Найти в Дзене
Сова-Нянька

Как специалисту помочь ребенку справиться со школьными буднями. Упражнения на развитие внимания

Оглавление

Автор: Карпинская В.Ю. – доктор психологических наук, доцент, специалист научно-методического центра сенсомоторной интеграции ОО «Сова-Нянька»

Школьные будни после длинных летних каникул – испытание не только для первоклассников, но и для детей, у которых уже есть опыт каникул и учебной деятельности. Чаще всего возникают жалобы на то, что внимание у детей рассеянно, они никак не могут собраться в школу, не слушают учителя, «считают ворон» при выполнении домашнего задания.

В этот период могут помочь упражнения, которые задействуют различные сенсорные системы и движения. В новой обстановке, когда после долгого перерыва вновь встретились с одноклассниками и учителями, зашли в школу после ремонта и обновленные за лето кабинеты, все время хочется вертеться, хватать новую информацию без разбора. А потом наступает усталость и нет сил, чтобы сосредоточиться на домашнем задании.

Вот набор упражнений, которые направлены на разные аспекты внимания, вовлекают сенсорную и двигательную сферы так, чтобы ребенок «заземлился», вернулся в спокойное сосредоточенное состояние.

Упражнения с сопротивлением и тактильные

Эти техники помогают почувствовать свое тело, снять напряжение и улучшить концентрацию.

  • Пример 1: Сидя на стуле, нужно крепко ухватиться за ножки снизу обеими руками, согнуть спину дугой и тянуться вверх, не разжимая руки. Тянемся и одновременно удерживаемся за ножки стула. Такое положение не даст упасть, ведь ребенок своим весом держит стул, на котором сидит. Три вдоха и выдоха тянемся очень сильно вверх и расслабление. Повторить 5-10 раз.
  • Пример 2: Вовлекаем тактильную сферу. Кладем у стула массажные коврики. Чем более разнородной будет поверхность, тем лучше, поскольку ребенку не приходится вставать на эту поверхность, а лишь «топать» по ней, сидя на стуле. Это помогает сосредоточиться, и можно выполнять прямо во время уроков.
  • Пример 3: Используйте утяжелители (жилет Совы, одеяло, плед, шарф, подушечка). Небольшой вес обеспечит глубокое давление, которое помогает сосредоточиться и сидеть спокойно.

Упражнения для зрительного внимания

Чтобы вспомнить, что глаза нужны не только для того, чтобы следить за персонажами мультфильмов или компьютерной игры, а мышцы глаз тоже поддаются управлению, и направление взора играет важную роль в учебной работе, предложите игры со зрительным слежением и поиском.

  • «Лабиринты» и «Соедини по точкам»: Классические упражнения, которые заставляют глаза следить за линией, что критично важно для чтения и письма. Только важно следить именно глазами, а не ручкой, и решать задачи поиска выхода из лабиринта без помощи рук.
  • «Найди отличия»: Любимая игра, которая тренирует произвольное внимание, умение сканировать картинку и замечать детали.
  • Сортировка мелких предметов: Попросите разложить бусины или пуговицы по цвету/размеру. Это улучшает зрительное восприятие и мыслительные процессы анализа, классификации.

Упражнения для слухового внимания

«Включить» слух помогут игры, связанные с ритмическими рисунками:

  • «Повтори ритм»: Можно хлопать в ладоши, стучать по столу, топать ногами, делать все это поочередно. Усложнять. Это прекрасная тренировка, поскольку первоначальная сложность при заучивании ритма превращается в автоматическое действие. А за периодом активной работы и напряжения следует расслабление и удовольствие.
  • «Съедобное-несъедобное»: Ее можно усложнить: называя слова, ребенок ловит мяч только на "съедобное" или, например, только на слова, начинающиеся на "С". Игра тренирует избирательность внимания и скорость реакции.

Упражнения для глубокого расслабления

Если ребенок очень устал и нужна передышка, то наиболее глубокое расслабление достигается такими играми, как:

  • «Упаковка»: Упаковывать ребенка можно в коврики, пледы, утяжеленные одеяла, обычные одеяла, жилет Совы. Главное, чтобы было небольшое давление со всех сторон, трудно пошевелиться, тишина и темнота. Дети долго не могут быть в таком положении, через несколько минут они насыщаются отдыхом и начинают активно выбираться из таких «упаковок».
  • «Крендель»: Научите ребенка сидя на полу скрестить ноги, а затем потянуться руками вперед. Глубокое растяжение снимает напряжение в спине и плечах после сидения за партой.
  • «Ледышка»: Предложите ребенку сильно-сильно напрячь все мышцы тела, как будто он замерзшая ледышка. Замереть на 10 секунд. А потом "растаять" — полностью расслабиться. Отлично снимает мышечные зажимы.

Как это интегрировать в режим дня?

  • Утром перед школой: 5-10 минут активных упражнений с сопротивлением, перекатываний, упражнений типа «Ледышка», чтобы "разбудить" нервную систему.
  • Во время выполнения домашнего задания: Каждые 15-20 минут делайте 5-минутные "сенсорные перерывы": походить с книгой на голове, покатать массажный мячик под столом ногами, пройти лабиринт глазами.

    Наш сайт, где вы найдете многое для сенсомоторной интеграции:
    https://nannyowl.ru

    #детскаяпсихология #внимание #развитиеребенка #учусьлегко #школьник #дети #образование #воспитание #родители #педагогика