Найти в Дзене

Свекровь заявила невестке: — Ты губишь моего внука неправильным воспитанием! — и забрала ребёнка к себе. Но через год её ждал суровый урок

Оглавление

Тамара Григорьевна смотрела, как её четырёхлетний внук Артём играет с планшетом, и морщилась всё сильнее.

— Лена, ну сколько можно? — не выдержала она. — Ребёнок целый день в экран смотрит!

— Тамара Григорьевна, он развивающие игры проходит, — устало ответила невестка. — После работы сил нет с ним заниматься.

ВОТ ИМЕННО! ВОТ В ЧЁМ ПРОБЛЕМА!

«Опять начинается, — подумала Лена. — Каждый визит — одно и то же»

Если бы Тамара Григорьевна знала, к чему приведёт её вмешательство в воспитание внука, то никогда бы не начала эту войну...

🏠 Год назад. Корни конфликта

Лена работала экономистом в строительной компании, график плотный, переработки частые. Муж Алексей — дальнобойщик, в рейсах пропадал по две недели. Артёма водили в садик, но в 6 вечера уже забирали домой.

— Мама, хочу мультики! — канючил мальчик после садика.

— Хорошо, но только час, — соглашалась уставшая Лена.

Час превращался в два, потом в три. Лена готовила ужин, стирала, прибиралась — и планшет становился спасением. Ребёнок был занят, не мешал домашним делам.

Тамара Григорьевна, пенсионерка-учительница, приходила по выходным. И каждый раз ужасалась:

— Лена, ребёнок не умеет играть обычными игрушками!

— Умеет, просто любит мультики.

— Он не может и десяти минут без экрана просидеть! Это же зависимость!

Тамара Григорьевна, не преувеличивайте.

Не преувеличиваю! Я 30 лет в школе работала, таких детей видела!

«Она права, — мучилась Лена совестью. — Но что делать? Времени на развивающие игры нет, сил тоже нет»

Свекровь начала приносить книжки, пазлы, развивающие игрушки. Артём к ним интереса не проявлял — планшет привлекательнее.

— Бабушка, давай лучше мультики посмотрим, — просил внук.

— Не давай! Давай в лото играть будем!

— Не хочу в лото, хочу про роботов мультик!

Тамара Григорьевна смотрела на это с болью. Активный, умный мальчик превращался в зависимого от экрана ребёнка.

📱 Восемь месяцев назад. Нарастание проблемы

С каждым месяцем ситуация ухудшалась. Артём стал капризным, требовал планшет с утра до вечера. Без экрана закатывал истерики.

НЕ ХОЧУ ЗАВТРАКАТЬ! ХОЧУ МУЛЬТИКИ! — рыдал он, отталкивая тарелку с кашей.

— Сначала поешь, потом мультики, — уговаривала Лена.

НЕТ! СЕЙЧАС ХОЧУ!

Лена включала планшет, чтобы накормить сына. Без мультиков он не ел, не одевался, не ложился спать.

В садике воспитательница пожаловалась:

— Лена Сергеевна, Артём не участвует в играх с детьми. Сидит в сторонке, спрашивает, когда можно будет "в телефон поиграть".

— Дома он общительный, — оправдывалась мать.

— Тогда почему в группе молчит? И на занятиях не может сосредоточиться дольше пяти минут.

«Господи, неужели я довела ребёнка до такого состояния?» — паниковала Лена

Дома попробовала ограничить экранное время. Артём устроил такую истерику, что соседи стучали в стену. Пришлось включить планшет.

— Тамара Григорьевна была права, — призналась Лена мужу по телефону. — У сына зависимость.

Так убери планшет! — посоветовал Алексей из рейса.

Легко сказать! Он орёт так, что весь дом просыпается!

Пусть орёт. Несколько дней, и привыкнет.

А как я на работу пойду после бессонной ночи?

Алексей вздохнул. Он понимал жену — одной с ребёнком тяжело, а заработать нужно.

Тамара Григорьевна начала приходить чаще. Видела, как внук деградирует, и места себе не находила.

— Лена, давай я с ним позанимаюсь. Книжки почитаем.

— Попробуйте, но он не будет слушать.

БАБУШКА, А У ТЕБЯ ЕСТЬ ТЕЛЕФОН С ИГРАМИ? — первым делом спрашивал Артём.

— Нет, внучек. Давай лучше сказку про медведя почитаем.

НЕ ХОЧУ СКАЗКУ! ХОЧУ ПРО РОБОТОВ МУЛЬТИК!

Роботов не будет. Будем буквы изучать.

НЕ БУДУ! МАМА, ВКЛЮЧИ ПЛАНШЕТ!

Ребёнок не мог усидеть на месте без экрана и пяти минут. Рисование, лепка, конструктор — ничто его не увлекало. Только мигающие картинки.

Полгода назад. Точка кипения

Ситуация достигла критической отметки. Артём стал агрессивным — мог ударить, если отнимали планшет. В садике дрался с детьми, не слушался воспитателей.

— Лена Сергеевна, — вызвала заведующая, — нам нужно решать проблему. Артём неуправляемый.

Что вы предлагаете?

Обратитесь к детскому психологу. И ограничьте экранное время дома.

Я пыталась. Он устраивает истерики.

Тогда психолог обязательно нужен.

Дома Лена попыталась серьёзно поговорить с сыном:

— Артём, планшет вредный для глазок. Давай играть в другие игры.

НЕТ! ПЛАНШЕТ НЕ ВРЕДНЫЙ! ТЫ ВРЁШЬ!

Не кричи на маму.

БУДУ КРИЧАТЬ! ДАЙ МНЕ ПЛАНШЕТ, А НЕ ТО Я ТЕБЯ ПОБЬЮ!

Четырёхлетний ребёнок замахнулся на мать. Лена в шоке отступила.

«Что творится с моим сыном? Из ласкового мальчика он превратился в маленького агрессора»

Позвонила Тамаре Григорьевне:

— Помогите, я не справляюсь. Артём стал неуправляемым.

Сейчас приеду.

Свекровь примчалась через полчаса. Застала внука с планшетом, а Лену — в слезах на кухне.

Что случилось?

Он замахнулся на меня. Четыре года, а уже агрессивный!

Тамара Григорьевна зашла в комнату к внуку:

— Артёмка, что ты делаешь?

Играю. Отстань.

Как ты разговариваешь с бабушкой?

ОТСТАНЬ, СКАЗАЛ! НЕ МЕШАЙ!

Тамара Григорьевна попыталась забрать планшет. Мальчик взвыл, стал пинаться и кусаться.

ОН СОВСЕМ НЕАДЕКВАТНЫЙ! — ужаснулась она, выйдя к Лене. — Как животное себя ведёт!

Я знаю. Но что делать?

УБРАТЬ ВСЕ ЭКРАНЫ! НЕМЕДЛЕННО!

Он сутками будет орать!

ПУСТЬ ОРЁТ! ЛУЧШЕ НЕДЕЛЮ МУК, ЧЕМ ВСЮ ЖИЗНЬ ПРОБЛЕМ!

Но Лена была физически и морально истощена. После работы сил на борьбу с детскими истериками не хватало.

Тамара Григорьевна видела — невестка сдалась. А внук деградирует с каждым днём.

«Если я не вмешаюсь, — думала она, — ребёнок окончательно испортится»

🎯 Четыре месяца назад. Решение

После очередного скандала, когда Артём разбил тарелку, требуя планшет, Тамара Григорьевна не выдержала:

— Лена, так больше продолжаться не может!

Тамара Григорьевна, я уже не знаю, что делать! — рыдала невестка. — Он меня не слушается, в садике жалуются, дома истерики!

Знаешь что? Отдай мне Артёма на месяц.

Как это?

Пусть поживёт у меня. Я его от экранов отучу, режим наведу.

Лена задумалась. С одной стороны, страшно отдавать ребёнка. С другой — она действительно не справлялась.

А если он у вас тоже будет истерики закатывать?

Буду терпеть. У меня времени больше, нервы крепче. Я 30 лет с детьми работала.

Алексей как отнесётся?

Позвони, спроси.

Муж из рейса одобрил идею:

Пусть мама попробует. Хуже не будет. А ты немного отдохнёшь.

На следующие выходные Артёма отвезли к бабушке "в гости". Тамара Григорьевна жила в двухкомнатной квартире на первом этаже, рядом детская площадка.

Внучек, ты у меня погостишь пока. Весело будет!

А планшет принести? — спросил мальчик.

Планшет дома пусть остаётся.

Тогда я не хочу гостить! ХОЧУ К МАМЕ!

«Начинается, — вздохнула Тамара Григорьевна. — Но отступать поздно»

🔥 Первая неделя у бабушки

Первые три дня были кошмаром. Артём орал с утра до вечера, требуя планшет. Не ел, не играл, только плакал и звал маму.

ХОЧУ К МАМЕ! ДАЙ МНЕ ПЛАНШЕТ!

Планшета нет. Давай книжку почитаем.

НЕ ХОЧУ КНИЖКУ! ХОЧУ МУЛЬТИКИ!

Тамара Григорьевна не сдавалась. Убрала все экраны, даже телевизор отключила. Достала коробки с игрушками, которые копила для внука годами.

Смотри, какие кубики! Домик построим!

НЕ БУДУ СТРОИТЬ! ДУРАЦКИЕ КУБИКИ!

Ребёнок швырял игрушки, падал на пол, бился головой. Соседи жаловались на крик.

Тамара Григорьевна, что у вас там происходит? — спрашивали они.

Внука от гаджетов отучаю. Потерпите немного.

На третий день Лена примчалась забирать сына:

Я слышу, он плачет! Что вы с ним делаете?

Ничего не делаю. Просто не даю планшет.

Он же мучается!

Наркоман тоже мучается, когда дозу не получает. Но лечить ведь надо!

Лена посмотрела на сына. Артём был красный от слёз, но живой и здоровый.

Мама, пошли домой! Я буду хорошим! Дашь мне мультики?

Нет, — твёрдо сказала Тамара Григорьевна. — Ещё неделя без экранов.

🌱 Перелом

К концу первой недели крики стихли. Артём выдохся, понял — планшета не будет. От скуки начал играть обычными игрушками.

Бабуля, а эта машинка что умеет?

Ездить умеет. Смотри!

Впервые за месяцы ребёнок заинтересовался чем-то кроме экрана. Тамара Григорьевна осторожно радовалась.

А что ещё есть?

Пазлы, конструктор, пластилин.

Артём попробовал лепить. Неумело, но с интересом. Бабушка показывала, как делать колбаски, шарики.

А читать меня научишь?

Конечно! Буквы знаешь?

Немного.

За вторую неделю мальчик преобразился. Играл, лепил, слушал сказки. Стал спокойнее, послушнее. Истерики прекратились.

Лена приезжала каждые два дня. Видела изменения и удивлялась:

Артём, ты так хорошо себя ведёшь!

Бабуля учит меня разное.

А планшет не скучаешь?

Немножко. Но бабуля говорит, что от планшета глазки болят.

«Неужели получается? — думала Лена с надеждой. — Может, мама права была?»

Но Тамара Григорьевна чувствовала — одного месяца мало. Нужно закрепить результат.

Лена, давай ещё месяц Артём у меня поживёт. Полностью от экранной зависимости отучу.

Но мне его не хватает...

Понимаю. Но ради его будущего потерпи.

Невестка согласилась. Алексей тоже одобрил — сын по телефону рассказывал папе про поделки и книжки, а не про мультики.

🏆 Через два месяца. Успех и новая проблема

Артём провёл у бабушки уже два месяца. Изменения были кардинальными — мальчик играл в обычные игры, читал по слогам, лепил, рисовал. Никаких истерик, никаких требований планшета.

Мама, смотри, что я нарисовал! — показывал он Лене картинку.

Какой красивый домик!

Это бабуля научила. А ещё я буквы знаю уже много!

Лена радовалась успехам, но внутри росла тревога. Сын всё чаще говорил "бабуля научила", "бабуля сказала", "бабуля показала".

А скоро домой вернёшься? — спрашивала она.

Не знаю. Бабуля говорит, что у неё интереснее.

Тамара Григорьевна действительно создала для внука идеальный развивающий режим. Утренняя зарядка, развивающие игры, прогулки, чтение, лепка, рисование. Ни минуты простоя.

Лена, видишь, какой ребёнок стал? — гордилась она. — А ты говорила, что он неуправляемый.

Да, результат потрясающий. Спасибо вам.

Знаешь, а может, он у меня ещё поживёт? Пока окончательно не укрепится?

Тамара Григорьевна, уже два месяца прошло...

Но ведь дома-то он опять к планшету потянется!

Это была правда. Лена боялась возвращения сына — а вдруг снова начнётся? Планшет дома лежал, телевизор работал.

Может, ещё месяц? — неуверенно согласилась она.

💔 Через четыре месяца. Отчуждение

Артём жил у бабушки уже четыре месяца. За это время он стал образцовым ребёнком — читал, считал, помогал по дому, вежливо разговаривал. Но с каждым визитом Лена чувствовала — сын отдаляется.

Мама, а почему ты не умеешь лепить из пластилина? — спрашивал он.

Не училась, сынок.

А бабуля умеет всё. И готовить, и рисовать, и сказки рассказывать.

Я тоже умею готовить.

Не так вкусно, как бабуля.

«Он меня сравнивает с ней, — болезненно думала Лена. — И не в мою пользу»

Тамара Григорьевна купалась в обожании внука. Впервые за годы она чувствовала себя нужной, важной. Ребёнок слушался её безоговорочно, восхищался ею.

Бабуля, ты самая лучшая! — говорил Артём.

И ты у меня самый лучший внучек.

А можно я всегда у тебя жить буду?

Хочешь?

Очень хочу!

Тамара Григорьевна задумалась. А ведь действительно — почему бы и нет? У неё время есть, опыт, желание заниматься ребёнком. А у Лены работа, усталость, нет педагогических навыков.

Когда Лена приехала забирать сына на выходные домой, Артём заплакал:

Не хочу домой! Хочу у бабули остаться!

Артём, что ты говоришь? — растерялась мать.

Дома скучно. Ты всё время устаёшь, ничего со мной не делаешь.

Лена как будто получила пощёчину. Тамара Григорьевна вмешалась:

Лена, видишь? Ребёнку у меня лучше. Может, оставим как есть?

Как это — оставим?

Пусть у меня живёт. Я его правильно воспитываю.

Тамара Григорьевна, он МОЙ сын!

И МОЙ внук! И я доказала, что воспитываю лучше!

Полгода спустя. Открытый конфликт

Ситуация зашла в тупик. Артём категорически не хотел возвращаться к матери. Тамара Григорьевна считала себя лучшим воспитателем и не желала отдавать внука.

Лена, посмотри на факты, — говорила она. — У меня он образцовый ребёнок. Читает, считает, воспитанный. А дома что было? Истерики, агрессия, планшетная зависимость.

Но я исправилась! Убрала все гаджеты!

И что? У тебя есть время с ним заниматься? Есть знания, как развивать ребёнка?

Я — его мать!

А я — бабушка с педагогическим опытом!

Алексей приехал из рейса и попытался разобраться. Но Артём и его встретил без особой радости:

Папа, а ты надолго приехал?

На неделю, сынок.

А потом опять уедешь? А бабуля всегда со мной.

«Боже мой, — понял Алексей. — Мама настроила сына против нас. Мы стали для него чужими»

Семья раскололась. Тамара Григорьевна прямо заявила:

Я Артёма не отдам. Он у меня останется.

У вас нет на это права! — возмутилась Лена.

Есть! Я его спасла от деградации! Сделала из него человека!

Вы настраиваете его против родителей!

Я говорю ему правду — что родители о нём не заботились!

Конфликт перешёл в открытую войну. Лена пыталась забрать сына силой, но тот плакал и просился обратно к бабушке.

⚖️ Через полгода. Официальное вмешательство

Алексей и Лена поняли — договориться по-хорошему не получится. Обратились в органы опеки.

Ситуация серьёзная, — сказала инспектор Марина Викторовна после визита к Тамаре Григорьевне. — Ребёнок психологически привязан к бабушке, но юридически должен жить с родителями.

А если он не хочет? — спросила Лена.

В четыре года дети не принимают таких решений. Это задача взрослых.

Инспектор провела беседу с Артёмом:

Артёмка, ты скучаешь по маме и папе?

Немножко. Но бабуля лучше.

Почему лучше?

Она умная. Учит меня всему. А мама не умеет.

А папу любишь?

Люблю. Но он всегда уезжает.

«Ребёнок отвечает заученными фразами, — поняла инспектор. — Бабушка внушила ему, что родители плохие»

Тамаре Григорьевне объяснили последствия:

Если добровольно не вернёте внука родителям, подадут в суд. Могут ограничить ваше общение с ребёнком.

Как ограничить? Он мой внук!

Суд может запретить встречи, если посчитает ваше влияние вредным.

Вредным?! Я его воспитываю!

Настраиваете против родителей. Это форма психологического давления.

Тамара Григорьевна растерялась. Она не думала о юридических последствиях, действовала из благих намерений.

Но ведь он у меня развивается! Читает, считает!

Это хорошо. Но семья должна быть вместе.

💡 Осознание

Вечером Тамара Григорьевна честно посмотрела на ситуацию. Полгода назад она хотела помочь внуку избавиться от гаджетовой зависимости. Цель была достигнута, но...

«Я увлеклась, — поняла она. — Мне так понравилось быть главной в его жизни, что я забрала у него родителей»

Артём спал в детской кроватке, которую она купила специально для него. Комната была обустроена идеально — развивающие игрушки, книжки, рисунки на стенах.

Внучек, — тихо позвала она утром. — А ты помнишь, как мама тебе сказки читала?

Не помню. Мама плохо читает.

Не плохо, просто по-другому.

Бабуля, а зачем ты про маму спрашиваешь?

Просто интересно.

Днём она внимательно наблюдала за внуком. Артём был образцовым — вежливым, послушным, развитым. Но в его глазах не хватало чего-то важного.

«Детской непосредственности, — поняла Тамара Григорьевна. — Он стал слишком правильным для четырёхлетнего ребёнка»

Вечером позвонила подруге-психологу:

Галя, можно спросить? Нормально ли, если четырёхлетний ребёнок никогда не капризничает?

Смотря почему не капризничает. Если боится расстроить взрослого — не нормально.

А если просто хорошо воспитан?

Тома, дети должны иметь право на эмоции. И на связь с родителями. Что у тебя случилось?

Тамара Григорьевна рассказала всю историю. Подруга долго молчала:

Тома, ты совершила ошибку.

Какую? Я спасла ребёнка!

Сначала — да. Но потом начала заменять ему родителей. Это неправильно.

Но я же лучше умею воспитывать!

Может быть. Но ты не мама. Дети должны жить в семье, а не у идеальной воспитательницы.

😢 Неожиданное открытие

На следующий день Тамара Григорьевна нашла в детских рисунках Артёма кое-что странное. Все картинки были яркими, аккуратными, но... грустными.

На одном рисунке — дом с одним окном, где стоят бабушка и мальчик. В углу листа маленькие фигурки мамы и папы.

Артём, а что это за рисунок?

Наш дом.

А мама с папой почему в углу?

Они далеко живут.

Ты по ним скучаешь?

Мальчик задумался и честно ответил:

Скучаю. Но ты сказала, что с ними плохо.

«Боже мой, — ужаснулась Тамара Григорьевна. — Что я наделала? Лишила ребёнка родительской любви»

Вечером она внимательно наблюдала за внуком. Артём ложился спать тихо, без сказки на ночь.

Внучек, хочешь, сказку расскажу?

Не надо. Я большой уже.

Большой, но сказки любят все.

Мама мне сказки рассказывала. Но ты сказала, что она не умеет.

Тамара Григорьевна сжалось сердце. Она вспомнила, как полгода назад внушала мальчику, что родители плохие, не заботятся о нём.

Артёмка, а помнишь, как мама тебя качала перед сном?

Глаза мальчика загорелись:

Помню! И песенку пела про зайчика.

Хочешь, чтобы мама приехала и спела тебе?

Очень хочу! Но ты же говорила...

Бабушка ошибалась. Мама тебя очень любит.

🩹 Через неделю. Исправление ошибок

Тамара Григорьевна приняла самое трудное решение в жизни. Позвонила Лене:

Приезжай завтра. Забирай Артёма.

Что случилось? — удивилась невестка.

Я поняла, что была не права. Ребёнок должен жить с родителями.

Тамара Григорьевна...

Не благодари. Это я виновата. Хотела как лучше, а получилось как всегда.

Но просто отдать внука было недостаточно. Нужно было восстановить его связь с родителями.

Артём, помнишь, как мама тебя в садик водила каждое утро?

Помню.

И завтрак готовила?

Да. Кашу с вареньем.

Мама очень по тебе скучает. Плачет каждый день.

Правда плачет? — встревожился мальчик.

Правда. Потому что любит тебя больше всех на свете.

«Нужно постепенно возвращать ему любовь к родителям, — понимала Тамара Григорьевна. — Иначе он будет травмирован»

Следующие дни она рассказывала внуку о том, как родители заботятся о детях, как мама работает, чтобы покупать ему еду и одежду, как папа в рейсах скучает по семье.

А почему ты раньше говорила, что мама плохая?

Бабушка ошиблась. Подумала, что лучше знает, как тебя воспитывать. Но мама — это мама. Она самая важная.

А ты?

А я — бабушка. Буду помогать маме и приходить в гости.

🏠 Возвращение домой

Когда Лена приехала за сыном, Артём бросился к ней:

Мама! Бабуля сказала, ты по мне скучаешь!

Очень скучаю, солнышко! — сквозь слёзы говорила Лена.

А дома ещё планшет есть?

Лена испуганно взглянула на свекровь. Та покачала головой:

Планшета нет. Мы его спрятали. Будешь в обычные игры играть.

Хорошо. Бабуля научила меня рисовать и читать.

Научила. А теперь мама тебя дальше учить будет.

Дома Лена действительно убрала все гаджеты. Купила развивающие игры, книжки, пазлы — всё то, что использовала Тамара Григорьевна.

Первые дни были сложными. Артём привык к постоянным развивающим занятиям, а Лена после работы уставала.

Мама, бабуля лучше рисует, — иногда говорил сын.

Да, бабуля умеет много всего. Но мама учится.

Тамара Григорьевна приходила два раза в неделю. Не для того чтобы "правильно воспитывать", а чтобы помогать семье.

Лена, показать, как пазлы с ним собирать?

Покажите, пожалуйста.

А читать лучше перед сном. Он тогда спокойнее засыпает.

Постепенно невестка перенимала опыт свекрови, но оставалась главной в воспитании сына.

🌟 Через три месяца. Новое равновесие

Семья наконец нашла баланс. Артём жил дома с родителями, но бабушка активно участвовала в его развитии. Без диктата и попыток заменить маму с папой.

Мама, а бабуля сегодня придёт? — спрашивал мальчик.

Да, будем лепить из пластилина.

А ты тоже будешь лепить?

Конечно! Бабуля нас учить будет.

Лена больше не работала допоздна. Попросилась на полставки, чтобы больше времени проводить с сыном. Алексей нашёл работу поближе к дому — теперь уезжал только на три дня.

Знаешь, — сказала Лена свекрови, — спасибо вам за то, что отучили его от планшета.

И простите меня за то, что чуть не разрушила семью, — ответила Тамара Григорьевна.

Вы хотели как лучше.

Хотела. Но забыла, что родители важнее всех педагогов мира.

Артём вырос спокойным, развитым ребёнком. Читал, рисовал, играл в обычные игры. Планшет не требовал — забыл о нём полностью.

В садике его хвалили:

Лена Сергеевна, Артём очень изменился. Общительный, послушный, хорошо развит.

Это бабушка постаралась.

Вместе постарались, — поправила воспитательница.

Семья стала крепче прежнего.

Все поняли главное: воспитание — это командная работа, где у каждого своя роль. Родители дают любовь и безопасность, бабушки-дедушки — мудрость и опыт. Но заменить друг друга они не могут.

Иногда благие намерения приводят к разрушению семьи. Важно помнить: даже если вы лучший педагог в мире, ребёнку нужны именно его родители. А родителям — поддержка старшего поколения, а не замена.

КОНЕЦ

Мораль: Воспитание ребёнка — дело всей семьи. Но каждый должен знать своё место и не пытаться заменить родителей, даже из самых лучших побуждений.