Давно собирался написать что-нибудь о Ярославле - столице Золотого Кольца и популярном среди москвичей "городе выходного дня". Но для меня Ярославль не музей, а место с которым связаны годы трудовой жизни. Соответственно, эта заметка (вероятно, будет серия заметок) не является ни путеводителем для туриста, ни обзором туристических маршрутов или достопримечательностей. Это произвольная подборка впечатлений и оценочных суждений, иллюстрированных как современными, так и архивными фотографиями.
Город - он как человек. Интересен в первую очередь не тем как он одевается, а тем чем занимается. Именно это в конечном счёте и определяет его облик. Человек может быть красиво одет, иметь изящный маникюр - но быть внутри совершенно пустым и безынтересным обывателем. Так и город может иметь начищенную набережную, кучу музеев и музейчиков с разномастной бижутерией - но быть совершенно пустым как только ты сделаешь пару шагов в сторону. Потому что если нет производств, нет университетов, нет учебных заведений, то не будет ни рабочих, ни инженеров, ни учёных, ни студентов. Потому что именно живые люди, а не архитектура определяют истинное лицо города.
Посему начну с небольшого промышленного пейзажа - уж больно часто приходится об него "спотыкаться". Центральная часть ансамбля Угличской площади - останки Ярославского завода топливной аппаратуры. Основная часть снесена и застроена человейником; что осталось - сдаётся в аренду. Классика современного городского планирования и архитектуры: никакого планирования рабочих мест, транспортной нагрузки, комфортной среды - только погоня за "быстрым рублём".
Улицы вдоль нового человейника как теперь принято - без единого деревца. Этот подход универсален и применяется повсеместно - на канале ему посвящена небольшая статья "Архитектура пост-гуманизма".
На противоположной стороне улицы стоит представитель большевисткой архитектуры. Судя по его внешнему виду, есть основания опасаться, что в перспективе он будет признан аварийным и снесён, а "Династия" прирастёт ещё одним корпусом. Но пока он является живым свидетельством хоть и более древнего, но вместе с тем и более прогрессивного подхода к планированию городской среды
Производственная площадка Ярославского завода топливной аппаратуры на Магистральной улице. Десять лет назад здесь ещё было много машин и работала проходная. Теперь даже в рабочий день стоит только машина охраны. Полагаю, это теперь перспективное место для любителей промышленной "заброшки". Поверхностный поиску информации в интернете не очень ободряет. Формально завод вроде как жив, но видимо теперь он либо сокрыт в непроходимых секретных лесах, либо целиком умещается в один ангар.
Пешеходный мост через станцию Ярославль-Главный. Имеет прямое отношение к Ярославскому заводу топливной аппаратуры, т.к. находился на его балансе. Где-то к 2015 году мост был признан аварийным и завод получил предписание от транспортной прокуратуры его отремонтировать. Его неоднократно закрывали самыми радикальными методами - вплоть до закладывания входов кирпичными стенами.
Но суровых ярославских трудящихся это не останавливало, стены прошибались и движение возобновлялось. Причина была проста - мостом пользовались не только жители города, но и все железнодорожники станции.
В конце концов, владельцы завода решили не тратить деньги на ремонт и просто демонтировать покрытие моста. Плиты перекрытий моста были демонтированы, и это немедленно вызывало рост травматизма как среди горожан, так и работников станции, отныне вынужденных подлезать под вагонами.
Как-то в середине зимы мне самому пришлось столкнуться с этой проблемой - я честно обходил 100-вагонный состав по всем правилам, без подлезаний, утопая в снегу. И должен признаться, это было не намного менее травмоопасно - учитывая сколько ям, проволоки и путевых коробок было под снегом на всех междупутьях. Полагаю, ситуация с тех пор никак не поменялось - но кого волнуют проблемы мелких букашек в оранжевых жилетах?
В завершение нельзя не упомянуть другие организации, которые не иначе как по совершенной случайности процветают последние 30 лет. Элитный кабак "Мёд" на фоне церкви (Успенский собор) - расположены в начале Волжской набережной, у самой стрелки, в месте впадения реки Которосль в Волгу. Своеобразная визитная карточка города. Примечательно, что оба заведения открылись почти одновременно: кабак в 2009 году, а церковь - в 2010-м. "Девяностые" давно стали мемом, и "двухтысячные" на их фоне слегка затерялись. Но если присмотреться, то в 2000-х годах заводы и социальную сферу банкротили не хуже, чем в 1990-х - просто стрельбы было меньше. И пропорционально сокращению заводов росло число храмов и ресторанов.