Найти в Дзене

«Дорогая Клара!», Кристина Эмих: первая любовь, поволжские немцы, война

В этом году в Редакции Елены Шубиной вышел роман «Дорогая Клара!» Кристины Эмих, о молодых советских ребятах из Поволжья, мальчике Вите и девочке Кларе, из семьи поволжских немцев. Их чистую, только-только зарождающуюся любовь пресекла Великая Отечественная война. Пресекла и раскидала по разным частям страны. Были письма - остались дневники, воспоминания и надежды Клары и Виктора, чьи жизни отныне шли очень по-разному... Я недавно прочитала этот роман, и он оставил у меня довольно яркие, сильные впечатления. Делюсь ими ниже. Итак, сюжет. Энгельс, Поволжье. Конец 30-х, начало 40-х. Витя, застенчивый и прилежный советский школьник, легче находящий общий язык с книгами, нежели со сверстниками, пишет письмо задорной однокласснице Кларе под нелепым предлогом: нужно, мол, состоять в переписке, а друзья отказали. На самом деле, он и не спрашивал - ему нравится Клара, но он, разумеется, не может это выразить. Зато Витя очень переживает за судьбу Отечества и духовно-идеологические материи - и

В этом году в Редакции Елены Шубиной вышел роман «Дорогая Клара!» Кристины Эмих, о молодых советских ребятах из Поволжья, мальчике Вите и девочке Кларе, из семьи поволжских немцев. Их чистую, только-только зарождающуюся любовь пресекла Великая Отечественная война. Пресекла и раскидала по разным частям страны. Были письма - остались дневники, воспоминания и надежды Клары и Виктора, чьи жизни отныне шли очень по-разному... Я недавно прочитала этот роман, и он оставил у меня довольно яркие, сильные впечатления. Делюсь ими ниже.

Обложка книги - Ozon
Обложка книги - Ozon

Итак, сюжет. Энгельс, Поволжье. Конец 30-х, начало 40-х. Витя, застенчивый и прилежный советский школьник, легче находящий общий язык с книгами, нежели со сверстниками, пишет письмо задорной однокласснице Кларе под нелепым предлогом: нужно, мол, состоять в переписке, а друзья отказали. На самом деле, он и не спрашивал - ему нравится Клара, но он, разумеется, не может это выразить. Зато Витя очень переживает за судьбу Отечества и духовно-идеологические материи - и как раз об этом может написать целое письмо.

Клара, смелая, прямая и темпераментная, больше интересуется людьми и настоящей жизнью с беготней с девчонками, дружбой, хохотом и купанием в Волге, чем учебой, и письма она писать тоже не любит, и Витька ей кажется странным. Но переписка все же завязывается - и дружба тоже. А потом и влюбленность, и любовь, первая, робкая, смешная и трогательная.

А потом приходит война, и всех поволжских немцев депортируют куда-то далеко. Они и сами не знают, куда именно...

Промо-картинка к книге - Ozon
Промо-картинка к книге - Ozon

Некоторые факты о романе, которые интересно знать:

1. История основана на личной семейной хронике. Кристина Эмих использовала реальные дневниковые записи и письма. Забегая вперед, хочу сказать, что это действительно чувствуется. Витя и Клара общаются именно так, как люди говорили, писали и вообще строили фразы тогда. Это очень большой плюс к достоверности.

2. «Дорогая Клара!» - дебютный роман писательницы. Но это не тот случай, когда стоит внутренне сжаться от плохих предчувствий и пройти мимо книги. Тут классическая судьба "маленького человека" в жерновах больших исторических событий.

Но лично я обратила внимание не только по этим причинам.

Дело в том, что у моей бабушки по материнской линии, филолога и огромной любительницы читать, была лучшая подруга, как раз родом из Энгельса, поволжская немка, которая потом до конца дней жила в Башкирии. И когда я увидела в РЕШ анонс со словами "поволжские немцы" и "семейная история", сразу поняла, что подарю книгу бабушке, не дожидаясь отзывов и даже до того, как прочитаю сама.

Бабушка преподавала русский и литературу, была суровым, но справедливым критиком и очень вдумчивым, внимательным читателем. "Старая гвардия", сформирована классикой, с большой любовью именно к отечественной литературе - к серьезной. Некоторые из современных книг, которые я ей дарила, она разносила. Некоторые оценивала как простенькие и поверхностные. Некоторые любила и перечитывала сразу же после того, как дочитывала - целиком, потом еще раз, а потом выборочно, анализируя, размышляя, разговаривая о них... И «Дорогая Клара!» оказалась из третьей категории. Очень, очень ей очень понравилась. Она успела перечитать три раза с мая до июня - в 94 года, с лупой, и, возможно, еще столько же раз выборочно, до своей смерти в июле нынешнего года. Поэтому, так уж вышло, что книга Кристины Эмих, в первую очередь, для меня всегда будет произведением, которое скрасило последние месяцы жизни моей бабушки.

И скрасило сильно. Бабушка говорила: так и было, вспоминала Вильму (подругу), ее маму, их быт, рассказы, разговоры, поволжских немцев, немецкие поселения в Башкирии, как сложились жизни. Для нее была полная достоверность.

А я, когда читала уже сама, видела и другую достоверность: языковую. Построение фраз. Письма. Формулировки. Речь. Дневниковые записи. Так говорила и бабушка. И писала так же (в своих мемуарах). Так было и в тех письмах, которые она хранила всю жизнь. Письмах-свидетельствах тех людей, тех времен.

Бабушкин экземпляр книги. Портрет тоже ее.
Бабушкин экземпляр книги. Портрет тоже ее.

Тем не менее, у меня, человека не из тех времен, впечатления о романе свои. И они двоякие. С одной стороны, захватило, поглотило, не откладывала книгу, переживала, оценила стиль, испытала приятнейшие чувства. Настоящий эпистолярный роман, такое дыхание классической литературы - в самом хорошем смысле. С другой же стороны... Виктор для меня персонаж неприятный. Причем категорически. Этот типаж - абсолютно распространенный, особенно в российской прозе, исторически, первоклассно продемонстрирован Филатовым в очень сильном фильме "Избранные" 1982-го года. Советую посмотреть. Там как раз такой "душой болеющий страдалец": ненавидит режим, но при этом как бы в нем живет и договаривается с совестью, весь такой лирический и благородная душа, о себе да о высоком, а любимая - вроде бы - женщина в это время... впрочем, лучше все же посмотреть. Как и здесь, прочитать. Виктор в "Кларе" - один в один такой вот мерзкий типчик. И война как раз его проявляет и оформляет в этом смысле окончательно.

Но, то, что этот персонаж вызвал у меня яркие неприятные эмоции, вовсе не минус произведению. Яркие же. Сильные. И прописан как четко. Минусы для меня в другом. Далее следуют СПОЙЛЕРЫ, будьте внимательны.

Всем известная шутка гласит, что основной признак русской литературы - страдают все. Герои, автор, читатель (еще редактор, издатель и так далее). Но, по моим наблюдениям, есть и еще кое-что. Такое чувство, что по стандартам нынешней рос.прозы в книге просто непременно должно быть изнасилование. Вот серьезно, как будто если никого не насилуют - уже и не проза вовсе. На мой взгляд, в "Кларе" без этого можно было бы и обойтись. В романе и так достаточно драматизма, и история с другой немецкой девушкой, которую вначале принудили, а потом поматросили и бросили, как забеременела, пробирает куда сильнее. Ни в коем случае не хочу сказать, что это надуманное, и в жизни такого быть не могло - могло и бывало (и бывает, увы) всякое, на то и жизнь, на то и люди, разные, плохие в том числе. И, безусловно, насилие не дай бог кому-либо пережить. Но чисто с читательской точки зрения показалось "требованиями жанра". И, скажу честно, мне уже надоело это встречать в современной прозе. Как будто без секса по принуждению трагизма и вообще горя в жизни мало.

И как будто это нельзя описать так, чтобы боль и ужас проникли внутрь иначе. Я буквально недавно читала аналогичную сцену в британском современном романе — и поразилась. Оказывается, можно теми же самыми обычными, чистыми и красивыми даже словами описать без натурализма, мерзости, грубости, «грязной клубнички» так, что и мерзко, и натурально, и как будто произошло не с героиней, а с тобой только что… и хочется только рыдать и еще умыться. Ведь можно же. Но — почему-то не в российской прозе.

Ну а другой серьезный минус - эпилог. Во-первых, он драматургически совершенно лишний, просто ненужный и все, финальная сцена уже дает тот самый катарсис, ради которого читали, и дальше, будь это кино, должны быть только «титры под музыку». Во-вторых, он еще и сильно снижает градус романа, спускает сильную, хорошую книгу, которая оставляет след в душе и дает пищу для размышлений, до уровня мыльной оперы на России-2 (именно до сериала по ящику, не на платформе).

Интересно, кстати, что моя бабушка эпилог отсекла. Когда она пересказывала мне сюжет, останавливалась на последней сцене. Говорила: так и так, а дальше... тут уж как жизнь. И начинала рассуждать, как могло быть это дальше или как не могло, но говорила, что это уже и не так важно. Самое важное мы прочитали и прожили вместе с героями.

нейросетевая картинка для перебивки)
нейросетевая картинка для перебивки)

Поэтому потом, когда я читала книгу сама, очень удивилась и наличию эпилога, и тому, что бабушка, при ее внимательности и чтении трижды, эпилог так и не прочитала. Или прочитала и вычеркнула — уже не узнать. Но да, она сказала, что роман законченный, а дальше уже "что-то от автора" (так уж восприняла, старушка). Символично. Я бы тоже эпилог "отсекла". Но он есть. И, возможно, кому-то наоборот нравится, что он есть, но по мне - дешевит.

Тем не менее, эти минусы, хоть и ощутимы для меня, не повлияли на восприятие романа в целом. Прошло уже почти три месяца с тех пор, как я прочитала «Дорогую Клару!», и у меня до сих пор послевкусие. Отдельные сцены, фразы из писем и дневников героев, их молодые, сложившиеся не так, как нужно, хрупкие жизни впечатались в мою память, не стерлись, не ускользнули и не растаяли, как это часто бывает с современными книгами, когда прочитал и вскоре забыл, и хорошо, если останется хотя бы общее ощущение. Нет, "Клара" от меня не уходит, "Клара" осталась и, видимо, останется. Это ли не признак хорошей книги, настоящей литературы? На мой взгляд, да.

Резюмирую: дебютный роман Кристины Эмих определенно удался. Я сильно сопереживала героям, пропустила историю через себя, смеялась до войны, боялась за Клару, злилась на Витьку, плакала, застывала, шла с героями дальше... И, конечно, повторюсь, эта книга наполнила последние месяцы жизни моей бабушки-филолога сильными, положительными эмоциями - это дорогого стоит. Рекомендую «Дорогую Клару!» всем, кто любит хорошую современную прозу, особенно сильные человеческие драмы и семейные истории на фоне событий ХХ века.

Задняя сторона обложки книги - Ozon
Задняя сторона обложки книги - Ozon

Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, обсуждению и подписке на канал)