Найти в Дзене
Записки учителя

Не те люди пошли, не те...

Дзеном не как автор, а как читатель я пользуюсь обычно всего два раза в день: утром перед уходом на работу (а в отпуске просто утром) и вечером перед отходом ко сну. Так вот, мне в последнее время в ленте несколько раз попались статьи про нашу альпинистку Наталью Наговицину, которая получила тяжёлую травму при спуске с уже покорённого её группой пика Победы (высшей точки Тянь-Шанской горной системы, находящейся на границе Кыргызстана и КНР). Не буду описывать все подробности, речь в статье вовсе не о них. В общем, маршрут она закончить не смогла, спасательная операция прекращена, тело планируют эвакуировать летом следующего года. Трагедия, конечно, но трагедия предсказуемая. Уж слишком рискованным увлечением является альпинизм, особенно когда речь идёт не о нахоженных сотнями и тысячами групп маршрутах. А иные горы и вовсе не хотят пускать на свои склоны, а если уж пустили, но никак не собираются отпускать. К таким вершинам и относится пик Победы. Треть альпинистов, добравшихся до его

Дзеном не как автор, а как читатель я пользуюсь обычно всего два раза в день: утром перед уходом на работу (а в отпуске просто утром) и вечером перед отходом ко сну. Так вот, мне в последнее время в ленте несколько раз попались статьи про нашу альпинистку Наталью Наговицину, которая получила тяжёлую травму при спуске с уже покорённого её группой пика Победы (высшей точки Тянь-Шанской горной системы, находящейся на границе Кыргызстана и КНР). Не буду описывать все подробности, речь в статье вовсе не о них. В общем, маршрут она закончить не смогла, спасательная операция прекращена, тело планируют эвакуировать летом следующего года.

Трагедия, конечно, но трагедия предсказуемая. Уж слишком рискованным увлечением является альпинизм, особенно когда речь идёт не о нахоженных сотнями и тысячами групп маршрутах. А иные горы и вовсе не хотят пускать на свои склоны, а если уж пустили, но никак не собираются отпускать. К таким вершинам и относится пик Победы. Треть альпинистов, добравшихся до его вершины, так и не спустились к его подножию. Повторю, альпинизм - это очень рискованное увлечение, но не нам его осуждать. Я вот ни разу не экстремал (более того, я страшно боюсь высоты), но альпинистов не осуждал и не буду. Буду скорее этими людьми восхищаться, восхищаться их отваге, их взаимовыручке.

Но вот людей, готовых поосуждать, нашлось немало. Комментарии на статьи о Наговициной меня просто поразили. Причём поразили очень и очень неприятно. Сколько на несчастную женщину (которой к тому времени уже наверняка и не было в живых) обрушилось нехороших, очень жёстких слов. Её буквально облили грязью и помоями. "Самовлюбленная д...а" - это, пожалуй, был самым мягким из эпитетов. Из-за неё, видите ли, погибли её напарники и травмы получили спасатели. Напарники, между прочим, свято блюли традиции альпинистского братства. Это тела уже погибших на сложных маршрутах обычно не эвакуируют, но если человек, который шёл с тобой в одной связке, ещё жив, то для его спасения принимается максимум действий. Без взаимовыручки в горах не выжить. Сегодня спас ты, а завтра тебя!

Удивлён я, удивлён!.. Как-то ушла из наших диванно-кухонных эксперДов душа русского народа (к которому могут относится русские, татары, якуты и многие-многие другие). А как же "сам погибай, а товарища выручай"? Или "нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя"? Нет, осуждающие и проклинающие Наговицину не наши, совсем не наши. Они приземлённые индивидуалисты, воспитанные обществом потребления. Таких всегда было немало ("моё дело - сторона" и "моя хата с краю" - вот их изречения), но раньше они только тихо шипели на своих кухоньках, а теперь вольготно несут свои "идеалы" в тырнетах. А вот немец и итальянец, которые шли с нашей альпинисткой в одной связке, оказались "нашими", для которых взаимовыручка - это вовсе не пустой звук. Они молодцы, так же как и киргизские военные спасатели! Луке и Наталье светлая память!