Итак, ваш ребенок самоорганизовался, вы вместе выстроили график занятий, следите за темами, идете последовательно, шаг за шагом. Еще вы договорились с кем-то из педагогов (например, со школьным учителем) о периодической диагностике выпускника. Что еще нужно сделать, чтобы обеспечить максимально высокий результат на экзамене?
4. Как проверяют ЕГЭ?
Давайте сначала вспомним, как устроена проверка экзамена по истории. Тестовую часть проверяет компьютер, главное здесь - не наделать фактических ошибок. К ней упорный выпускник действительно может очень хорошо подготовиться и без посторонней помощи.
Вторую (открытую) часть проверяют независимо друг от друга два специалиста. В комиссию экспертов входят учителя, преподаватели вузов, методисты. У эксперта должен быть определенный педагогический стаж. Также он обязан пройти специальное обучение и сдать зачет, который покажет, что оценивание им работ соответствует требованиям экзамена.
Данные экспертной проверки вносятся в компьютер. Если оценка проверяющих разошлась на один балл, ученику засчитывают более высокий балл независимо от того, кто из экспертов прав. Сомнения - в пользу ученика.
Если эксперты разошлись во мнениях на два балла и больше, эта работа отправляется на перепроверку так называемому "третьему эксперту". Его мнение будет окончательным. В роли третьего эксперта выступают наиболее опытные педагоги, которые, в конечном счете, и решают, какой выставить балл. Таким образом, система хоть и несовершенна, но, насколько это возможно, стремится к объективной оценке работы выпускника. Не идеально, но что в этом мире идеально?
Чем эксперты пользуются при проверке?
В день проверки эксперты получают распечатанные "ключи" - полный текст экзаменационных заданий с ответами. Комиссия начинает работу... с критики этих ответов. Что еще не учли составители? Где ученики в рамках школьной программы могут давать ответы на основе других фактов? Сама команда составителей КИМов постоянно подчеркивает, что создать идеальный ключ по многим вопросам просто-напросто невозможно, всегда есть вероятность еще одного правильного ответа. История - не математика, а даже там решение задач возможно разными способами.
В этом и заключается профессионализм проверяющих: определить, соответствует нетипичный ответ школьника требованиям экзамена или нет?
Хорошая новость в том, что грамотный, хорошо подготовленный ученик может не бояться "не попасть в ключ". Если его ответ действительно правильный, - зачтут. Высокий уровень работы всегда виден при проверке, и большинство экспертов готовы "поощрить" такого школьника высоким баллом. Грамотные эксперты всегда видят не зазубренные, а самостоятельно написанные нешаблонные ответы.
Если при проверке работы эксперты все же допустили ошибку, работу всегда можно попытаться защитить на апелляции, после публикации результатов экзамена. Но это тема для отдельного разговора и я не советовала бы делать ставку на эту опцию. Апелляция - это, так сказать, "последний рубеж обороны", и баллы там отдают только при действительно грубой ошибке проверяющих, а не в спорных случаях.
5. Канатоходец над пропастью
И вот теперь мы переходим к самому главному: может ли школьник самостоятельно понять, насколько точно его ответ соответствует требованиям экзамена? Когда могут зачесть ответ, не совпадающий с ключом из пособия, а где ключ из пособия устарел (или пособие некачественное) и такой ответ не примут? Какой ответ достаточно развёрнут, а где ученик выразил мысль невнятно и ответ не примут?
Решение именно этой проблемы, а вовсе не заучивание фактов, - главный ключ к успеху.
Как ни парадоксально, исторические факты на экзамене по истории - не самоцель. Неужели в своей жизни вы не встречались с глупыми эрудитами? В развернутых ответах проверяется умение внимательно читать текст, использовать терминологию, раскрывать (объяснять) причины и следствия исторических событий, явлений и сравнивать их. Точно так же, как в математике цифры - не вся математика, а всего лишь один из инструментов, факты в истории - это всего лишь "гвоздики", с помощью которых только предстоит что-то построить.
Школьник, который пытается самостоятельно оценить свой ответ по критериям экзамена, должен не просто "посмотреть ключ". Он должен глубоко понимать, что от него требуется. Заучивать ключи бессмысленно - ведь вопрос может быть поставлен иначе, и механически зазубренный ответ станет ловушкой. Именно этот аспект подготовки недооценивает огромное число школьников. И, к сожалению, репетиторов.
Как же пройти по этой тропинке над пропастью? Напоминаю, мы обсуждаем самостоятельную подготовку без репетиторов.
1. Не пренебрегайте диагностикой.
Этот совет я вам уже давала. Ищите возможность регулярно получать обратную связь от профессионала. В сети и в вашей собственной школе много бесплатных возможностей, главное постарайтесь найти варианты качественной проверки работ педагогом с опытом экспертизы.
2. Увидев свой балл, измените (постарайтесь изменить) свое отношение к потерянным баллам.
Балл, потерянный на диагностике, это не враг, а помощник! Он показывает, что какое-то задание понято неверно, или нужные факты банально недоучены. Такие ошибки - друзья ученика, не укоряйте за них школьника, а помогите понять, как использовать анализ ошибок для прогресса в подготовке. Ошибки могут показать ребенку, где есть ресурс для роста. Главное следить, есть ли прогресс в заданиях того же типа на следующей диагностике.
Уважаемые родители! 100 баллов по истории - это не "пятерка". Речь идет о вступительном экзамене в вуз, это более высокий уровень, чем школа. Для школьной "пятерки" достаточно 70-72 баллов. Все, что выше, - проверка выпускника на соответствие уровню университета. Не обесценивайте работу ученика, возмущаясь экзаменом или ругая за низкий результат по итогам диагностике. Это трудный экзамен. А если ребенок готовится самостоятельно, его задача усложняется во много раз
3. Не будьте самонадеянны!
Я понимаю, что подростки - это особый мир. Им может казаться, что все идет прекрасно: посмотрели ключ и "вроде я так же ответил". Тонкости формулировки, детали ответа могут погубить балл, но ученик этого не заметит. Ведь все мы не любим критиковать себя.
Если у вашего ребенка высокий уровень интеллекта и способность к самоорганизации, то к его (её) 16-17 годам вы уже это отлично знаете. Такой подросток обычно самокритичен и, скорее всего, только обрадуется, если вы предложите подстраховаться и проверить, все ли он делает правильно.
4. Просите помощи, не откладывая
Если после двух-трех диагностик ученик теряет баллы на задании одного и того же типа, не откладывайте до конца года поиски специалиста, который поможет понять, что ученик делает не так и подскажет, как повысить результат. Такая консультация способна решить определенные проблемы. Зачастую талантливый выпускник даже после разовой профессиональной обратной связи может преодолеть барьер непонимания и начать более успешно решать те задания, которые ему не давались.
В заключение
Каков же итог этого длинного разговора? Может ли ученик получить высокий балл по истории без репетиторов?
Мой ответ однозначен: может. Я знала таких учеников. Но вы должны понимать, насколько сложна такая подготовка и постараться учесть хотя бы часть наших советов.
Хорошая новость в том, что если ваши сын или дочь смогут справиться с этой задачей, то и в будущем они точно не пропадут. А о чем еще мы, родители, можем мечтать?