Книги о красивой старости - редкость. Перуанская попыталась написать такую. По ней сняли фильм "Продлись, продлись очарованье" с О. Ефремовым и И. Саввиной. Как водится, сюжет фильма весьма отличается от книги. В нем героев будто поменяли местами. Книга написана с позиций героини, а в фильме больше подробностей о жизни героя.
Сюжет книги
В центре повествования - Анна Константиновна. Повесть начинается с момента, когда ее, корректора, провожают на пенсию. Женщина совершенно одинока. Она никогда не была замужем, не сумела ни с кем подружиться. Не так давно умерли ее родители, и Анна Константиновна осталась абсолютно одна. Есть только соседи по коммунальной квартире да знакомая девушка, которая выросла на ее глазах, но и она уезжает с мужем на Сахалин.
Тем не менее, Анна Константиновна не унывает. Она с утра до ночи культурно просвещается - ходит на выставки, в театры, посещает музеи, благо, что живет в Москве. Пенсия невелика, но ей много и не надо.
На одной из экскурсий Анна Константиновна знакомится с Антоном Николаевичем. Пожилой мужчина покоряет ее элегантностью и хорошими манерами. Он 2 года назад похоронил жену, живет в достатке со взрослой дочерью, еще у него есть сын.
Культпоходы они продолжают, теперь уже вместе. Однажды Антон Николаевич приглашает Анну Константиновну на дачу, где она, смущаясь, не понимает, какое место он отводит ей в своей жизни. Ей даже закрадывается в голову мысль, что он хочет ее пригласить стать домработницей.
Постепенно намерения Антона Николаевича становятся серьезными, но выясняется, что его дочь против их отношений. Конец у книги открытый. Будет ли Анна Константиновна бороться за первую в жизни такую запоздалую любовь или устранится - неизвестно.
В фильме же все наоборот - больше подробностей о жизни Антона Николаевича. В книге о нем практически ничего неизвестно.
Впечатления (речь о книге)
История, конечно, вызывает вопросы. Не только у читателя, но и у Анны.
- Сначала - кто она для Антона Николаевича.
- Потом - как он себе представляет совместную жизнь.
- И, наконец, почему так взъелась его дочь.
На имущество Анна не претендует. Что это со стороны дочери, ревность к личной жизни отца, обида, что так быстро забыл мать?
Антон Николаевич тоже, конечно, странный. Он-то, в отличие от Анны, жил полной жизнью. Друзья, знакомые, всего в избытке. И никого не нашлось, чтобы сходить в гости, поговорить?
Ну хорошо, встретил случайно родственную душу. И вот так сразу съезжаться? Видно, нехорошо там что-то с дочерью, лишним стал в своем доме. Но и у Анны жить негде, да и странно это - всю жизнь одна и вдруг быт в коммуналке с чужим старым человеком (да-да, ведь она младше на 15 лет).
Анну, конечно, жаль. Писательница "одарила" ее все-таки по молодости одной случайной связью (за всю жизнь!), да еще и окончившуюся абортом, о котором никто не узнал. При этом Анна умудрилась не только с мужчинами не иметь никаких дел, но даже из женщин ни с кем не подружиться. Т.е. с общением у нее проблемы.
Внешне это ужасная, серая жизнь. Годами исправляла запятые в экономических текстах, даже смысл которых не понимала. Такая женщина, как минимум, должна быть странной. Но по книге она вполне социализирована и, главное, вполне довольна. Анне никогда не скучно. Чтение, музыка и культурные мероприятия заменяют ей людей. Она мало интересуется своей внешностью (Кикиморой называет ее дочь Антона Николаевича). Должно быть, интересный типаж.
О фильме и книге
В фильме акценты смещены. Там Анна хоть и странноватая, но подтянутая и вполне интересная женщина в белой блузке дореволюционного фасона и брошью-камеей, с прической. А в книге она робкая серая мышка, которая не умеет одеваться, не знает, когда и что уместно сказать. Антон Николаевич, наоборот, вот как описан в книге:
в автобус поднялся пожилой мужчина, которого можно было бы назвать даже стариком, если бы это слово не входило в противоречие с его прямой осанкой, элегантной шляпой и ясными зоркими глазами.
В фильме он прямо ну очень поживший, и производит впечатление неряшливости. Всю середину фильма он ходит в растянутом свитере, в начале и в конце - в стандартном костюме и рубашке с галстуком, тоже каких-то пожухлых. А в книге у него, напомню, элегантная шляпа, а значит, и остальной гардероб более интересный.
Опять же, в фильме гораздо больше деталей и рассказана вся жизнь Антона Николаевича, книга же - о жизни Анны Константиновны. Наверное, в этом смысле фильм однозначнее и понятнее, для тех, кто открытые финалы не любит. В повести можно порассуждать, как дальше сложится, хотя у меня есть ощущение, что, так или иначе, вместе они не будут.
А вам что ближе - книга или фильм? Конкретность или недосказанность?
Кстати, о названии фильма - это строки из стихотворения Тютчева, о котором я писала здесь:
Но, самое интересное, есть у Тютчева и совсем другое стихотворение о поздней любви: