждое занятие становится пусть небольшим, но толчком вперёд.

Жесткая правда: в гонке побеждает тот, кто смог победить себя. Хочешь готовиться сам — будь для себя и учеником, и контролёром.

Что может помочь с организацией?

🔹 Семья
Если отношения доверительные — это отличная поддержка. Не обязательно сидеть вместе за учебниками. Но можно договориться: кто-то в семье регулярно проверяет даты, задаёт вопросы из конспекта или просто напоминает, что время пошло. Главное — делать это честно и стабильно, и только по взаимной договорённости.

🔹 План или календарь

О роли планов и планингов надо поговорить отдельно, это далеко не так просто. Но банальный бумажный календарь и план, повешенные над столом, — уже важный ориентир. Главное, не забывать сверяться и обновлять план, иначе он быстро станет просто фоном.

🔹 Самоотчёты

Считается, что для того, чтобы приобрести какую-то привычку, надо повторять действие
21 день. Так или нет, не знаю, но пару раз в жизни мне приходилось сталкиваться с проблемой изменения ритма жизни и "вписывания" в свой график чего-то нового. И дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда я стала с вечера кратко подводить итоги дня в чате с самой собой и ставить задачи на будущий день.

Завести привычку помогает регулярность. Например, каждый вечер коротко фиксировать, что успел, что запланировать на завтра. Это может быть чат с самим собой, бумажный блокнот или заметка в телефоне. Работает — если делать честно.

Помню, как в выпускном классе всю весну я засыпала и просыпалась с тетрадкой по истории. Мой день начинался с проверки дат — и ей же заканчивался. Лучшим стимулом была моя мечта.

Если вам кажется, что "у всех репетиторы, а у нас нет" — не спешите опускать руки. Настрой, план и воля — куда важнее. Всё возможно.

***

Продолжение следует. Мы поговорим о том, почему "просто знать" предмет недостаточно для высокого балла, и что с этим делать, если решил заниматься самостоятельно.

***