Если вы хоть раз сталкивались с самодельными ограждениями во дворе — цепями, столбиками, покрышками или даже самодельными воротами, то знаете: выглядит это как будто место во дворе «приватизировано» одним человеком. Но на деле — это самозахват. И теперь за него грозит серьёзный штраф, который ударит по карману сильнее, чем обычная парковка на платной стоянке.
Парковка у дома — общая, а не личная
По закону придомовая территория принадлежит всем собственникам квартир в доме. То есть фактически это общая долевая собственность. А значит, никто не может решить за всех и поставить себе столбики, блокираторы или сварить ограждение.
Депутат Сергей Колунов объяснил: установка «личных баррикад» во дворе считается самовольным занятием земельного участка. Проще говоря — незаконным присвоением.
Какие штрафы грозят за «самозахват»
Теперь цифры. Если кадастровая стоимость участка не определена, штраф для физлиц составит от 5 до 10 тысяч рублей. Если же стоимость участка есть — санкции могут быть ещё выше: от 1% до 1,5% от этой суммы, но не меньше 5 тысяч.
Для сравнения: штраф за неправильную парковку в городе обычно 1,5–3 тысячи. То есть за самодельный «личный паркинг» во дворе можно заплатить в три раза больше.
Законный способ организовать места
Многие спросят: а что делать, если мест во дворе не хватает? Ответ простой: решать вопрос коллективно.
Единственный законный способ — общее собрание собственников дома. Если большинство жильцов проголосуют, можно поставить шлагбаум, ввести пропускной режим или даже разметить парковку. Но при этом правила будут носить рекомендательный характер: нельзя, к примеру, юридически запретить соседу или его гостям поставить машину.
Штрафы не только за захват
Есть ещё один момент, на который обратил внимание Колунов: блокировка чужих автомобилей. Если вы перекрыли выезд соседу, рискуете сразу двумя проблемами — штрафом в 3 тысячи рублей и эвакуацией вашей машины на штрафстоянку.
В таких случаях депутат советует оставлять записку с номером телефона. Это хотя бы даст шанс быстро освободить проезд без вызова эвакуатора.
Главная проблема — не законы, а дворы
Все эти споры о парковках упираются в одно: мест действительно не хватает. Новые жилые комплексы часто проектируют с минимумом парковочных зон — ради плотной застройки. В итоге жильцы вынуждены искать место хоть где-то.
Колунов признаёт: проблему решат только изменения в градостроительных нормах. Но это автоматически повлияет на цену нового жилья. Больше парковочных мест — дороже квартиры.
Итог: ставить столбики во дворе больше не получится
Эпоха «личных парковок» во дворах уходит в прошлое. Теперь за самозахват будут серьёзно штрафовать, и оправданий вроде «а где мне ставить машину?» не примут.
Хочешь ограждённое место — договаривайся с соседями. Хочешь стопроцентную гарантию — арендуй или покупай парковку в паркинге. Других законных вариантов теперь нет.
И главный вывод: двор — это общее пространство. И если каждый начнёт «резать кусок под себя», там просто не останется ни места, ни порядка.