Пение всегда являлось естественным выражением поклонения. В Ветхом Завете Давид говорил: “Стал бы петь и воспевать перед Господом” (Пс. 26:6). В Новом Завете пение тоже является необходимым элементом богослужения.
Пение должно присутствовать в нашем личном поклонении. Иаков писал: “Весел ли кто? Пусть поет псалмы” (Иак. 5:13). Некоторые помнят, как наши родители, дедушки и бабушки пели во время работы духовные песни.
Бог также повелевает, чтобы пение было частью нашего публичного поклонения. В Евр. 2:12 говорится: “Посреди церкви воспою Тебя”. Павел учил эфесских христиан назидать друг друга “псалмами и славословиями и песнопениями духовными” (Еф. 5:19). Церкви в Колоссах он тоже говорил, чтобы они учили и вразумляли “друг друга псалмами, славословием и духовными песнями” (Кол. 3:16). Указывая в 1 Кор. 14 инструкции по проведению публичных богослужений, Павел писал, что христиане должны “петь духом... петь и умом” (1 Кор. 14:15).
В этом уроке главное внимание мы уделим публичному богослужению. Но изложенные здесь основы применимы и к индивидуальному поклонению.
ЧЕГО ХОЧЕТ БОГ
В перечне новозаветных отрывков о пении можно отметить Mк. 14:26, где Иисус и Его ученики, перед тем как взойти на Елеонскую гору, пели духовный гимн. В него можно также включить Деян. 16:25, где в полночь “Павел и Сила, молясь, воспевали Бога”. Мне нравятся эти стихи, потому что они говорят мне, что Иисус и Его последователи любили петь, как люблю я. Кроме только что упомянутых, перечень может содержать и другие отрывки:
“...Как написано: «За то буду славить Тебя, Господи, между язычниками и буду петь имени Твоему»” (Рим. 15:9).
“...Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом” (1 Кор. 14:15).
“...«Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя»” (Евр. 2:12).
«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы” (Иак. 5:13).
Два отрывка кратко излагают все, что нам нужно знать о пении во время богослужения; это Еф. 5:19 и Кол. 3:16. Эти два стиха очень схожи между собой:
“Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу” (Еф. 5:19).
“Слово Господне да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; изучайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу” (Кол. 3:16).
Эти стихи учат, что Бог хочет, чтобы пел каждый. Наказ петь обращен не к небольшому числу избранных. Он не ограничивается теми, у кого хороший голос. Указание адресовано общинам в целом. Бог не хочет, чтобы кто-то просто сидел и слушал: Он хочет, чтобы все пели. Человек может не обладать песенным талантом, но он все равно может (как сказал ветхозаветный автор) “восклицать в радости” Господу (Пс. 94:1).
Эти стихи также говорят нам, какие песни Бог хочет слышать от Своего народа во время поклонения.: “Псалмы и гимны и духовные песни”. Трудно провести грань между этими тремя категориями, но ключевым словом здесь является “духовные”: исполняемые во время богослужения песни должны взывать к духу, а не к плоти.
Кроме того, эти два стиха показывают, что наши песни должны иметь определенное направление. Иногда они могут быть направлены на окружающих: “назидая самих себя”, “вразумляя друг друга”. А иногда могут быть обращены к небесам: “поя и воспевая в сердцах ваших Господу”; “воспевая в сердцах ваших Господу”.
Многие песни по своей сути поучительны и адресованы братьям и сестрам во Христе или тем, кому нужно принять Христа. Другие песни — это песни восхваления и благодарения, обращенные к Богу и Иисусу. И наконец, в этих стихах подчеркивается, что христиане должны не просто петь, петь механически, а “воспевать в сердцах своих Господу”, “во благодати воспевая в сердцах [своих] Господу”. Поклоняющиеся должны думать о словах, которые они поют. Они должны “петь духом... петь и умом” (1 Кор. 14:15). Пение не от сердца поднимается не выше потолка.
ЧЕГО БОГ НЕ ХОЧЕТ
Вы, наверное, уже заметили, что в изученных нами отрывках упоминаются только два “инструмента” — человеческий голос и сердце. Нет никаких ссылок на механические музыкальные инструменты. Прочтите весь Новый Завет, и вы нигде не найдете, чтобы во время богослужений в Господней церкви использовались какие-нибудь инструменты. Время от времени вы в Новом Завете можете прочесть о музыкальных инструментах, но только не в контексте христианского богослужения. Инструменты упоминаются в иллюстрациях (как в 1 Кор. 13:1) и в символах Откровения (наряду с курением фимиама, как в Отк. 5:8). Однако в связи с богослужением в Господней церкви музыкальные инструменты не упоминаются. На ветхозаветном богослужении были арфы и другие инструменты (напр. Пс. 150), но в новозаветные времена они исчезли из христианского богослужения. Ученые в целом единодушны в этом вопросе. Во II и III веках христиане резко выступали против использования музыкальных инструментов на богослужении.
Насколько нам известно, первым христианам никогда не говорилось: “Не используйте на богослужении музыкальных инструментов”. Почему же тогда инструменты были исключены из христианского богослужения? Такое решение может иметь то же основание, что и исключение из Господней вечери гамбургеров и кока-колы: когда Бог четко говорит, чего Он хочет, это исключает из данной категории все иное.
Иногда это называют “принципом исключения”. Возможно, вы ни разу не слышали об этом принципе, но пользуетесь вы им каждый день. Если вы нанимаете кого-то покрасить забор в белый цвет, вам не нужно говорить: “Не красьте его в красный... или в синий... или в зеленый... или в черный”. Когда вы точно указываете, чего хотите, говоря: “Покрасьте его в белый”, — это автоматически исключает всякий другой цвет.
В Библии множество примеров принципа исключения. Ною было велено построить ковчег (Быт. 6:14). Если бы ему было сказано: “Сделай его из дерева”, — он мог бы воспользоваться любым деревом: дубом, сосной, деревом гофер или чем угодно.
Но Бог дал конкретные указания: Он велел Ною построить ковчег из дерева гофер (Быт. 6:14). Господу не нужно было говорить: “Не строй его из дуба... или сосны... или какого-либо другого дерева”. Его конкретное указание на дерево гофер исключило всякую другую древесную породу.
Незадолго до того, как сыны Израилевы вышли из Египта, им было велено помазать кровью дверные косяки своих домов, чтобы в их семьи не вошла смерть (Исх. 12:7, 13). Если бы Бог сказал: “Возьмите кровь животного”, — они могли бы выбрать любое животное для заклания: корову, козу, ягненка или кого-нибудь еще. Однако Бог конкретно велел им взять кровь ягненка (Исх. 12:3, 7). Бог не сказал: “Не берите кровь коровы, козы или другого животного, чтобы помазать ею косяки дверей”. Сказав “агнец”, Он этим исключил всякое другое животное.
Бог заповедал нам креститься (Деян. 2:38). Если бы Господь сказал: "Используйте для крещения воду”, — то мы, исполняя эту заповедь, могли бы использовать воду как угодно в зависимости от нашей фантазии. Мы могли бы брызгать водой на людей, могли бы обливать их водой, могли бы погружать их в воду; но, как мы уже видели, библейское крещение — это погружение. Новому Завету нет надобности говорить: “Не окропляйте людей и не обливайте их водой, называя это крещением”. Конкретное указание на погружение исключает окропление и обливание.
Если бы Иисус, устанавливая Господню вечерю, сказал: “Используйте обычную пищу, которая будет символизировать Мое тело, и обычное питье, которое будет символом Моей крови”, — то церковь могла бы по своему усмотрению решать, какие пищу и питье использовать. У кого-то это могли бы быть жареная курица и кофе. А кто-то предпочел бы печенье и молоко. Но, как мы видели, Иисус и первые христиане ели пресный хлеб и пили плод виноградной лозы. Тем, кто хочет угодить Господу, не надо говорить: “Не используйте курицу и кофе. Не используйте печенье и молоко”. Им достаточно того, что открыл им Бог.
Теперь вы видите, что было бы неверно заменять курицей и кофе пресный хлеб и плод виноградной лозы? Вы видите, что было бы неверно добавлять печенье и молоко к Господней трапезе? Из собственного опыта скажу, что, если человек не видит богохульства в том, чтобы добавить к Господней вечере курицу и кофе, то он не усмотрит вреда и в добавлении к пению инструментального сопровождения.
Вы, наверное, уже сами поняли, как принцип исключения применим к теме пения во время богослужения. Если бы Бог сказал: “Пусть на богослужении звучит музыка”, — то церковь могла бы петь, играть на музыкальных инструментах или совмещать то и другое. Но Бог конкретизировал Свое желание. Он сказал:
...петь... (Рим. 15:9).
...петь... (1 Кор. 14:15).
...воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5:19).
...во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3:16).
...воспою... (Евр. 2:12).
...Весел ли кто, пусть поет... (Иак. 5:13).
Богу нет нужды говорить: “Не пользуйтесь музыкальными инструментами на христианском богослужении”. Его конкретные слова о пении исключают любую иную музыку.
Совершенно очевидно, что первые христиане понимали принцип исключения, потому что они убрали из своего богослужения инструменты, которыми пользовались при Ветхом Завете. Ученые в целом согласны с тем, что в течение многих веков на христианском богослужении звучало пение “а капелла” — пока католическая церковь сотни лет спустя не ввела в свое богослужение орган. В 600-х и 700-х годах предпринимались неудачные попытки ввести музыкальные инструменты, но это удалось лишь после 1250 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как и во всех выражениях поклонения, в пении церковь должна как совершать правильные действия, так и иметь правильный настрой. Члены церкви в первую очередь должны стараться исполнить все в точности так, как заповедал Бог. Их сердца должны стремиться поклоняться Богу так, как угодно Ему (Еф. 5:10). Я могу думать, что то или иное выражение поклонения будет угодно Богу, но узнать, что Ему угодно, я могу только из того, что Он открыл в Своем Слове.
Во время пения сердца христиан должны быть настроены на восхваление Бога (Деян. 2:47; Рим. 14:11; 15:11; Фил. 1:11; Евр. 13:15). Они должны “во благодати воспевать в сердцах [своих] Господу” (Кол. 3:16). Они должны “петь духом... петь и умом” (1 Кор. 14:15).
Стараясь исполнить все “что” и “как”, истинные поклонники могут поклоняться Богу “в духе и истине” (Ин. 4:24).